Этот музей посвящен средневековому Дублину, начиная с времен основания его викингами. Собственно, про викингов первый этаж, на втором экспозиция о средневековом городе, а на третьем этаже расположен музей археологии (там снимать было запрещено, но там тоже очень интересно - выставлены различные приборы и инструменты, используемые археологами, рассказывается как проводятся анализы для определения возраста находок и т.п.). Вообще сам этот музей будет, наверное, больше интересен детям, поскольку он интерактивный. Т.е. каких-то исторических экспонатов там мало, а просто много различных инсталляций, показывающих разные аспекты жизни древних жителей Дублина, и везде все можно пощупать, на стенах информативные плакаты, загадки и т.п. Ну вообще, достаточно любопытно.
Итак, примерно в 820-30-е годы викинги вторглись на территорию современного Дублина и в 841 году основали здесь поселение. Первым иностранным королем был Олаф Белый из Норвегии.
Викинги были язычниками, у них был свой пантеон богов, но «основными» считались Один, Тор и Фрей. Все они имели человеческое обличие и обладали различных сверхъестественными качествами. О приключениях богов слагали легенды. Один был верховных богом у викингов, у него было две вороны Hugin (мысль) и Munin (память), которые были его информаторами. Тор был сыном Одина и самым популярным божеством, он защищал людей от зла. Его имя означает «гром» и когда звучали раскаты грома, это означало, что его колесница несется по небу. Вспышки молнии - это искры от его молота Mjöllnir. Фрей был богом плодородия. Он помогал людям вырастить хороший урожай, а также здоровых и сильных детей. Его священными животными были кабан и жеребец, символы мужественности. У него была сестра-близнец Фрея (его женский аналог).
Арабский торговец Ahmad ibn Fadhlan повстречал скандинавских торговцев в 921 году и написал, что те совершали жертвоприношения еды и питья к деревянным столбам - на одном было вырезано человеческое лицо, а на других морды священных животных. Викинги часто совершали жертвоприношения своим богам и чтобы доказать, как сильна их вера и как много они могут себе позволить потратить, они развешивали шкуры животных рядом со своими домами. Традиционными местами для совершения религиозных обрядов были родники и лесные опушки, которые были посвящены тому или иному богу. Однако, согласно записям одного исландского писателя в Lade в Норвегии существовал храм, в котором в котором приносили в жертву лошадей, готовили их и ели, и стены этого храма были разукрашены их кровью.
Викинги верили в загробную жизнь, поэтому вместе с умершими хоронили необходимые ему вещи: оружие, инструменты, украшения, домашнюю утварь, лошадей, собак и даже рабов. Викинги хоронили своих умерших разными способами, например, закапывали в могилы (которые были обычно не очень глубокими). Самых знатных людей обычно хоронили вместе с вещами и слугами внутри корабля корабле, часто их предварительно сжигали. Но в основном так делали в Скандинавии, свидетельства подобных ритуалов были также обнаружены на Шотландских островах и острове Мэн. Тех, кто умирал на поле битвы, Валькирии, служительницы Одина, забирали с собой в Вальхаллу - там они сражались днем и пировали ночью. Те же, кто умирал в мирной жизни, попадали в холодное и мрачное место Niflheim.
Викинги часто нападали на монастыри, но это не были атаки против христиан, а просто викинги грабили монастыри - потому как там всегда хранилась ценная церковная утварь, а также обычно местные жители приносили свои ценные вещи на хранение в монастыри.
Несмотря на репутацию жестоких и храбрых воинов, викинги в основном не так часто воевали и у них даже не было регулярной армии. Однако, для того, чтобы быть способными защищать свои дома и семьи каждый викинг с детства тренировался владеть оружием, кто-то впоследствии становился наемником, а некоторые наиболее тренированные бойцы образовывали особые подразделения, такие как, например, Varangian Guard, которая охраняла императоров Константинополя. В то время как в различных набегах чаще всего участвовали обычные фермеры, который с помощью награбленного просто хотели немного разбогатеть. Особой военной тактики них было, в основном они полагались только на эффект неожиданности. Их корабли, и особенно лошади, которых они брали с собой, помогали им напасть быстро, награбить много и также быстро скрыться. Но битв с викингами обычно избегали, потому как зачастую викинги превосходили противников численно и одерживали победу.
Когда викинги нападали на поселения, они уносили с собой не только сокровища, но также и угоняли в рабство людей. Некоторые потом работали на фермах у викингов, но в основном они промышляли работорговлей. Некоторые крупнейшие рынки рабов были в Испании, и даже в южной части Древней Руси, но один из наиболее известных рынков в северо-западной Европе был в Дублине. Мужчин, женщин и детей похищали по всей Европе, но особенно из регионов, где жили славяне, и возможно даже слово “slave” происходит от наименования славян - Slavic/Slavonic. Но в те времена не только викинги занимались работорговлей, это было распространенным явлением по всему миру, и время от времени и сами викинги угонялись в рабство. Например, в 944 году, когда Дублин был успешно атакован ирландцами. Много историй о рабах было записано, например, история о спасенной из рабства святым Римбертом из Дании монахине (она пела псалмы, чтобы доказать кем она была), и о пятнадцатилетней девушке, купленной за 3 меры серебра и которая оказалась ирландской принцессой.
Стихи и поэмы слагались и рассказывались профессиональными поэтами - скальдами. Некоторые из них постоянно служили при дворе короля или вождя, другие же наоборот были странствующими поэтами. Их произведения были полны загадочных и замысловатых описаний, таких как, например, «лес на щеках» - о бороде, или «кормящий животных, питающихся падалью» - о мертвом воине. Все эти стихи подчинялись строгим правилам, которые устанавливали длину строфы, количество слогов в одной строфе и где должны быть акценты и ударения. Поэзия скальдов требовала знаний и образованности как от самого поэта, так и от его публики. Более простым и популярным литературным жанром существовавшим тогда был Eddaic, в котором использовался язык близкий к повседневному разговорному. Этот жанр считался не таким высоким, как поэмы скальдов, хотя последние часто рассказывали и такие поэмы. Отличительной чертой произведений Eddaic была аллитерация - т.е. вид повтора - совпадение начальных или начинающих ударный слог согласных в словах, например, «To sit in solemn silence». Многие поэмы эпохи викингов дошли до наших дней, поскольку они сохранились в исландских сагах. Эти истории передавались от поколения к поколению устно, пока их позднее в Средние века не записали.
Викинги верили, что миру наступит конец, когда произойдет Ragnarök - финальная битва между богами и их врагами, в которой практически все будет разрушено. В реальности мир викингов просто исчез. Христианство постепенно вытеснило языческие верования, их преимущество в торговле также постепенно пошло на спад, потому как другие народы и страны успешно конкурировали с ними, а также они постепенно смешивались с другими народами, заключая браки. Любопытно, что такие вот потомки викингов приблизили конец их мира. Вильгельм Завоеватель, который захватил Англию в 1066 году, и Strongbow, который завоевал Дублин, оба вели свое происхождение от викингов. Но некоторые аспекты жизни древних викингов сохранялись в Средние века. Скандинавские пираты были одной из основных причин создания Ганзейского союза немецких торговцев в 1241 году, а также, например, в Лабрадоре до XX века использовались руны.
Изображения, используемые викингами, а также руны до сих пор считаются сильным символами, которые часто используют расистами и правыми экстремистами. Интерес к викингам у различных экстремистских группировок, возможно, проявился впервые в начале XXвека в Германии у the Thule Society. Это ново-языческое, националистское движение очень почитали все, что было связано с викингами и считали их потомками древних ариев. Голубоглазый блондин - викинг - был олицетворением идеального представителя высшей расы для Гитлера, это было отголоском того, что Гиммлер и другие высокопоставленные члены нацисткой партии были ранее членами the Thule Society. Сейчас свастика ассоциируется исключительно с нацистами, но изначально во многих традициях и культурах это был символ удачи. На этих рисунках изображены варианты негативного расположения свастики, на первой - ирландское изображение свастики примерно X века. На третьей - эмблема Waffen SS, в которой использовались древние руны, на четвертой - руна Othala, в которую вписана свастика. Руны использовались нацистами, и сейчас многие страны запретили на своей территории изображения свастики, а Швеция также запретила и руну Othala.
Многие изображения, слова и имена викингов используются сейчас различными организациями как эмблемы. Наиболее известные в Европе знаки автомобилей марки Rover и AIB Bank. Значок с кораблем викингов с парусами впервые появился на машинах Rover в 1929 году. До этого компания использовала различные изображения викинга в шлеме в качестве своего логотипа. Эмблема AIB Bank - это кельтский орнамент, изображающий ковчег, который был высечен на камне, найденном в графстве Мит. На этом рисунке четко видно, что ковчег очень схож с изображением ладьи викингов. Также есть американская футбольная команда the Minnesota Vikings и NASA один из своих проектов по исследованию существования жизни на Марсе назвала «Викинг».
У викингов не было бумаги, и поэтому они вырезали слова на камне, дереве, металле и кости. Алфавит викингов называется futhork (рунический) - по первым его буквам - рунам. Каждая руна состоит из вертикальных и наклонных прямых линий, чтобы их было легче вырезать. Горизонтальные линии избегали использовать, потому что они бы могли слиться со структурой древесины и стали бы нечитаемы. В основном руны использовались не для записи длинных литературных произведений, а для коротких надписей или маркировки - например, имя изготовителя или владельца какого-либо объекта, записанное рунами, наносилось на эти объекты (меч, щит, гребень и т.п.). Такие знаки примеры первых лейблов и торговых марок. Каждая руна также обозначала целое слово, например, f (fay) с древнескандинавского переводится как «деньги» или «собственность». R - road (дорога), th - thorn (шип, колючка), w - joy (радость), i - ice (лед), s- sun (солнце) и т.п. На мечах очень часто встречалась руна t, что означало победу, а также имя бога Тора. Форма рун и их количество постоянно варьировались, скандинавских рун было 16, в то время как англо-саксонский рунический алфавит насчитывал 24 руны (эквивалент практически для любой буквы английского алфавита).
Викингами также были придуманы некоторые интересные и используемые сейчас идеи в области закона и порядка, такие как, например, суд присяжных и вердикты, выносимые большинством голосов. Даже само слово law происходит от древнескандинавского. Суды викингов назывались Things, они проводились регулярно и каждый свободный мужчина, обладающий какой-либо собственностью мог принять в нем участие, хотя судьями всегда были короли или местные вожди. Такие суды иногда проводились на специально сооруженных холмах или курганах со ступенями и плоской вершиной. В Дублине такой холм был высотой 13 м, в диаметре 25 м и назывался Thingmount, он был разрушен в 1685 году, но похожий до сих пор сохранился на острове Мэн. Также существовало несколько тюрем, и лица, признанные судом виновными часто уплачивали штраф, даже за такие преступления как убийства. Другими наказаниями за совершенные преступления были конфискация земли и объявление преступника вне закона на определенный период времени. Последние зачастую бежали из страны, поскольку они буквально были за рамками закона, т.е. каждый мог их убить без всякого наказания за это. При этом если кто-либо из жителей дал накормил или приютил такого объявленного вне закона, то это считалось преступлением.
21 сентября 1170 года Дублин был захвачен англо-норманнами совместно с королем Лейнстера. Richard fitz Gilbert de Clare, называемый Strongbow, руководил этой армией. Вскоре после своего прибытия в Ирландию он женился на Aife, дочери Diarmait Mac Murchada.
Палатка торговца специями. Специи привозились из разных стран в основном итальянскими и фламандскими купцами. Были очень популярны готовы вмеси специй, их называли poudre douce (умеренной остроты) и poudre fort (острые). Сахар в небольшом количестве привозился из северной Африки и использовался мало. В те времена словом spice называли не только специи, но вообще дорогостоящий и экзотический товар, как, например, миндаль, инжир, парфюмы и красители.
Музыка и развлечения. Ярмарки были не только местом для торговли, но также и для развлечений. На постоялых дворах в районе Winetavern street всегда подавали вино уставшим путникам. Танцоры, жонглеры, фокусники, акробаты, музыканты, дрессированные медведи и обезьяны участвовали в представлениях на ярмарках.
Средневековая медицина сочетала в себе классические знания с алхимией, астрологией, ворожбой и лечением травами. Считалось, что все болезни из-за того, что в организме нарушился баланс четырех главных флюидов или телесных жидкостей. Если у человека было слишком много крови, его лечили кровопусканием. Если нужно было выдернуть зуб или хирургическая операция, но у человека не было денег для того, чтобы заплатить хирургу, он всегда мог обратиться к цирюльнику-хирургу. Такими непрофессиональными хирургами часто были обычные цирюльники или даже мясники. Самой страшной болезнью считалась проказа, от нее не было никаких лекарств. Больные проказой должны были ходить с трещоткой или колокольчиком, чтобы предупредить других о своем присутствии. Некоторые доктора носили специальные головные уборы, набитые травами, чтобы защитить себя от чумы. Продолжительность жизни людей была примерно 35 лет, очень велика была детская смертность, много женщин умирало при родах. Гигиена была в ужасном состоянии, в основном из-за нехватки горячей воды для мытья, многие страдали от вшей. В городах существовали общественные бани, в основном отдельно женские и мужские.
На крупные ярмарки всегда съезжалось много торговцев из разных стран, и многим нужны были кредиты и местная валюта. Подобные услуги им предоставляли банкиры из Флоренции и Генуи. Даже само слово bank происходит от итальянского banca (bench, т.е. скамья), на которых такие операции обычно и производились. На ярмарках в Дублине использовалась такая валюта как серебряный пенни и полпенни. Большие суммы считались в шиллингах, марках и фунтах, которые были единицами счета. Для более мелких операций использовали бартер (товарообмен).
Средневековая обувь производилась следующим образом - подошву и верх сшивали вместе с изнанки и затем выворачивали наружу. Между подошвой и верхом прочным швом пришивалась тонкая полоска кожи, называемая рант, с тем чтобы укрепить шов и сделать обувь водонепроницаемой. Галоши изготавливались из кожи или дерева и одевались поверх туфель и крепились к ним лентами, это обеспечивало дополнительную защиту от грязи на улицах. Обувь по многу раз ремонтировалась и «новая» пара обуви для ребенка часто делалась из старой сношенной взрослой, перешитой под маленький размер ноги. Туфли, ботинки и сапоги застегивались спереди или сбоку. Примерно в 1300 году появилась мода на новый и экстравагантный стиль обуви - poulaine (польский, потому как он произошел из Польши). Носы такой обуви были очень длинные и узкие, их приходилось набивать мхом и соломой. Часто нос был настолько длинный, что он подвязывался тонкой цепочкой к колену, чтобы человеку в такой обуви можно было передвигаться.
К 1170 году Дублин был одним из центров международной торговли уже около трех веков, а также это был главный порт в Ирландии. После 1170 года направление торговли в Дублине сместилось в сторону Англии, Франции, Бенилюкса и северной Испании и рабы перестали быть товаром. Каждый год крупные купцы из разных стран съезжались на Зеленую Ярмарку, которая проводилась за большим восточным оборонительным рвом, сейчас там находится Iveagh Market. В конце XIII века Дублин стал одним из важнейших портов, через который продавали ирландскую овечью шерсть и шкуры и здесь же на них собирались таможенные пошлины в пользу английской Короны. Также из Дублина вывозили зерно, мех (заяц, куница, белка), рыбу (хек, сельдь, семга), грубую шерстяную одежду и лен. В северной Европе в Средние века одним из основных товаров было вино и налог на ввозимое вино упоминался даже в Хартии свобод 1192 года. Вино было необходимо как для проведения служб в церквях и для домашнего потребления. Раем для пьяниц была улица вдоль набережной - Winetavern Street. В Дублин вино везлось в основном из Гаскони (Бордо). Соль поставлялась из Англии и западной част Франции, тонкие ткани везли из Англии и Фландрии, железная руда с севера Испании. Более дорогие и экзотические товары (красители, медикаменты, специи) везли из Азии и Европы, эту торговлю часто контролировали итальянские купцы, и выступали в качестве посредников, тем самым зарабатывали много денег на перепродаже.
Несмотря на все риски и опасности, даже на пиратство, путешествие по морю в Средние века было гораздо более безопасным и простым нежели по суше. Торговцы перевозили морем большие и громоздкие товары, это было намного дешевле, чем если бы они их везли на телегах и вьючных животных. По сравнению с современными кораблями средневековые были гораздо меньше по размеру и в ранний период даже использовалась гребцы на веслах. К XIII веку типичным видом грузового судна на севере Европы был cog (от фламандского kaag) - прочное глубоко погруженное судно с одной центральной мачтой и рулевым управлением в хвостовой части. Некоторые судна имели укрепленную носовую часть и корму, образующие площадку для лучников. Эти суда неизменно увеличивались в размерах с течением времени и главной причиной того, что в реке Лиффи пришлось углубить дно, была необходимость построить причалы для таких больших кораблей. Большая часть корабля была открытой, поэтому жизнь на корабле была достаточно суровой. Часто капитан корабля был его владельцем, или владел частью судна и груза, он был ответственным за то, чтобы в порту на борт было погружено необходимое количество еды и воды, а также за найм моряков и дисциплину в команде. Наемными моряками были люди самых разных национальностей, и перед вступлением на борт они произносили клятву верности капитану. Наказаниями за проступки обычно были штрафы, но физические наказания тоже применялись.
От короля до поваренка. В 1487 году 10-летнего мальчика Lambert Simnel пронесли жители Дублина на своих плечах по центральным улицам города, после того как его короновали в Christ Church Cathedral королем Англии. Утверждая, что его права на трон были сильнее, чем у Генриха VII, его сторонники (включая клан Фитцджеральдов из Килдэр) использовали его как часть заговора против английского короля. Меньше чем через месяц после его коронации, Ламберта схватили в битве в Линкольншире и он стал мойщиком посуды на кухне Генриха VII.
Модель средневекового Дублина (примерно 1500 года).
Ну и для тех, кто-таки дочитал про мрачное Средневековье:), вид на современный Дублин с башни Св. Михаила.
Серый шпиль слева - башня Собора св. Патрика.
Собор Св. Троицы
Caroline Lavelle - Gently Johnny