Когда мы говорим, то кто-то плывет по течению, как правило, мы подразумеваем, что это не очень хорошо. Ведь мы знаем, что по течению плывут люди ленивые, неспособные принимать решения самостоятельно, на знающие, чего они хотят от этой жизни, не умеющие формулировать для себя цели и стремиться к ним. Мы относимся к таким людям недоумением, либо с сожалением, а то и вовсе с некоторой долей презрения.
В период становления моего характера, когда кипела кровь, бушевали гормоны и буйствовал юношеский максимализм, я тоже считала недостойным пассивное следование жизненным обстоятельствам и отсутствие стремления что-либо изменить.
Потом я повзрослела, будем надеяться, поумнела и обрела способность смотреть на себя со стороны. То, что я увидела, меня озадачило и неприятно удивило. После нескольких недель отрывочных самонаблюдений и усиленных самокопаний я с крайним неудовольствием вынуждена была констатировать малоутешительный факт: я - апатичная бесхребетная бездарь, плывущая по течению, не способная ни на какой мало-мальски самостоятельный шаг и не имеющая никаких перспектив на счастливую жизнь (потому что само счастье в руки плывет только в сказках, а сказок не бывает).
А потом я повзрослела еще немного и научилась не только более-менее объективно оценивать собственную персону, но и отделять полезную самокритику от вредного самокритиканства. Правда, овладев этими навыками, я не изменила реальность - я по-прежнему должна признать, что всю жизнь я плыву по течению. Только вот ничего смертельного я сейчас в этом не вижу. Ну да, проживаю я свою жизнь с минимальными трудозатратами. Но ведь неплохо же проживаю.
Взять хотя бы мое образование и работу. Понятное дело, что в ближайшую по месторасположению школу меня определили родители, и влиять на их решение шестилетняя я просто не могла. Отучившись в родной школе 8 лет, я оказалась перед необходимостью сделать выбор. Видите ли, именно в том году нашему педсовету приспичило сделать школу не простой, а специализированной. Причем, специализация должна была коснуться почему-то только выпускные 10-11 классы. Вариантов было два: удариться в углубленное изучение биологии и препарировать лягушек в биологическом классе или мучительно читать учебники по истории в гуманитарном. Третий вариант смены школы мною даже не рассматривался (не хотелось). По причине тотальной ненависти к биологии и врожденной грамотности и любовью к словоблудию, я выбрала гуманитарный класс. Кто бы знал, что, приняв это условно «самостоятельное» решение, я определила свою судьбу как минимум на ближайшие15 лет.
Из «гуманитарного» класса, вся гуманитарность которого сводилась к четырем урокам литературы в неделю вместо двух, я плавно выплыла в ВУЗ. Журфак был выбран не потому, что меня тянуло в журналистику (чур меня!), и даже не потому, что он был едва ли не единственны, куда не надо было сдавать ненавистную и непонятную мне алгебру или физику, и уж совсем не потому, что он находился недалеко от дома. Да и вообще, не я выбрала журфак, а он выбрал меня. Потому что какая-то внутришкольная практика по неведомым мне причинам проходила у нас на базе этого самого журфака, и за два года я так к нему привыкла, что, не чувствуя в себе никаких пристрастий и не отдавая предпочтения абсолютно ни одной из сфер человеческой жизнедеятельности, а также не желая расстраивать родителей своей несостоятельностью, я совершенно безразлично и непринужденно поступила на журфак, объявив, что намерена стать классным журналистом. Самое смешное, какое-то время после декларирования этого принципа я и правда хотела стать журналистом.
Уже на первом курсе я отказалась от этой бредовой идеи. Я вяло и ровно «училась», писала необходимое для получения зачетов количество статей (что-то даже где-то было опубликовано) и понятия не имела, что делать дальше. И тут река сделала новый поворот. На факультете открыли кафедру рекламы и PR. Прекрасно понимая, что мне просто ненавистна перспектива работы в любом из существующих СМИ в любом качестве, я решила поплыть по вновь образованному руслу. Плыла спокойно, с любопытством оглядываясь по сторонам. Совершенно индифферентно я согласилась на практику в большой, но совершенно непонятной мне конторе. Решающим фактором при ее выборе из предложенных руководителем практики вариантов оказалось то, что остальные потенциальные места прохождения практики находились еще дальше от дома, и добираться туда было совсем уж неудобно.
Неожиданно мне понравилось то, чем мне было предложено заниматься. Я нашла выход своей графомании и словоблудию в написании пресс-релизов, обзоров прессы, речей и поздравительных адресов. Я получила возможность поупражняться в остроумии, работая на справочном телефоне. И именно два года работы в этой компании научили меня большему, чем пять лет в ВУЗе.
Сейчас я знаю, что именно тогда, когда мне было неохота расставаться с удобной школой, я медленно и лениво вплыла в новую жизнь. Благодаря моему эгоистичному нежеланию что-то менять, когда все и так неплохо, потому что изменения могут все только испортить, я сейчас занимаюсь любимым делом, общаюсь с потрясающе интересными для меня людьми и верю в лучшее будущее. А между тем, я бы никогда даже не узнала о существовании своей нынешней профессии (замечу, горячо любимой), поддайся я в 14 лет на уговоры более решительно настроенных одноклассников и перейди в другую школу.
И вообще, вся моя жизнь до сих пор была и остается цепочкой обстоятельств, которые складываются независимо от меня, и на которые я влиять не могу. Или не хочу. А может, боюсь?
26.01.2005