Наш ребенок посещает обычную государственную районную школу.
Записываться в школу необходимо за 11 месяцев минимум, где-то через полгода приходит подтверждение и приглашение на медосмотр. Перед началом учебного года проводится единственное родительское собрание. Деньги собирают, но мало: 10 евро на транспорт, 10 евро на какие-нибудь входные билеты. В течение года возможны сборы на подарки учителю и воспитателю на Рождество и День рождения, сумма никогда не обозначается, но с человека обычно 2 евро.
К классу прикреплен классный учитель и воспитатель. Воспитатель помогает на уроках, ходит с детьми гулять и в столовую, а также занимается с ними на продленке. Домашние задания есть, но они зависят от успеваемости на уроках. Если в классе ребенок работает медленно, что не редкость, то домашку он получает соразмерную. Я слышала и о 9 страницах по математике, но это, скорее было исключением за несколько дней и ребенок просто забывал делать домашку в предыдущие дни.
Какие есть предметы в первом классе: к классическим математике, немецкому, рисованию, спорту и музыке прибавляется что-то вроде знания о вещах (вероятно, аналог окружающего мира) и на выбор религия или гуманистическая философия.
Вот о религии. Родители пишут записку, куда определять ребенка. В начале года всегда путаница, и некоторые дети из атеистической семьи, сходившие по ошибке на религию и решившие там остаться, к концу года получают сформированную веру в Бога. На гуманистической философии дети также знакомятся с фигурами Иисуса, пророка, с разными видами храмов, священных книг, с религиозными обычаями, что как называется и выглядит, понятно, страна-то многонациональная. Но это лишь часть от урока, а вообще дети постоянно что-то разукращивают, рисуют, разбирают эмоции и реакцию, как сказать что-то вежливо в разных конфликтных ситуациях, смотрят, какие приняты нормы приветсвия в разных странах, много внимания акцентируется на личности ребенка через обведение руки, рисование автопортрета, себя в разных ситуациях, а также своих хобби, игр.
В нашей школе для 5-6 классов есть возможность пройти спецобучение по разрешению конфликтов (Konfliktlotsen). Но конфликтные ситуации разрешаются очень медленно и неэффективно даже учителями и воспитателями. Даже если весь класс воет от учительницы, её все равно не сменят, и это дадут понять. Всё это никак не способствует умению бороться, а только смиряться и терпеть. Вообще, сразу видно, что даже родители-представители от класса ничего не решают, максимум что они могут - это донести проблему, всё.
Кстати, так один конфликт по поводу математики и не разрешили, ни воплями, ни 90!!!! сообщениями в вотсапп, да, тут это тоже практикуется, наверное, вместо психотерапии: кто пар выпускает, а кто-то ржёт!
Суть в том, что учительница по математике придумала в качестве бонуса тем, кто успел за неделю все задания, работу на компах в компьютерном классе. Понятно, что не все успели, и они в слёзы. Дома жаловались, родители рвали и метали в вотсаппе. Получилось, что из бонуса это превратилось в наказание для неуспевающих, но убедить в этом учительницу не удалось, она по-прежнему считает это бонусом и намекнула на то, что надо просто с детьми больше заниматься. А как это понять? Какой процент ошибок должен быть в тестах, чтобы понять, что что-то не так?
О взаимодействии родителей между собой. Как-то так сложилось, что образовалось несколько групп. В одну входят родители, которые очень приветливы друг к другу и не прочь перекинуться словечком-другим, в другую группу входят в основном мамы мальчиков, которые тоже приветливы, но при этом не общаются, и есть одиозная группа мам мальчиков, которые здороваются только друг с другом, а остальных демонстративно игнорируют. Кто-то этот вопрос обходит стороной, кто-то довольно открыто говорит, что, да они признают только себя и не любят остальных, задирают нос.