Попав на один из сайтов о гербах, и их распознании, т.е. обнаружении обмана, выдаче лже-гербов, например, украденных, что карается по закону, я нашла подсказки по поиску своих предков. Однако, как и 4 года назад, таких имен могла найти в небольшом количестве, а одно имя - вообще не на слуху. Я закидывала в поисковик разные названия и вышла на одну книгу, в которой получила ответы на некоторые свои вопросы (читать было нелегко), а также (смех сквозь слезы) поняла, откуда дует ветер по поводу "фальсификации на выборах в президенты Трампа" (одно из направлений дуновений).
Как вы уже знаете,
Трамп родом из Дойчланда, по русски, немецких корней. БЕРЛИН, 29 апреля. /ТАСС/. Канцлер ФРГ Ангела Меркель во время встречи с президентом США Дональдом Трампом в пятницу предложила главе Белого дома вместе с ней посетить родину его предков - коммуну Кальштадт (федеральная земля Рейнланд-Пфальц), откуда в XIX веке эмигрировали бабушка и дедушка Трампа. Об этом сообщила в воскресенье газета Bild со ссылкой на источники в немецкой делегации.
Почему же его должны выбирать "русские"?
«вездесущие русские», которых обвиняют во вмешательствах в американские выборы и в референдум по Brexit, никуда не делись: их продолжают обвинять, но акцент несколько сменился. Хотя некоторые американские издания, например, уже пишут, что Cambridge Analitica, работая на Трампа, чуть ли не сотрудничала с русскими...
А по тому, что эти "русские" тоже оказались "немцами".
Эмигрантам это знакомо - в России ты немец, в Немецланде - ты русский. А в Америке чё, не так?
Предлагаю книгу о так называемой "немецкой оккупации России" или откуда так много немцев в России? Имеется в виду территория бывшего СССР.
Обращение к историческому прошлому дает ключ к пониманию настоящего. Оно помогает выявить и объяснить причины современных проблем, перед решением которых стоит российское общество. Одна из них - немецкая эмиграция.
.
Ежегодно десятки тысяч российских немцев покидают пределы своей родины и уезжают в Германию, с которой их предки утратили родственную связь более 200 лет тому назад. Как остановить этот процесс?
.
Очевидно, что одних мер экономического и политического характера недостаточно. Необходимо возродить уважительное отношение к национальному чувству народа, об исторических корнях которого сами немцы, не говоря уже об окружающем их населении, утратили представление в результате целенаправленной дискриминационной государственной политики.
.
Необходимо воссоздать объективную историю взаимоотношений российских немцев и советской власти в том виде, как она вырисовывается по открывшимся ныне для исследователей, ранее сугубо секретным архивным документам.
.
Одна из страниц этой истории восстанавливается по материалам сибирских архивов, в том числе Государственного Архива Новосибирской области (ГАНО), содержащего теперь фонды бывшего партийного архива Западной Сибири; а также Архива Управления федеральной службы контрразведки России по Новосибирской области, где до сего времени хранится комплекс документов бывшего Управления НКВД.
.
Эти материалы рассказывают о том, как репрессивное колесо коммунистического режима Сталина, начав свой разрушительный ход по немецким селам Сибири в конце 1920-х годов и набрав обороты к 1934 году, в 1937-1938 годах достигло апогея в своей чудовищной работе, которая завершилась массовым истреблением практически всего работоспособного мужского населения бывших немецких колоний.
.
Берясь за исследование столь трагического сюжета истории российских немцев, автор хорошо представляла всю глубину взятой на себя ответственности. Однако в своей исследовательской практике она всегда руководствуется не только стремлением к поиску исторической истины, но пониманием того, что знание этой истины способствует "преодолению" довлеющего над всеми нами трагического прошлого. Разделенные горе и боль легче пережить, чем в одиночку.
.
Книга написана в русле того направления в историографии, которое немцы называют "Альтагсгешихте" или "история повседневности". В ней превалирует событийная канва, действуют конкретные люди, описаны исторические факты. Автор надеется, что повествование о том, "как было", даст пищу для более глубокого теоретического осмысления прошлого.
ЭМИГРАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В НЕМЕЦКОЙ ДЕРЕВНЕ СИБИРИ В КОНЦЕ 1920-Х ГОДОВ
Массовый выезд российских немцев в Германию, принявший в последние годы необратимый характер, имеет свою предысторию. Она дает возможность рассматривать эмиграцию не только как проявление желания представителей немецкой диаспоры бывшего СССР решить многочисленные, накопившиеся за годы советской власти проблемы, но и как еще одну попытку выразить свой протест против политики властей.
.
Вся история немецкого колонистского населения в России свидетельствует о том, что именно отъезд был и остается одной из главных форм выражения пассивного сопротивления политике русификации и ущемления экономических и политических прав, предоставленных ему известным указом императрицы Екатерины II от 22 июля 1763 г
.
Существо этих прав сводилось к следующему: свободное вероисповедание, освобождение от военной и гражданской службы "на вечные времена", предоставление в пользование общин казенных земель и права покупки земли в собственность у частных лиц для расширения и улучшения хозяйства колонистов, общественное самоуправление на родном языке.
.
Ко всему прочему, немецкие колонисты имели и право свободного выезда из страны "куда захотят", при условии выплаты в казну стоимости части нажитого в России имущества.
.
За столетие, прошедшее со времени обнародования манифеста, в Россию приехало и поселилось на жительство (главным образом в Поволжье и Новороссии) около 100 тыс. немецких поселян. К 1914 г. число их увеличилось в 17 раз и, несмотря на начавшуюся реэмиграцию, достигло 1700 тыс. человек.
.
Сказались благоприятные в целом условия экономического и политического развития, семейные и религиозные традиции, огромная правительственная помощь, оказанная колонистам, значительный фонд земли, сосредоточившийся в их руках.
.
Уже при поселении каждая семья в Поволжье получала 30, а в Новороссии - до 65 десятин земли. По данным Карла Штумппа, немецкая крестьянская семья до 1918 г. имела в среднем по 8 человек детей, из которых в Новороссии лишь один из сыновей (младший) наследовал отцовское хозяйство, а остальные отселялись на новые земли (в Поволжье душевой надел вначале дробился, но зато здесь имела место трехразовая прирезка государственных земель волжским колонистам).
.
Результатом явился бурный рост дочерних колоний и сосредоточение у немецких поселян огромного земельного фонда, который в 1914 г. составлял 9,5 миллиона га, что всего на 1,6 миллиона га меньше всей обрабатывавшейся в Германии в 1937 г. земли 1. Именно это обстоятельство способствовало появлению в конце прошлого столетия "немецкого" вопроса в Российской империи и проектов "ликвидационных" законов, которые будет обсуждать Государственная Дума в начале двадцатого века.
.
Немнoго об истории реэмиграции
.
Немецкая реэмиграция из России началась в 70-е гг. XIX в. В 1871 г. царский указ отменил привилегии немецких колонистов в отношении самоуправления, сравняв их в правах с освобожденными реформой 1861 г. русскими крестьянами. Тогда же было объявлено и о предстоящем введении в стране всеобщей воинской повинности.
.
Немцам отводилось 10 лет на раздумья - принять общие для всех граждан Российской империи условия или покинуть ее. Однако срок этот не был выдержан, и всеобщая воинская обязанность введена уже в 1874 г. Вместе с попытками перевода общинного делопроизводства на русский язык это обстоятельство было неприязненно встречено колонистами, в особенности их меннонитской частью.
.
Меннониты, поселившиеся в Новороссии, являлись представителями особой анабаптистской ветви реформации, сторонниками отделения церкви от государства.
.
В соответствии с основами своего вероисповедания меннониты не могли носить оружия и служить в армии. Они вообще были противниками разрешения конфликтов с помощью оружия, что постоянно ввергало их в противостояние с власть предержащими.
.
В середине XVI в. преследования на религиозной почве вытеснили их из Голландии в Пруссию, откуда они переселились в Польшу в долину реки Вистулы, вошедшую после разделов польского государства в состав прусского королевства. Нежелание жить в полицейском государстве, ко всему прочему собиравшемуся вводить всеобщую воинскую обязанность, заставило меннонитов переселиться в Россию.
Стимулом являлись обещанные религиозная свобода и невмешательство государства в дело воспитания подрастающего поколения.
.
Введение альтернативной службы для меннонитов (в лесных командах) не сняло недовольства, которое нашло выход в их массовой эмиграции из России. Уже в 1870-е -начале 1880-х гг. состоялось переселение сотен меннонитских семей из Новороссии в США, где они основали первое поселение российских немцев в Южной Дакоте - Одессу.
.
Тогда же более 18 тыс. человек выехало в Канаду. К меннонитам присоединились и представители других конфессий, лютеране и католики, десятки тысяч которых покинули насиженные места в Поволжье и переселились в США, Бразилию и Аргентину.
.
Мощный поток из российских немцев в направлении американского континента имел своим основанием протекционизм американскихх властей, заинтересованных в надежных рабочих руках для освоения степей "дикого Запада".
.
В Канаде, к примеру, по закону 1872 г. каждый иммигрант всего за 10 долларов получал жилье и земельный надел в 64 га, который через 3 года при условии его обработки переходил в собственность. Подобную политику проводили в США президент Гувер и железнодорожные компании, нуждавшиеся в рабочих руках и крепком крестьянском хозяйстве при освоении прилегающих к линиям земель.
.
Благоприятные условия поселения, близкие к тем, которые имели место в России в XVIII - начале XIX вв., были созданы также в Бразилии, Аргентине и Парагвае.
.
Интересно отметить, что в общем огромном потоке переселенцев из Европы, хлынувшем в конце XIX - начале XX вв. на американский континент, местные власти особо выделяли именно российских немцев как наиболее способных к освоению степных и полупустынных его регионов земледельцев.
.
Так, в Бразилии, когда стали вводиться квоты на прием иммигрантов, ограничения не были распространены на российских немцев2.
.
Отъезд немцев из России продолжался и в начале XX столетия. Это была реакция на дальнейшую русификаторскую политику правительства, на шумиху шовинистической российской прессы в связи с проблемой "немецкого засилия", которая не уставала твердить о растущей "немецкой" опасности внутри страны.
.
Еще более усугубило положение обсуждение в Думе законов, после принятия которых немецкие колонисты должны были ликвидировать свои земельные владения путем продажи, с тем чтобы они могли перейти в руки русских крестьян.
.
В начале XX в. стала ощущаться и возраставшая нехватка земли, рост цен на нее, увеличившихся к 1912 г. в 5 раз по сравнению с началом века, что поставило перед многодетными семьями немецких колонистов массу проблем. К тому же столыпинская аграрная реформа, инспирировав раздел земли в Поволжье на правах собственности, привела к обезземеливанию значительной части поселян, освободившихся от своих небольших участков, не позволявших осуществлять расширенное воспроизводство.
.
Эти обезземеленные крестьяне и составили основной поток эмигрантов в Америку, унесший в отдельных колониях Поволжья до 20% их населения3. Самыми результативными были 1903-1913 гг., в которые только в США выезжало ежегодно от 7 до 18 тыс. Человек4.
.
Разразившиеся в 1917 г. в России социальные и политические катаклизмы вызвали новую волну эмиграции немцев, часть которых оставила российские пределы с германскими войсками в конце 1918 г., а часть ушла с Врангелем из Крыма и через Дальний Восток - с остатками колчаковских армий. Всего, по данным Б. Пинкуса и И. Фляйшхауэр, за время революции, гражданской войны из России эмигрировало около 120 тыс. немцев, только половина которых осела в Германии, а половина - в Северной и Южной Америке5.
.
Это были, главным образом, немцы Прибалтики, русской Польши и Волыни, откуда во время Первой Мировой войны были осуществлены депортации немецких поселян, а также столичных городов, Санкт-Петербурга и Москвы.
.
Заметим сразу, что и в 1920-е гг. несколько ослабевший, но все еще значительный поток немецких эмигран JOB из России, главным образом, меннонитов, направлялся на американский континент.
.
В результате к концу 1930-х гг. там проживало уже около 1037 тыс. бывших российских немцев, в том числе
.
от 350 до 400 тыс. в США,
200 тыс. в Канаде,
250 тыс. в Бразилии,
150 тыс. в Аргентине,
30 тыс. в Мексике,
4400 в Парагвае и
2500 в Уругвае 6.
.
Практически каждая из оставшихся в России семей немецких колонистов имела к концу 1920-х гг. своих близких родственников за океаном.
.
Только в США к этому времени насчитывалось около 1500 поселений российских немцев.
.
В штате Южная Дакота, к примеру, в трех кантонах им принадлежало тогда 99% земли. На этой земле, как и на землях Западной и Восточной резерваций южнее Виннипега в Канаде, где сосредоточены компактно поселения бывших россиян, произрастают лучшие сорта американской пшеницы, опыт вырашивания которых немцы приобрели в России.
.
Поволжские немцы основали в Колорадо свеклосахарные плантации и заводы по переработке сахарной свеклы, а немцы бывшей Новороссии -сельскохозяйственные центры Эйрека, Карлсруэ, Штрассбург, Зельц и другие.
.
Один из них - Эйрека, в котором все мукомолы и торговцы зерном долгое время говорили на швабском диалекте, уже в начале XX в. превратился в один из самых крупных рынков зерна 1. Однако рассказ о заокеанских российских немцах, сколь он не интересен, уводит в сторону от нашей темы.
Возвращаясь к ней, рассмотрим, как решало проблему эмиграции немцев советское руководство до утверждения сталинского тоталитаризма.
.
«БОЛЬШОЙ ТЕРРОР» И СУДЬБЫ НЕМЕЦКОЙ ДЕРЕВНИ В СИБИРИ
(конец 1920-х - 1930-е годы), Л.П.Белковец
.
Click to view
On the Heath bloom'd a little Blossomling, and it is called: Erika.
Warm from a hundred thousand little Beelings, that swarm 'round Erika.
For her Heart is full of Sweetness,
Tender scents stream from her blossom'd Dress.
On the Heath bloom'd a little Blossomling, and it is called: Erika.
Back homeward, lives a little blonde Maiden, and she is called: Erika.
This Maid, my true little Darling, and my Good-Luck, Erika.
When the Heather, so lily-red blooms,
Sing I, to greet her, this Song.
On the Heath bloom'd a little Blossomling, and it is called: Erika.
In my Chamber, blooms another Blossomling, and it's called: Erika.
So in the Morningtide, as in Dusk's-Light, it stares to me, Erika.
And then to me, it speaks aloud:
"Thinkst Thou also of thy little Bride?"
Back homeward, a Maiden weeps for you, and she is called Erika.
Продолжение