Ошхамахо переводится как "гора Счастья". В нартском эпосе и мифах адыгов это местопребывание богов. Мне кажется, что и со мной было всё будто в параллельном мире и не с моим телом.
До сих пор я просыпаюсь среди ночи, чтобы подойти к окну и увидеть подсвеченные снегом и бесконечнояркими звёздами вершины гор. Но за окном предрассветная дымка скрывает лишь грязную кашу на дороге, которая с 15 этажа выглядит ещё угрюмее.
Решение поехать в горы обычно планируется за несколько месяцев. Спланировать, договориться, забронировать, выкупить... Всё вышло стремительно и спонтанно.
СМС руководству 2 января, когда уже куплены билеты "Решила в отпуск сгонять на неделю - ты не против?" - "17ого выйдешь?" - "Yess! Буду на связи" - "Не против, набирайся сил. Надеюсь, дёргать не придётся".
Быстрые сборы и бесконечная дорога, трансфер из Минеральных вод. Заселение в 5 утра, полтора часа сна, чашка растворимого кофе и яркое солнце в глаза. С тех пор я практически не снимала маску.
С трассами как-то мы сразу не подружились. Полностью убитые выезды в виде глубоких борозд, раскатанные до блестящего льда крутяки и камни, камни, камни...россыпи маленьких и острых, едва присыпанные снегом большие булыжники,каменные гряды, преграждающие дорогу прямо посреди спуска. Доска под парафин, канты - под заточку.
Поэтому мы даже по трассам катались "вне трасс"
Уютное кафе "МИР" с камином в центре зала. Здесь мы ждали спуск - обсуждали маршруты с гидом и проверяли оборудование перед восхождением. Здесь же мы делились усталостью после катания и пили чуть тёплый чай с облепихой (обжигающего чая, как я люблю, здесь не найти - на высоте вода закипает при 90 градусах).
Увернуться от сорвавшегося камня и лыжной палки товарища сверху, и снова подтянуться уже такой грязной и протёртой перчаткой вверх. Ещё каких-то сто шагов, вершина совсем рядом, первый уже скрылся на площадке наверху. Должно быть, мне жарко - куртка и флис расстёгнуты, балаклава сдвинута на шею, а на линзе маски с каждым выдыхом появляются маленькие туманные поля. Упор сноубордом, проверить устойчиввость камня, поставить ногу, нащупать рукой кочку зацепиться, перенести сноуборд.
Мне, как и тогда, хочется задыхаться от нехватки кислорода, глотая куски воздуха открытым ртом; слушать грохот сердца, отдающийся эхом прямо в черепную коробку. Остановиться, зафиксировав равновесие. Досчитать до пяти, чтобы дыхание немного успокоилось.
3 года назад, в таком теперь далёком 2008, когда легендарный персонаж сноубордического мира Андрей Бобров достал мне из-под своей кровати новенький Arbor Alt со словами "он создан для больших гор и фрирайда", я с улыбкой заметила, "что я не такая". Он улыбнулся в ответ и сказал, что мы ещё вернёмся к этому разговору. До двух ночи мы сидели на полу и слушали какую-то андеграундную музыку, я держала свою новую доску на коленях, рассматривала замысловатый рисунок и гладила её полированную поверхность. Всего за два года до этого я бы рассмеялась человеку в лицо, если бы мне сказали, что я встану на сноуборд. Теперь же мысль о внетрассовом катании заставляла волоски на позвоночнике шевелиться.
Спустя три года, всего каких-то три года я поднялась на "Приют-11", на высоту 4200 и смотрела на поля пухляка впереди.
"Н'ельз'я падат, астанавливаца, сидет, говор'ит в рацию, отключат бипер" - одним из наших гидов была австриячка Лиза Паль (дважды чемпионка во фрирайде). Громко и интеллигентно ругаясь, она щурилась, демонстрируя миллион морщинок на обветренном и загорелом лице. Сложно передать ощущения, когда едешь по следу гида - второй - и знаешь, отчего широкая полоса снего чуть более тёмная под тобой. Стараешься не думать, что это трещина и одно неверное движение и потеря скорости могут стоить тебе жизни. Возвращаешь сердце и мысли усилием воли на место.
Ледники прекрасны - как и всё прекрасное, они таят одну за другой опасности. Девиз разведчиков - "Горячее сердце, холодная голова и чистые руки." Для фрирайда я бы перефразировала его: "Холодное сердце, ясная голова и одетые в варежки руки".
Те, кого гиды "утверждают" на внетрассовое катание, понимают две вещи: 1 - у тебя высокий уровень катания, 2 - твоя судьба теперь не только в твоих руках, но и в руках этого малознакомого человека (гида).
Другим нашим гидом был Паша 13ый - невероятно светлый и открытый Человек с большой буквы!
Человек, которому мы доверяли свою жизнь и который рискует каждый день, ведя за собою группы. Каждый раз мы находили новые нетронутые поля снега, крутые уклоны с длинными выкатами, длинные пешие прогулки по ущельям были отдыхом, а переправа через реку - развлечением.
Впрочем, с Пашей у нас было много общего :) Например, доски!
Замыкающие и его помощники - Вася и Асхат - всегда были рядом и готовы помочь, поддержать, рассмешить - когда сил, вроде бы, уже не оставалось.
Рассказ получился сбивчивый и эмоциональный, как и моё состояние сейчас. Ломка по горам заканчивается, на её место приходит тоска - хочется вернуться и испытать всё это снова. Впрочем, стоит ли возвращаться туда, где был счастлив? Спорно. Мир полон всего нового и неизведанного.
Ощущение свободы - это когда доска, ты сам и горы - единое целое и сердце твоё бьётся в унисон порывам ветра.
фото: Дарья Бусарова, Наталья Рожманова