А The Dartz выпустили новый альбом! Пока у меня самым любимым их альбомом была Проксима Парада, следующий (Небывалое Путешествие) как-то ну очень избирательно только понравился, поэтому вот это ощущение, что новый альбом абсолютно прекрасен и ещё поспорит за пальму первенства с Проксимой - невероятно! И заслуживает подробного разбора. Особенно учитывая сквозной сюжет. А вот когда я уложу в голове, как именно этот альбом пересекается с Проскимой (по смыслу точно, но по музыке пока очень сильно разные, не могу совместить), может и ещё один фанфик по миру Дартцов напишу. Но загадывать не буду, тут надо, чтобы идея "щёлкнула" и понеслось
1. Trevlig resa
Эту песню я люблю за фразу "изучайте языки из простого интереса" :) А так именно тут текст мне меньше всего нравится (простоват и без особого сюжета, ага, ну отсылки на классику, ну... и всё?), но задорно и весело. Одна из ооочень немногих песен Дартцов НЕ про смерть, боль и страдания. Позитивная песня Дартц - как непривычно-то, а! :)
По части музыки там потрясающий проигрыш, который, увы, подпорчен идеей оставить на заднем фоне голос Ди, зачитывающий числа и буквы. Что это - не знаю, похоже на номера тактов в нотах, а вот с буквами - не понимаю, разве что вариации какого-то такта... В любом случае, очевидно, что это артефакт с записи альбома, который Дартцам показалось прикольным оставить, как в "фыр-фыр-фыр" было (и там тоже оооочень зря на мой субъективный вкус, но это уже их символом стало 1 2 3 4 5 6 7 8 8 10). Но голос Ди не такой громкий, как голос в фыр-фыр-фыр, плюс это же Ди, а не кто-то посторонний, поэтому лично меня не раздражает, просто отвлекает от музыки. Почти смирилась, что тут оно есть, но с какого-нибудь концерта надо будет утянуть это соло в чистом виде.
2. Элвис летит домой
Что ж, пристегните ремни, начинается сюжет :) Очень круто, что в день презентации альбома над Питером реально пролетал болид -
вот там в комментариях в группе люди нашли. Прямо завораживает совпадение. Песня эта уже была выпущена раньше синглом и отдельно от альбома она мне как раз не особо нравилась именно по тексту. Собственно, по той же причине, что и "фильм не для детей" - всё-таки не люблю, когда настолько явно берут знаменитые имена, негласно претендуя на вызываемые ими ассоциации, не имея к ним прямого отношения. Да, с Элвисом тут фишка, что сходившие с ума фанаты думали, что он улетел с инопланетянами и когда-то вернётся, но эта эпоха и это фанатское движение мне не близко вот совсем и полностью. И не очень понимаю, каким боком оно близко к творчеству Дартцов. Но им виднее. Отсылка про полотенце (активно используемая Дартширским ополчением на концертах) - тоже вызывает отрицательную реакцию, так как "Автостопом по Галактике" я терпеть не могу. Но! Но дальше-то только плюсы. Потрясающе шикарное соло, отличная музыка, ну и да, некий гимн оптимизму вопреки всему. Понятно же, что это катастрофа, но нет, в песне отказываются в это верить до последнего :)
3. Раскалённая вольфрамовая нить
Итак, это была всё-таки комета. Или что похуже :) В этой песне действие уже по сути в железном бункере (города исчезли и остались за железными дверьми - в общем, сюжет фоллаута). Примитивный генератор на основе велосипеда обеспечивает электроэнергией бункер (ладно, образ красивый и я не буду ворчать, что вольфрамовая нить - самый неэффективный источник света в условиях дефицита энергии, но ок, будем думать, что тут заодно отопление и вообще светодиоды ещё не изобрели :)), люди иногда вспоминают, что на поверхности вроде как бывают времена года, небо и прочие приятные штуки. Но где-то есть и земли, населённые людьми - то есть пока не всё потеряно, проблема была локальная, есть шанс, что где-то лучше. В музыке тут мегаатмосферные духовые, которые не совсем в моём вкусе отдельно сами по себе, но очень в стиль :) А также я не могу не слышать тут бессмертное стихотворение нашего земляка "я буду долго гнать велосипед". Кстати, безумная хулиганская идея - включить РВН около памятника Рубцову в рамках каких-нибудь очередных чтений, хе-хе В общем, люди, цените жизнь и труд энергетиков, благодаря которым у вас горит раскалённая вольфрамовая нить без необходимости лично крутить велосипед ;)
4. Дальше только на велике
Вот по моей логике эта песня должна стоять после Элвиса. Потому что вот именно тут "точка невозврата", именно тут всеобщая паника перед катастрофой. Это очень перекликается с Проксимой за счёт немного испанского звучания, за счёт обложки Проскимы с человеком на велосипеде, за счёт почтальона из "Баллады маяка", за счёт темы о пропущенных звонках оттуда же. Почему понимание тупика после прочитанных книг - пока не осознала, возможно это или научная литература и понимание последствий либо удара из космоса, либо предсказание какой-то катастрофы типа извержения, или наоборот - это литература художественная и понимание, что именно по социальному устройству тупик, что общество обречено на вымирание и всё такое. Были бы газеты - было бы понятнее, тогда в чистом виде политика и предсказание ядерной войны. И укладывается в дальнейший сценарий. Но книги... в общем, кто понял - поделитесь.
Вот цветные квадраты на небе - какой-то прямо показательный образ, но тоже пока не поняла до конца. То ли карта на мониторе, расчерченная по квадратикам (как в компьютерной игре - и может ещё отсылка, что управляющие этим как игру всё и видят, был такой сюжет как-то в одной из серий Звёздных врата Атлантида), то ли что ещё...
Но вот эта песня хорошо слушается только в самом альбоме как переход. Отдельно я бы особо слушать не стала.
5. Десять минут
А эта песня - просто открытие и потрясение. Все остальные я слышала раньше, а эту именно впервые на альбоме. Потрясающая. Десять минут до всеобщей катастрофы. Причём люди знают. Не готовы - но кто будет готов? Железные нити сшивают небесный свод - это прямо проассоциировалось с атакой теней на Кориану-6 сначала. Но по другим отсылкам тут именно даже апокалипсис, а не что-то рукотворное - ангелы решают, когда начинать, или оставить этим людям ещё 10 минут. И тут у меня ассоциация сработала на Ньюта и Анафему из Благих Знамений ("нет ни одной причины сейчас не лежать в обнимку") - это тут точно не закладывалось, но вот выплыло. Но с другой стороны, что может лететь на 1000 км за 10 минут? Это 6000 км/ч, загуглила и
вот. Мда. Учитывая, что песни Дартцов имеют свойство сбываться со временем - может не надо, а? Но почему ангелы-то тогда, вот кто понял? Или типа это они просто устроят "отказ системы" и ракеты запустятся сами? Это ещё больше укладывается в ассоциацию с Благими Знамениями, но не может же быть, чтобы тут правда было это :)
Но сама-то песня про отношения между людьми. Про последний звонок и разговор. "Мы с тобой не расстанемся, пока работает мобильная связь" - но потом "мы никогда не расстанемся, ничего больше нет". За душу берёт сильно. А ещё можно предположить, что герои по разные стороны баррикад, и стреляют как раз в сторону города героини. Поэтому и "привет, идиот" (противоположная сторона конфликта - но отношения между людьми выше этого), поэтому "ты слышишь, я ещё тут" - он-то ещё тут, а вот она уже не факт... Слушать всем, вокал Инны Бондарь тут прекрасен. И волшебный звук...
6. Остров
Эта песня ещё с момента, когда я впервые её услышала на концерте у нас в Вологде (в 2019 в честь 10-летия Проксимы), произвела на меня самое неизгладимое впечатление. Вот прямо в душу. И да, многим из моего поколения и поколения чуть постарше тоже пришлось точно в сердце. Уже писала в комментариях в группе Дартцов, что это песня про настоящее взросление, а не то, что обычно принято под этим понимать. Тут "взрослость" друзей героя песни подаётся в кавычках, которую "положено" пройти, а по сути - один негатив и слом личности. Не удачно жениться - а развестись, не создать своё дело - а прогореть (и оно же про внутреннее выгорание тоже). "Все сезоны посмотреть" - это про мнимое ощущение "я понял жизнь", а на самом деле про утраченное любопытство и любознательность. Вот последнее - прямо ооочень распространённая проблема. "Зачем ты занимаешься этой фигнёй (подставить любое нестандартное и не особо модное увлечение), взрослая же уже" - о, сколько раз я это слышала и услышу, видимо. А ещё ведь сейчас в обществе фраза "ну что вы как дети" считается чем-то плохим, хотя именно детское состояние души, идеализм и искренность на самом деле огромная ценность, а взрослость должна просто к этому добавить ответственности, знаний и умений, а не отсекать хорошее. А ответственность как раз тут есть, а там нет: они договорились ("помнишь, обещали...") и вот герой тут, а никого больше нет. Так что в моём восприятии Остров как раз про сохранение в себе хорошего из детства и добавление к этому ответственности. И герой с грустью смотрит на то, насколько таких людей мало.
Единственное, что всегда очень хочу заменить постоянные повторения "на острове" на что-то ещё или ничего, особенно в моменте "сжимаю деревянный меч" - вот спеть "в руке" и дальше музыка, а не "на острове, на острове, на острове" - мы и так поняли, что именно там, сотый повтор уже лишний. А какой тут звук! Пронзительный, как сама песня, местами напоминает мне Dire Straits и что-то в этом стиле. В комментариях в группе писали про стиль Space и что под чистую акустику на гитаре лучше - вот про Space может да, а вот про лучше - не согласна, в обоих вариантах есть своя прелесть и оба задевают свои струны в душе.
И относительно порядка песен - Остров просился где-то пораньше, чем 10 минут. Потому что от 10 минут переход к "Облаку нулей и единиц" прямо очень логичный. Но это ладно, пусть это флэшбэк. Или специально поставленные подряд две песни, прошибающие слезу. Правильно писали в комментариях, совести у них нет, такое подряд ставить.
Кстати, чуть не забыла - из загадок пока остаются странные слова в конце песни на задней фоне. Надо бы вырезать, замедлить, увеличить под лупой, может быть реверсировать и посмотреть, что это, но пока не заморачивалась, я просто слушаю альбом на слух и пытаюсь это понять на слух. Кто-то уже понял? Поделитесь, а? :)
7. Облако нулей и единиц
Ну и всё, привет матрица. Боты ходят к друг другу в гости, рассуждают о том, что делает людей людьми (да-да, людям тоже не мешало бы себя спросить, чем они отличаются от ботов), задают самый ворлонский вопрос "кто мы", классический вопрос бытия + типичная проблема теста Тьюринга. Причём в вариантах ответа прямо всё прекрасно, с отсылкой как на науку, так и на философию типа Лао Цзы ("взмах божественных ресниц" - типа всё это чей-то сон, привет отсылка на Аль-Рашида из Проксимы), а ещё я тут вижу отсылку на Налегке "несколько потерянных страниц" ("кто вырвал страницы из книги моей? Я сам понаделал из них кораблей. Им дал имена и отправил их в путь..." - ну и вот, приехали) и далее, и далее :) Про "повторялся старый тезис, что сегодня тот же день, что был вчера" - вот чую, что помимо очевидного традиционного сюжета а-ля "день сурка" это отсылка на ещё какую-то из ранних песен, эта тема закольцованности времени много где была. Но точную цитату пока не обнаружила. Проскакивающий Рамирес - это из привет из Проксимы, конечно, из морзянки оттуда :) Разноцветного дрона с учётом остального текста даже жалко - если боты тут мыслящие, а их запускают на потеху... но зато тут оптимизм, тут дети ещё есть. Вроде люди не вымерли, будущее в детях (и рефрен на Остров, конечно), поехали дальше.
По музыке на мой вкус опять многовато электроники, которую я не особо люблю в целом, но тут она очень в строку и гармонична, без неё никуда :)
8. Морской самолёт
Ну если есть разумные боты, почему бы не быть самолёту? :) А вообще, конечно, это образ, и образ отличный. Фирменный стиль "старых добрых Дартцов" - бодренькая музыка, под которую плясать, танцевать и радоваться жизни, прямо глоток свежего воздуха в этом постапокалиптическом немного тяжёлом и электронном альбоме... и такой текст. Анализировать текст тут кажется даже излишним - ну всё же понятно, слушайте. Про любовь, про преодоление трудностей, про стык стихий (читай, собственно, любых внешних принципиальных обстоятельств - в контексте альбома смотрится особенно интересно) Мелодию я с удовольствием наигрываю на детском аккордеоне сына, и ему она тоже нравится :) В общем, это та песня, которую совершенно без потерь можно и нужно слушать даже отдельно от альбома. Не зря она вышла отдельным синглом, и уже тогда была заслушана дыр :)
9. Ветряки
А вот это ещё один шедевр. И да, инженер-энергетик во мне опять радуется профессиональной тематике (ну простите, ну не могу иначе :)) И да, снова параллель на Проксиму - это должно быть где-то в районе "Баллады маяка Ар-мэн". Когда я впервые услышала эту песню на онлайн-концерте, то слова про "рассыпаются планы" (там длинная цитата, лучше слушать) прямо сразу прошибли слезу в плане актуальности. Ветряки как символ преобразования проблемы в источник возможностей. Не могу не вспомнить цитату Шеридана "если прыгаешь со скалы - почему бы не попытаться полететь". Вот это оно. Да, "разметали ветра" всё, что было дорого, но "над моею дорогой встают ветряки" - и теперь ветер мы обернули на пользу. И там невероятно прекрасная музыка, переходы, соло, особенно в конце, вот аааа, восторг! И да, ноты выложены, ох, какое спасибо Дартцам за это. Вот с концерта кто-нибудь привезёт мне бумажную тетрадку со всеми нотами и уххх! :) Из того, что в ветряках меня немного царапает, только бесконечные повторы текста "под порывами ветра ветряки". Вот убрать бы, проще ещё пару куплетов добавить, или хотя бы просто музыку оставлять, а не это. Повторы вот по всему альбому раздражают, кстати. Ну перебор, перебор, не надо так.
10. Когда садится солнце, я скучаю по тебе
Ну и под конец тоже некий безумный фирменный Дартцовский позитив на фоне разрухи и пейзажей постапокалипсиса. Но такого относительно мирного, когда уже не в бункерах, а люди вышли на поверхность. У меня почему-то перекличка с Исландским мхом произошла, примерно на такой сюжет "я б с радостью её позвал на теннис, но..." и потом "сгорел асфальт, сгорел бетон, где мы играли в бадминтон". Расплавленные машины, заброшенные пути, кирпичом пишем на броне... почему-то стилистика Безумного Макса ещё видится, но я тот фильм не смотрела, вроде он дурацкий, просто по картинке сходится немного. По музыкальному проигрышу там прямо хоть саундтреком к фоллауту ставь - стилистика середины 20 века и может местами пораньше даже, к эпохе немного кино, когда пианино включается, а когда ещё в конце флейта подхватывает... В общем, это прекрасно, и я хочу это сама тоже поиграть, ааа! Повтор строчки с Trevlig resa про "у меня всегда открыто" - концептуально, здорово, закольцовывает альбом. Как говорится, а как всё мило начиналось, с путешествия и открытого русско-шведского разговорника... Ну и да, до выхода альбома этой песне я уже посвятила один
рецепт новогоднего бисквита :) Нууу... в контексте альбома уже не так хорошо подходит (отдельно сама по себе песня не предрекала такого масштабного апокалипсиса, а слушалась как продолжение Проксимы, а там немного другой настрой на катастрофу), но пусть живёт :)
Итак, на этом сбор впечатлений вроде относительно завершён. И даже если вы не слушаете Дартц - попробуйте начать, а? А кто слушает - добро пожаловать в комментарии, обсудим, кто что ещё в альбоме углядел :)
UPD от 16.11. Ааааа, сегодня добрые люди сказали мне, что числа в первой песне совсем не просто так числа с записи альбома, как это было в "фыр-фыр-фыр"! Это пасхалка уровня морзянки в Проксиме, даже круче. Посыпаю голову пеплом, что сама не сообразила, что одну и ту же шутку Дартцы повторять дважды не станут. Снимаю виртуальную шляпу, как говорится, это лишний раз напоминает мне, за что я настолько люблю эту группу :) Спасибо вам, потрясающие The Dartz, мы вас любим! :)