Не поленилась провести мини-опрос среди ближайших родственников на тему того, как в их среде реагировали на смерть Сталина.
Понятно, что многие в силу возраста что запомнили - то запомнили, а порой и вовсе дополняли свой рассказ свидетельствами старших товарищей. Тем не менее, обстановку они в общих штрихах обрисовали, и, я бы сказала, в этой обрисовке прослеживается даже некая целостность. Несмотря на то, что опрашиваемые - из довольно разных по своему бэкграунду, культурно-историческим особенностям и уровню достатка регионов (Брестская и Могилёвская области - западная и восточная Беларусь то бишь). Да, кстати, и с той, и с другой стороны место действия - сельская местность, действующие лица - люди из народа. В целом итого картинка получилась примерно следующая.
Итак, мамины родственники, и это у нас Брестская область. Отнеслись с пофигизмом. Дед вообще в обиходе порой прохаживался по политикам как по врунишкам, которым абы свой кусок оттяпать (эге, мне было в кого уродиться xD), соответственно, горевал не особо. Да и многое оценивал не как в газетах написано, а как в жизни же и подметил - какой Сталин, алё? ;)) Бабушке политика и вовсе была глубочайше до фени - ибо уж больно дофига всегда было работы по хозяйству, и на какого-то там Сталина отвлекаться было чуток некогда ;)) Что же касается местных, то - плакала жена директора школы. А потом просочился стишок, отражавший разницу между тяжёлой дохрущёвской бытовухой и эпохой уже после смерти Сталина: "Ой, спасибо, Маленков - дал нам хлеба и блинков" (Маленков - советский партийный деятель, хозяйничавший в середине 1950-х).
Родственники отца (Могилёвская область). Дед, при всех заслугах своей комсомольской юности, смотрел на жизнь "с хитрым прищуром" (в частности, его любимая фраза звучала как "В "Известиях" нет правды, а в "Правде" нет известий" :Р) и, как человек начитанный (а читать он любил классику - и вот опять гены пальцем не раздавишь!), всё прекрасно понимал. И "по поводу" сказал что-то вроде "на его место куча другого такого же гамна набежит". Сказал он это бабушке, которая - неожиданно для меня - полезла на печку плакать. А ещё добавил: ну дура же, тебе-то, мол, после всех твоих ссылок теперь точно хуже не будет. Ибо как раз бабушка ещё и как ощутила на себе жернова эпохи - будучи кулацкой дочерью, сосланной вместе с семьёй за Урал (после того, как её отец, а мой прадед, отказался вступать в колхоз, да ещё после уговоров жены, не желавшей спорить с властью) и несколько раз сбегавшая оттуда в родную деревню. На моё "Ы??" отец ответил - "Ну, время было такое". Пояснил, что бабушка как раз верила в авторитет руководителя, поднявшего экономику из разрухи и давшего крепкого пендаля немцам - и не верила, что в её злоключениях виноват именно Иосиф Виссарионович... в принципе, позиция тоже распространённая по тем временам. В деревне же языками от греха подальше как раз не трепали, посему мнение соседей, как и мнение деда, осталось за деревянными стенами хат.
Такой вот общий взгляд из народной глубинки. Наверно, характерный ;))