Мысли с утра -
Bывеска с надписью "Dit is inden Hert" («У оленя»)... Перед гостиницей семья, включая ребёнка, разжигает огонь. B переводе с датского "Dit is inden Hert" - ДИТ находится в пределах Херт - is inden Hert
ДИТ с нидерл. - это
is inden - датский - ледяное поле, Пирамида.
Hert - нидерл. олень
B игре слов в английском (фонетическая кабала?) hart - олень старше пяти лет, heart - сердце.
Услышанное мною: " Tы дочь Бурк-Бург-Харда/та - Burg-hart - Бург-Харт - Горный олень, Олень-Гора, Олень-Крепость - Оленья Гора, почтовый ящик с Оленем и Оленья площадь в Динглинге.
Потом статья о теории Вирта
отсюда Есть несколько точек зрения на то
что представляют собой руны…
...Теория рун, предложенная немецким ученым - профессором Германом Виртом.
.
Сразу оговоримся, что эта теория не признается широкими научными кругами. При этом причина такого пренебрежения Виртом заключается не столько в его собственно палеоэпиграфических и рунологических трудах, сколько в его оценке текста, известного под названием "Хроники Ура-Линда", история которого, как две капли воды, похожа на историю "Велесовой книги".
.
"Ура-Линда" была обнаружена в начале XIX века и представляла собой якобы древнейшую историю германцев (фризов), уходящую вглубь веков на много тысячелетий. Написана она была особым квази-руническим шрифтом и содержала сюжеты дохристианской мифологии и священной истории германцев.
"Велесова книга" (обнаруженная, однако, лишь в начале XX века) представляет собой точный аналог "Ура-Линды", только применительно не к германцам, а к славянам.
Ученые сразу же расценили "Ура-Линду" как откровенную подделку, восходящую к эпохе голландского ренессанса, когда какой-то энциклопедист перенес мифологические и географические знания своей эпохи на далекие времена и воссоздал псевдомифологическую картину. Сторонники же аутентичности "Ура-Линды" были признаны маргиналами, шарлатанами и подвергались насмешкам. (И в этом аспекте параллель с историей "Велесовой книги" очевидна.)
Однако и сам Герман Вирт не утверждал, что мы имеем дело с подлинником. Он полагал лишь, что речь идет об очень древней версии мифологического дохристианского предания, обработанной и стилизованной гораздо позднее голландским гуманистом.
Вирт, знаток сотни древних и современных языков, археолог, лингвист и историк, проделал колоссальный труд по контент-анализу всего памятника и отделил в нем разновременные пласты - самые древние, более поздние и совсем поздние.
Результатом его реконструкции явилась публикация "Ура-Линды" с подробнейшими комментариями. Она-то и сделала Вирта изгоем в среде официальных историков, которые считали, что само сомнение в полной фальшивости "Ура-Линды" автоматически дискредитирует автора.
По этой причине другие и самые основные труды Германа Вирта, - "Происхождение человечества" и "Священный праязык человечества", - где содержится его рунологическая теория и об "Ура-Линде", вообще не упоминается, остались без внимания широкой научной общественности.
В этих трудах содержится потрясающий палеоэпиграфический материал, который вполне заслуживает того, чтобы стать сенсацией в истории человеческой протокультуры.
Многие интуиции Вирта предвосхищают те лингвистические теории, которые называют "ностратическими" и которые появились намного позже, нежели первые работы немецкого профессора. Но это лишь одна сторона его фантастических открытий. Самое важное осталось в стороне.
Итак, Вирт предложил следующее объяснение рунических знаков. С его точки зрения, скандинавские и древне-германские руны и рунические круги представляют собой следы древнейшей знаково-символической модели, которая лежит в основе всех типов языков, мифологий, культур, ритуалов, сакральных доктрин, календарных систем, астрологических наблюдений и т.д. Некогда рунические круги были известны всем народам земли, вышедшим из единой прародины - северной страны Гиперборея.
Вирт, являвшийся сторонником археологической теории "культурных кругов", назвал эту изначальную протокультуру "Thulekulturkreise", т.е. "культурным кругом Туле".
Изначально рунические круги ритуально наносились только на древесную поверхность, так как дерево в "культурном круге Туле" считалось сакральным элементом, вещественным воплощением Оси Мира.
Остальное и много еще по предложенной ссылке, а меня сегодня заинтересовало это:
Очень странным является и такой эпизод. Последняя книга Германа Вирта, т.н. "Palestinabuch", в которой он собрал все результаты исследований касательно "гиперборейских" истоков ветхозаветной традиции - на основании систематизации и исследования архаических пластов ближневосточной культуры, была таинственным образом похищена у него из дома накануне отправки в типографию.
Если бы исследования Вирта были простым шарлатанством, вряд ли кому-то пришло в голову красть многотысячностраничную рукопись.
Но эта тайна пока не получила разгадки.
Славянская руника
Здесь нас интересует не просто история немецкого профессора, но то, каким образом его концепция может помочь нам в исследовании славянских древностей, объяснить многие загадки древней дохристианской культуры наших далеких предков. А эта тема сейчас волнует все большее количество людей. Отсюда, кстати, и интерес к "Велесовой книге", к реконструкции докириллической письменности и т.д.
Если принять точку зрения Вирта, что северные народы Евразии, жившие в непосредственной близости к изначальной арктической прародине - Гиперборее, дольше других сохранили проторунические системы, хотя их полноценное значение, культовое использование и алфавитно-календарное осмысление были искажены и забыты. Поэтому руника встречается у них в фрагментарном виде, как наследие древнего знания, ключ от которого утерян безвозвратно.
Но тем не менее, начиная с 5 века эта поздняя руника синхронно появляется на севере Евразии.
Вирт особенно пристально изучал германо-скандинавские области. Но он указывал также на точное соответствие руническим знакам (огласованных, однако, совершенно иначе) орхонских надписей древних тюрков. Причем тюркская руника появилась почти синхронно с германской, при том что трудно предположить прямое заимствование.
С точки зрения простой географической симметрии, бросается в глаза, что между ареалом расселения германо-скандинавских племен и тюрками Сибири располагались как раз древние славяне, перемешанные с угрскими племенами.
И об этих славянах черноризец Храбр писал, что они "пишут чертами и резами".
Позднеруническое письмо характеризуется как раз тем, что оно вырезывалось на дереве или камнях, тогда как, по мнению Вирта, знаки изначальной проторуники были округлы.
Таким образом, вполне вероятно, что "черты и резы" были символической системой "славянской руники", являющейся как бы промежуточным слоем между германской и тюркской системами.
Указание Храбра на то, что древние славяне "гадают" по резам, указывает на то, что славяне использовали свои руны так же, как германцы - они служили им одновременно и азбукой и методом сакральных ритуалов (в низшей своей форме - предсказаний).
Поразительно, насколько схожи знаки "Гимна Бояна" и "Велесовой книги" и германские руны.
Хотя нельзя исключить и того, что по своим масонским каналам Сулакадзев, к которому сходятся все нити истории с "Велесовой книгой", мог быть в курсе "Хроники Ура-Линды", также стилизованной под руническое письмо. В таком случае (чего нельзя полностью исключить) ценность его документов теряется.
При этом не исключено, что, как и в случае с "Ура-Линдой", речь идет о позднейшей переработке какого-то действительно древнего документа. Важно лишь подойти к этому вопросу объективно и беспристрастно, не впадая в преждевременный энтузиазм, но и без заведомых предрассудков...
Таинство яблока - таинство Севера
Прежде, чем сделать первые шаги в нашем исследовании славянской руники, обозначим в самых общих чертах суть концепции Германа Вирта относительно смысла рунического или проторунического письма.
Вирт утверждает, что изначальной культурной моделью, на основе которой развились и письмо, и фонемы, и календари, и ритуалы, и юридические институты, и искусства, и занятия, - т.е. вся человеческая культура в ее истоковом, зародышевом состоянии, - было наблюдение природных годовых явлений арктического Севера.
Многие традиции говорят, что именно с Севера предки людей спустились в средние и южные широты, где и возникли древнейшие цивилизации - как образы древней прародины, как ее отражения, реконструкции, имитации. Это утверждает иранская традиция, которая говорит об Арьяна-вадже, родине предков древних иранцев.
То же самое предание содержится в Ведах, где говорится, что первые люди жили в том месте, где день и ночь длятся целый год - т.е. в Арктике. Греки знали о северной стране Гиперборее, родине солнечного Аполлона.
Индусы обладают традиционной теорией космических циклов, которые они связывают с динамикой континентов. Каждому циклу соответствует свой континент, dvipa.
Нашему циклу соответствует т.н. "Jambudvipa", "земля яблонь", причем Рене Генон показал, что речь идет не о самой Индии, но о всех актуально существующих континентах и особенно об их синтезе - Северной Земле, Арктогее, Гиперборее.
Этот символический момент показателен.
Яблоня, яблоко во многих мифах связываются именно с раем или с райским садом, с тем местом, где человечество пребывало в изначальные времена.
Сам корень слова "яблоко", - этимологический связанный и с индусским "jambu", и с германским "Appfel", англ. "apple" и т.д., - Вирт считает родственным и имени Аполлона, гиперборейского бога Солнца и Света.
Если учесть этот "арктический", полярный момент, то многие сюжеты, связанные с яблоками, станут понятными: молодильные яблоки скандинавских саг, яблоки Гесперид, запретное яблоко с древа познания, послужившее причиной оставления праотцами рая и т.д.
Кроме того, есть и еще одна выразительная деталь:
если разрезать яблоко поперек, мы получим в сердцевине пятиконечную звезду, а этот символ также изначально являлся образом полюса, Севера, рая.
.
Вирт объясняет полярный символизм звезды следующим образом:
Древнейший календарь представлял собой шестиконечную звезду, отмечающую шесть основных положений солнца:
летнее солнце (верхняя черта),
зимнее солнце (нижняя черта),
точка восхода и заката зимой (зимнее солнцестояние - две наклонных косых черты вверху) или же
летом (летнее солнцестояние - две наклонных косых черты внизу).
Иногда отмечалась и горизонтальная линия, соответствующая точкам равноденствий, что давало восьмиконечную звезду.
В Арктике шестая, нижняя черта отсутствует, так как зимой солнце там вообще не поднимается, а следовательно, шестиконечная звезда становится пятиконечной.
Арктогея - страна яблок и яблонь. Отсюда легко вывести роль яблок в русском и славянском фольклоре.
Основные руны
Вернемся к проторуническому кругу. Наблюдение за годовыми событиями за чертой северного полярного круга делает наглядными следующие знаки, являющиееся основой проторуники.
Круг, который описывает солнце за сутки над головой наблюдателя, как бы расширяя округлость самого солнца до космических масштабов.
Возможно, древнейшей фонемой этого знака был согласный звук R (вариант L, так как "жидкие" согласные часто взаимозаменяемы при переходе от языка к языку). Иногда круг снабжается вертикальной чертой внизу. От этого произошла греческая "ro" - r .
Этот замкнутый круг разрывается в осенние и весенние арктические периоды, когда солнце делает над точкой Юга короткие дуги. Эти дуги - древнейший проторунический знак, UR в скандинавских кругах. Огласовка - гласный "u", единственный звук, который можно издавать с закрытым ртом.
Символически это соответствует спуску солнца в темноту ночи, исходя из символического отождествления рта и голоса с космосом. (Сравните русское слово "небо", верхняя полость рта, и "небо", небосвод).
В начале года тот же знак UR вероятно озвучивается как "а", так как гласный "а" издается полностью открытым ртом, символ нового начала. Солнце выходит из-под земли, из мрака, пещеры. Начинается Новый День, Новый Год.
Далее сектор связан со знаком KA , представляющим собой символ подъема, воздетых рук, рогов и т.д. Этим звуком обозначалось все, имеющее отношение к движению вверх, поэтому часто этот знак означает дух или огонь.
Над KA восходит R (или RE или RI, так как огласовка согласных по мере перехода от посленовогоднего A движется к промежуточному E и далее к I, который является гласным летнего солнцестояния, высшей точки года).
После летнего солнцестояния, которое огласуется как I и изображается вертикальной чертой - высший знак, дух, царственное достоинство, солнце начинает клониться вниз, к зиме, к арктической ночи. От верхней точки к нижней. Связь между ними осталась в иероглифе S и проторуне SOL, представляющей собой опускающийся огонь, солнце, закат, но вместе с тем молнию. Это также яблоко, тяготеющее осенью к Земле.
Далее следует иероглиф TU или TO - Осенний спуск, опущенные руки, ветви (ивы, ели, сосны, тиса и т.д.). Гласный O средний между I (издаваемым с полузакрытым ртом, растянутые губы) и U (издаваемым с закрытым ртом).
Кроме того есть две носовые согласные N и M, которые, по Вирту, обозначают горизонталь, воду, Землю, материнскую утробу, камень, дно, ночь, мрак и т.д.
Это такой согласный, который как бы еще не обрел четкой формы. Поэтому первый крик ребенка - MA - выражает древнейшую гиперборейскую культовую формулу: из недр ночи рождается новая жизнь, новый свет, новый космос.
Исторические руны имеют еще несколько промежуточных знаков:
THURS, знак топора (или колючки), которым отделяется пуповина Нового Года от Старого. (Топор и колючка, а также глагол колоть, связаны через слово "кайло", т.е. топор; поэтому не исключено, что эта руна у славян называлась "коло" или как-то похоже).
AS и FEOH - две части Мирового Древа, Ели, Березы, Яблони и т.д. Из FEOH произошло русское БОГ. Из AS - русское "азъ", местоимение первого лица, "я".
Согласный N, изначально изображавшийся горизонтальной чертой (см. рис. 14) позднее сочетался с NYT (см. рис. 18), откуда русское "не", "нет", отсюда же "ночь".
Озвончение весеннего KA (KEN - в поздних кругах) дало GYFU, руну, сходную с KA, поднятая рука, перекладина.
Вариацией I стала руна IEH, указывающая на изменение траектории пути солнца в момент летнего солнцеворота.
В точке осеннего равноденствия закрепилась составная руна BEORG,
BERkana -
т.е. "две горы", перешедшая сюда из зимнего солнцестояния в более древних версиях.
От этой фонемы образовано и русское слово "береза" (BIRke) -
сакральное дерево славян.
Все остальные руны принадлежат предновогоднему периоду - осенне-зимнему сезону.
Далее идет LAGU, крюк, означающий также "воду", "озеро" - LAG - GAL (Gallenberg)
Русское слово "луг" несет в себе оба протосмысла - нечто кривое, лук, излучина (внешний вид идеограммы, крюка, рукояти посоха) и пространство, заливаемое по весне водой; близкое германским корням, обозначающим "озеро" - lake. Остюда же и русское "лужа".
Руна MADR попала в осень из весны, где она изображала M (и звучала также) волнующуюся водную гладь, контрастирующую со стоячей водой осени - N.
Руна EOH напоминает идеограмму коня, и отсюда все мифологические сюжеты о "водных конях" или "морских жеребцах".
Руна ING представляет собой брачную руну, союз неба (верхний треугольник) и земли (нижний треугольник), мужского и женского начала. Это также две переплетенные змеи.
Фонетически огласуется дифтонгом NG (иногда с носовым N).
В древнерусском языке "n" было носовым, и постепенно отпало. Такие современные русские слова, как "угол", "угрь", "крюк", "рука", "лягушка" и т.д. имели некогда носовое "n" перед "g" или "k". Возможно, славянским названием руны ING было "угол" или "крюк".
ODIL представляет собой узел, петлю, каплю. Означает "дух", "семя", иногда также "рыбу" в силу иероглифического сходства и того обстоятельства, что рыбы живут в воде, а предновогодние сектора священного года соотносятся с водой.
На древнерусском подлинное имя рыбы "зва" было табуировано. Не исключено, что русский ODIL назывался именно так - "зва".
Важная руна DAG означает "день", "свет", "двойной топор", а также "чашу", "сосуд", "котел для ритуальных празднеств".
Руна дала имя кельтскому богу Дагда, который в ирландских мифах связан с волшебным котлом, пища в котором не иссякает. Это новогодняя руна. От этого корня развились индоевропейские имена небесного бога - индусское Dyaus, латинское Deos, греческое Theos. К этой же основе восходят немецкое "Tag" ("день") и само русское "день".
Теперь можно еще раз прочитать
Terra Incognita - «земля неизведанная» Click to view
https://youtu.be/ZrHW1N91p-M