Причём - да, именно "строгие требования, предъявляемые к исследователю",
И да, именно - "быть дистанцированным и быть включённым одновременно",
Да!!
Метод
Экзистенциально-аналитическая психотерапия и психология используют феноменологический метод. Этот метод восходит к Канту, разработан как научный метод познания Э. Гуссерлем, применялся в области философии существования М. Хайдеггером, в области этики - М. Шелером, - оба были учениками Гуссерля. В конце XIX - начале XX века этот метод успешно противостоял принципу объективизма в исследованиях, выдвинутому позитивистской парадигмой науки.
Он основывается на радикальном субъективизме, а следовательно, на доверии исследователя собственным впечатлениям.
Гуссерль призывал вернуться назад «к самим вещам», к пониманию предмета познания «из него самого», но при этом предъявлял довольно строгие требования к тому, кто познает. Строгие, но выполнимые. В противоположность позитивистской установке, согласно которой наблюдатель должен быть предельно объективен, то есть полностью исключить эмоции и субъективные суждения, в феноменологии речь идет об установке эмоциональной открытости по отношению к предмету исследования. Так воспринимать можно лишь то, что не вызывает страха, не заставляет невольно защищаться. Феноменолог беспристрастен и предельно доверчив. Он верит всему, что предъявляет предмет восприятия, но он также верит и своим чувствам, которые возникают в ответ на впечатление. Сочетание способности к дистанцированию, без которой не может быть спокойного принятия, с глубокой и полной эмоциональной включенностью и является парадоксальным требованием к опытному феноменологу. Настроившись принять все, что придет, исследователь далее интенционально погружается в объект познания. Что это? Полное внимание и сосредоточенность на другом. И терпение: в ходе такого погружения неизбежно раньше или позже приходит впечатление, но момент его возникновения невозможно контролировать, это не вопрос воли. Задача исследователя - не пропустить впечатления и дать ему время для того, чтобы оно развилось и стало рельефным (для этого главное - ничего не делать, просто оставаться в процессе). Как это для меня? На этот вопрос отвечает впечатление, как будто из глубины поднимается чувство, но можно ли ему доверять? Чувства обманчивы, поэтому важнейшим шагом феноменологического восприятия является проверка впечатления: так ли это? И здесь требуется хорошее знание собственных эмоциональных проблем, страхов, желаний, чтобы не ошибиться, приняв идущее от моего Я за сущность познаваемого. Откуда идет это впечатление: от меня и моих проблем, невольно затронутых внешним, или все-таки ко мне это не имеет отношения и, следовательно, это сущностная характеристика того, что я пытаюсь постичь? М. Хайдеггер четко выделил три вопроса метода:
- Что это?
- Как это?
- Так ли это?
Кажущийся неискушенному читателю весьма ненадежным, метод феноменологического понимания сегодня, в начале XXI века, является проверенным методом, позволяющим получать научные знания о тех сферах, которые не может исследовать метод эксперимента или объективного наблюдения. С помощью этого метода структурируют глубинные переживания, относящиеся к внутреннему миру личности[8]. Познание сущности вещи, того, что находится за внешней кажимостью, проникновение сквозь фактичность к сути возможно разными путями, но иногда только напрямую - феноменологически. Критерием научности метода является то, что сущность эта неизменна, сколько бы разных феноменологов ее ни обнаруживали.
Это также характерно для внутреннего мира личности: несмотря на неповторимость индивидуальностей, процессы печали, прошения, обработки вины, волевого решения и др. подчиняются одним и тем же законам, проходят одни и те же стадии. При индивидуальной неповторимости сущность сохраняется.
Если бы в своей сущности работа моей души не была подобна той, что протекает в душах других людей, как могли бы люди понимать друг друга, чувствовать близость, сопереживать?
Работая феноменологическим методом, великий философ XX века Макс Шелер дал точные и аккуратные определения таким категориям, как уважение, прощение, совесть. Он создал феноменологическую этику, а Виктор Франкл, будучи его учеником, свою экзистенциально-аналитическую антропологию.
Цитирую по книге
Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. Глава "Метод".
Какое счастье!
Когда мне было 27-28, я познакомилась с детьми индиго. И стало ясно - я не псих! Таких, как я - много! Я не одна такая!
Моя тотальная не-вовлечённость в происходящее, "стеклянная стенка", из-за которой смотрю на мир, благодаря которой могу видеть всё как будто со стороны - вообще, видеть! смотреть! не плыть внутри потока, не замечая потока, как рыба не замечает воду, а видеть! - не уникальна =))
Раньше казалось:
Все-то, которые нормальные, берут и делают. Не задумываясь ни на мгновенье. Одна Ира сидит и охреневает с вытаращенными глазами. Как?! А вы этого не видите?! Ой...
И вдруг:
Полтора десятка таких же видящих. Обсуждают тонкости и трудности своего такого бытия-жития.
Сильно освободило, гора Эверест с плеч упала.
Сильно помогло начать верить себе.
Даже не верить - понятно, что я вижу то, что вижу, чему тут не верить - а начать на себя опираться, ну то есть - действовать, исходя из своих ощущений, а не из внешних требований.
Сейчас мне 39, почти 40 =)), и последние 12-13 лет я активно, по своей воле, работаю с людьми, как если чувство свободы от бремени "я одна такая ненормальная" дало мне ощущение, что я имею на это право! 10+ лет прокачивала способность опираться на свои ощущения)) Исследовала, какими путями ощущения ходят. Видела, где "слетаю", как закрывается способность видеть вчистую, "как есть". Думала, это связано с тем, что люди разные, и не со всеми можно работать. Нашла, что это связано с моими личными эмоциями. Проработала тему эмоций. Увидела: каждый - волшебник :-)
И вот, пожалуйста - оказывается, это феноменологический подход и экзистенциальный анализ :-)))