А в прошлую субботу 9-го апреля у нас прошёл
бал в Дворянском собрании, который частично реконструировал бал по случаю приезда императора Александра II в Вологду 15 июня 1858 года. Причём прошёл ровно в том же месте, что и тогда - здание сохранилось, сейчас это филармония, и до этого наши студии именно исторические балы там не проводили - сложно было договориться о приемлемых условиях аренды, а точнее, сложно было собрать достаточное количество гостей, чтобы окупить это мероприятие (я там была на студенческом балу много лет назад, но к истории он отношения не имел примерно никакого). Организовывали этот бал обе Тани, создавшие в прошлом году новое общество Magie de la danse, и организация была на высшем уровне. Они заранее наладили сотрудничество с филармонией через выставку своих костюмов и проведение мероприятия с рассказом о моде прошлых столетий, и смогли собрать гостей практически со всей России, почти 100 человек. Вот действительно восхищаюсь, как они всё успевают с маленькими детьми - младше моего, да ещё у одной Тани и двое.
Вот общая фотография (и то наверняка тут не все, как обычно)
автор фото - Ирина Кудрявцева
Перед балом были выложены сканы всех сохранившихся документов, которые описывали это событие в истории, и гостям был предложено выбрать себе какого-то персонажа для небольшого отыгрыша - бал не планировали превращать в ролевую игру целиком, но некоторый элемент всегда вносит интерес. Странно, но персонажей себе выбрали очень немногие - видимо, сообщества ролевиков и танцоров во многом окончательно разделились, и некоторые гости даже писали организаторам, можно ли в реконструкционной части не участвовать, гимн не петь и вообще только потанцевать. Ролевики-то привыкли играть в историю и не боятся этого, а вот среди обычных людей это всё же вызывает какой-то подсознательный страх, видимо.
Один из прекрасных московских кавалеров отыграл Александра II - вот жаль, что я с ним на фоне портрета не сфотографировалась, там видно, что даже немного похож :)
bodhij отыгрывал вице-губернатора Вологодской губернии И.И. Пейкера, который как раз исторически руководил украшением города к приезду императора, а тут был распорядителем бала :) Всю реконструкционную часть сделали в начале бала: была и речь императора к дворянству, было и пение гимна "Боже, царя храни" под камерный оркестр филармонии (очень и очень здорово и атмосферно вышло, правда всем раздели листочки с текстом, так как дальше первого куплета это почти никто не знал :)), и первые полонезы прошли тоже так, как было задокументировано. А так как после нескольких полонезов император на балу не оставался, дальше Дмитрий переоделся и был просто участником бала.
Вот фотографии с первой части:
Это уже повтор глубокого реверанса на камеру, вышло не так естественно, как первый раз, когда не успели заснять :)
автор этих фото - Андрей Корнев
Кроме танцев там был и прекрасный буфет, который я не совсем оценила, конечно - перед операцией надо было обследоваться и соблюдать диету, из всего вкусного съела только канапешку и тарталетку с салатом, и пила морс, всё. Но тут явно было, что поесть - вот смотрите, там и сахарных петушков наделали, и салфетки-скатерти Таня вышивала сама, и форму для команды буфета, и всё-всё-всё. Да, не обошлось без досадной случайности - в каком-то салате оказалось немного чеснока, как заметила
magdadd, и это, конечно, неприятно. Понятно, что не специально и в следующий раз наверняка тщательнее за составом салатов поглядят. Но вообще буфет был шикарен, девчонки даже сделали конфеты с обёртками под 19 век!
автор всех фото буфета - Ирина Кудрявцева
Команда буфета в этот раз была усилена ещё и представителями ярославской студии "Зазеркалье", за что им большое спасибо.
Камерный оркестр филармонии под руководством А.Н. Лоскутова играл первые полонезы, а дальше весь бал играл замечательный ансамбль
elsa_alma, который уже традиционно является лучшим сопровождением для любого бала в стране, и досконально понимает требования к танцевальной музыке и их отличия от концертной (вот догадываюсь, как тяжело традиционным "концертным" музыкантам перестроить восприятие, что зал не сидит тихо и не внимает музыке, а танцует, общается, смеётся, и вообще музыка - это фон для танцев, который может быть остановлен распорядителем, когда все натанцевались, и темп музыки тоже регулируется распорядителем именно под нужды танцоров).
Вот ещё раз оркестр:
А вот прекрасный ансамбль Александры Нероновой:
Конечно, для небольших залов множество дам в кринолинах - это испытание :) И кстати, что ещё удивительно - было достаточно места в раздевалке и вообще не было толкучки дам, и это в кринолинах-то! В общем, очень комфортные условия были для переодевания. А вот для танцев да, место заканчивалось быстро. Но нормально, все влезали, кадрили играли просто дважды, чтобы все успели потанцевать. Я вроде и не стремилась танцевать всё подряд, но как-то так сложилось, что танцевала почти всегда, иногда забегая в салон поиграть. К салону в этот раз и Миша немного руку приложил - Таня попросила фигурок лошадок для настолки про гонку, Миша покопался в запасах, нашёл и покрасил. Пазл был слишком большой и я не стала оставаться надолго его складывать, в карты к началу игры не успела, так что достаточно быстро ушла обратно в зал. Опять почти забыла пофотографироваться, но хотя бы что-то успела. Женя мне сделала отличную причёску, которая продержалась даже в польках и мазурке. И да, я в этот раз наконец потанцевала мазурку! Очень здорово, буквально потом еле дышала и сильно раскраснелась (прочувствовав на себе все вот эти описания из классической литературы и находясь как никогда близко к обмороку :)), хоть с одним кавалером и не вошли в синхрон на турсюрплясе, но только с одним. Неловко, конечно, и опыт надо дорабатывать мне, угумс (вопрос только, как). При таком количестве гостей, да ещё и тех, кого давно не видела, всё равно успела потанцевать не совсем со всеми, с кем хотелось, но спасибо тем кавалерам, с кем потанцевать всё же удалось, особенно польки-кадрили-вальсы-мазурку :) (хотя полонезы - это тоже чудесно, никто не спорит ;))
Фотографий в танцах всё равно не особо много и чаще со спины - ну вот я традиционно не представляю большого интереса для фотографов, что неудивительно, учитывая, какие там были шикарные дамы.
Полонезы:
Какая-то из кадрилей:
Возможно вальс:
Польки:
Ещё кадриль (какое-то слишком суровое лицо тут вышло, видимо, сет пока собирался и веселье не началось :))
Вид в вальсе сзади - и да, мне НЕ наступали на кринолин, вот представьте :)
В правом углу тот самый турсюрпляс в мазурке :)
И ещё полонез - а вот тут я прямо наступаю на шлейф Люде, упс, но вроде только в начале, потом я старалась быть аккуратнее :) Но кринолин со шлейфом в условиях такого зала всё же самоубийство, на мой вкус :)
авторов всех фото тут указывать уже сложно, я их отдельно насохраняла, так как не могла отмечаться в контакте - если кому будет принципиально, пропишу
Вот пара постановочных кадров всё-таки лицом и не в движении :) автор - Андрей Корнев
А вот с Таней и прекрасными золотолессцами :) автор - Ирина Кудрявцева
А вот и Таня меня в конце бала сфотографировала:
В перерыве поиграла на арфе - о, это была отдельная история. Во вторник вечером (а бал в субботу) Таня мне пишет "а у нас будет ведь арфа на балу?". Кхм. Я вовсю уже собирала анализы для операции, закрывала срочные дела на работе и вообще не думала, что надо будет играть, так как полагала, что будут реконструировать бал по документам - то есть если арфы не было, её не будет (ну а то бы раньше сказали, как Бодхи, например, сильно заранее предложил сыграть на их балу что-нибудь). Стала оперативно думать, что могло быть известно в Вологде в 1858 году, причём узнаваемого, причём достаточно простого, чтобы я смогла разучить в кратчайшие сроки. Сама сходу не сообразила, спросила мужа, он посоветовал оперы поглядеть, они как раз были на пике моды. В итоге нашла песенку герцога из Риголетто, чуть-чуть подправила левую руку в нотах, чтобы на моей маленькой арфе было удобно играть и разобрала. Я думала, что может кто споёт ещё (например, Паша), но нет. В итоге вроде как вытаскивать арфу ради одной короткой песенки получилось странно, и я попросила принести все свои остальные ноты из кофра. И играла уже совсем не готовившись, однажды даже Фальк подошёл подержать ноты, чтобы мне удобнее было читать с листа :) Но я специально играла в буфете, чтобы это было тоже фоном, и людям не было скучно слушать только меня, и они могли поесть и поболтать, так гораздо меньше внимания к ошибкам - играет что-то и ладно, выглядит атмосферно, а звук у арфы всегда приятный, это вам не скрипка в неумелых руках :)
Вот я и арфа:
Сосредоточенно читаю ноты с листа, благо несложный Scotland the Brave это был, уже незапланированная часть программы :)
А это меня сфотографировала Лена, когда я арфу несла обратно в раздевалку :)
Причёска сзади - это Женя фотографировала свои работы потом :)
Платье я к этому балу почти не переделывала, только продела кулиску для фиксации верха да заменила вечно расстёгивавшиеся крючки в части юбки на пуговицы (всё равно их не видно). Зато соорудила нормальный кринолин-клетку, чуть оттянутый назад (но совсем малость, в том числе чтобы не перешивать подол платья) - это был первый опыт изготовления кринолина из нормальной стали, пришлось даже купить себе болторез, чтобы её резать :) Огромное спасибо Наталье за её наработки для разборного кринолина, я его именно разборным сделала. При расчётах пришлось выводить формулу для расчёта длины дуги окружности (верхние 2 уровня не замкнуты), рисовать 2 проекции кринолина и вообще кто там говорил "зачем мне эта геометрия", а? А вооот зачем! :) Чехол-пыльник на нижние кольца собирала вообще в ночь перед балом, он даже не целый, но и ладно, потом доделаю до ума. В общем получилось прилично, с длиной угадала, я в нём не путалась, не наступала, юбка под него не запрыгивала, по весом юбки он не складывался - базовых проблем удалось избежать. Всё-таки кринолины я люблю, разве что нижнюю юбку полегче надо будет сделать, а то сейчас там результат давнего эксперимента "возьми старые пододеяльники и простыни и собери в картриджные складки, около 9 метров в итоге". В общем, там явно перебор ткани, надо уменьшать :)
Примерка кринолина перед балом, ещё без пыльника и не все "хвосты" подобраны.
Перед балом в этот раз у меня даже не было много гостей, как обычно - Бодхи с Леной приезжали уже в субботу, Денис внезапно в пятницу вечером попал в ДТП и не поехал на бал вообще - и в итоге у меня досыпали после поезда только Серёжа с Сашей, да потом после бала сидели до поезда, который ночью (и очень мило посидели, кстати). А раз сын решил остаться ещё на одну ночь у бабушки, то и после бала я не сразу домой поехала, а ещё и провела ребятам мини-экскурсию по вечерней Вологде, и Катя из Питера чуть не опоздала на поезд, но всё обошлось (а вот Дима предусмотрительно уезжал на следующий день :)) Нормальная-то экскурсия с погружением в тему, с напитком по историческому рецепту и с последующим сбором в ресторане была в воскресенье, но мне ж нельзя было ничего есть почти, так что я уже никуда не пошла, может в следующий раз. Но многие гости бала ходили и остались крайне довольны. Поражаюсь, как Тани нашли в себе силы ещё и на следующий день после бала развлекать гостей.
В общем, в заключение тут повторю большое спасибо всем, кто сделал этот бал: нашим Таням,
bodhij, команде буфета, прекрасным музыкантам и всем гостям. Особо радостно было видеть как знакомых из других городов, впервые приехавших на бал в Вологду, так и тех, кто приезжает уже не на первый бал в нашем городе - значит, постепенно Вологда тоже становится центром притяжения бальной жизни! И это несказанно радует. И после разделения студий получилось даже больше балов - Лена с Надей собираются пикник по модерну делать в усадьбе в июне, а Тани - ампирный бал в июле. Как прекрасно, что находятся люди, которые берут на себя этот колоссальный организаторский труд!