По следам членов "Храма Изиды" - 6.

Nov 30, 2017 13:22


Юзеф Сулковский (польск. Józef Sułkowski; 17/18 января 1773 - 22 октября 1798, Каир) - польский офицер, адъютант Наполеона Бонапарта.

Сулковский прибыл в Париж весной 1793 года. Был задержан вместе с другими поляками-эмигрантами после ареста в Варшаве французского дипломата Бонно и провёл некоторое время в тюрьме.
После освобождения Сулковский участвовал в собрании секции Четырёх наций и выступил с речью в поддержку республики. По некоторым сведениям, уже в 1793 году получил французское гражданство.

Сулковский пытался поступить во французскую армию, но его не взяли, - он отправился на Восток с дипломатическим поручением.

В середине сентября Сулковский отправился в Польшу с шифрованными письмами от французского посла к Тадеушу Костюшке и Игнацию Потоцкому. Он проделал путь в две тысячи километров, переодетый армянским купцом, и прибыл в Польшу уже после подавления восстания.
.
По сообщению биографа Сулковского Ортанса Сент-Альбена, тот сформировал партизанский отряд, который был разбит в первом же сражении. Через Константинополь Сулковский возвратился в Париж.

Сулковский обратился с просьбой о назначении в Итальянскую армию. 1 мая 1796 года был зачислен в чине капитана ожидающего вакансии и направлен в штаб-квартиру Бонапарта. 28 июня того же года присоединился к штаб-квартире в Ливорно.

В июле официальное представительство польской эмиграции, парижская Депутация, поручила князю Огинскому вступить в переписку с Сулковским и через него обратить внимание Бонапарта на польские дела. Сулковский посоветовал написать командующему от имени поляков, отметив, что «этот генерал пользуется огромным доверием французов и не приминет рано или поздно стать во главе правительства»

После провала Краковского восстания различными группами (как правой, так и левой) польских эмигрантов поддерживалась идея создания «польских легионов».

Наблюдаем противостоянии участвующих (имен/фамилий), которые и далее играют не последнюю роль в Европе и мире.


Первый «пробный польский батальон» сформировался в Итальянской армии после битвы при Арколе - Сулковский был его организатором.
.
Вскоре в Милан к Бонапарту прибыл Ян Генрик Домбровский  (герб рис. справа), кандидат правого крыла костюшковского лагеря, получивший у Директории одобрение на свой проект «польских легионов».
.
Сулковский присутствовал на встрече Наполеона и Домбровского 3 декабря 1796 года. Бонапарт при первом свидании отказал Домбровскому, заявив, что польский отряд уже сформирован и предложил ему и его товарищам получить там офицерские должности.
.
После этого свидания Домбровский в письме к адъютанту Тремо прямо обвинил в своей неудаче Сулковского. Однако позднее Бонапарт изменил своё решение под влиянием Бертье, политической ситуации, и, не в последнюю очередь, личных качеств Домбровского как полководца и военного специалиста.

27 мая 1797 года Домбровский приехал в Милан, чтобы определить окончательный статус легионов и получить одобрение у Бонапарта на замещение некоторых офицерских должностей своими кандидатами. Противники Домбровского (в том числе Лазнинский) вместо его кандидатов предложили Наполеону своих. Домбровский получил «совсем другой список», который был «сделан собственной рукой Сулковского». Лишь после личной встречи с Бонапартом в Момбелло недоразумение было улажено - Наполеон принял кандидатуры Домбровского.

Впервые польской легион в Турции появился в 1770-е годы и был частью вооруженных сил Барской конфедерации.



"Сулковский был видной фигурой среди поклонников Изиды. Как сообщает его биограф Гортензий СенАльбин, он умел даже читать египетские иероглифы, хотя, согласно официальной версии, они были расшифрованы Шампольоном только двадцать с лишним лет спустя. Нет никакого сомнения, что и в рядах французской армии, и среди ученых, входивших в состав экспедиции, приверженцев египетского культа было гораздо больше.

Чтобы они не нарушили его планов захвата власти, Бонапарт решил оставить их в Египте. Передав командование генералу Клеберу, он в строгой тайне взошел на борт фрегата «Мурион» и вернулся во Францию. Не прошло и тринадцати месяцев со дня гибели Сулковского, как Бонапарт был уже диктатором. Спустя пять лет, 2 декабря 1804 года, в соборе Парижской Богоматери он собственноручно короновал себя императором.

Оставленные им в Египте войска вынуждены были сражаться сперва с армией, присланной султаном, а затем со смешанным англотурецким корпусом. В конце концов они капитулировали. В октябре 1801 года последние французские солдаты покинули египетскую землю. Поклонники Изиды вновь потерпели поражение.

Чтобы его подсластить, Наполеон распорядился опубликовать все научные достижения египетской экспедиции - монументальное многотомное «Описание Египта», пробудившее в Европе интерес к истории этой древней страны. Но большинство приверженцев Изиды не простили ему нарушения договора: начиная с «заговора Оперы», они устроили несколько неудачных попыток покушения; к одной из них, в октябре 1809 года, был причастен князь Ян Сулковский, родственник Юзефа, принадлежавший к силезской линии рода Сулковских.

Вскоре Наполеон понял, что мстительные поклонники Изиды могут ему серьезно повредить; желая задобрить их, в 1811 году он согласился поместить в гербе Парижа изображение Изиды, восседающей на троне. Но этого было недостаточно, чтобы вернуть их поддержку.
Империя Наполеона распалась за несколько лет до его смерти на острове Святой Елены,

Быть может, если бы он не порвал с поклонниками египетской богини, то сумел бы создать куда более прочное многонациональное государство? Или только его эгоизму и близорукости мы обязаны тем, что весь современный мир не лежит в оковах культа Изиды?

21 сентября 1821 года, спустя неполных пять месяцев после кончины Наполеона, постановлением наместника Юзефа Зайончека на землях Королевства Польского были распушены все ложи вольных каменщиков. Это был тот самый Юзеф Зайончек, который в звании бригадного генерала принимая участие в египетской кампании Бонапарта. Нет сомнения, что этот участник битвы под Мацеёвицами, якобинец и друг Пулаского был членом «Храма Изиды».
.


Князь (с 1818) Ю́зеф (Иосиф) Зайо́нчек (польск. Józef Zajączek 1 ноября 1752 - 28 июля 1826) - польский и французский генерал, польский якобинец, участник восстания под руководством Тадеуша Костюшко.
.
Затем вёл пророссийскую политику, был доверенным лицом великого князя Константина Павловича, первый наместник Царства Польского (27 ноября 1815 - 28 июля 1826), сенатор-воевода Царства Польского (1815).
.
Представитель польского шляхетского рода Зайончек герба «Свинка». Сын полковника народовой милиции Замойских Антония Зайончека и Марианны Цешковской.
.
Участвовал в Барской конфедерации, созданной против России, под конец которой находился в Париже в качестве секретаря посла барских конфедератов.
.
После поражения Барской конфедерации весной 1774 года удалился с группой офицеров (в том числе с Казимиром Пулавским) на Балканы, чтобы принять участие на стороне Турции в войне против России, но этот план рухнул из-за поражения в войне Турции.
.
Затем Юзеф Зайончек выехал во Францию, где некоторое время служил во французской армии.

В мае 1791 года Юзеф Зайончек поддержал принятие новой польской конституции и стал одним из секретарей Объединения сторонников конституции. Он принадлежал к группе польских якобинцев.

В 1792 году Юзеф Зайончек в чине генерал-майора принял участие в русско-польской войне и защите Конституции 3 мая.
.
Другими словами, был участником "Красного Братства".

"Но в Египте он прозрел - ему стало ясно, что организация стремится не к исправлению положения Польши, а лишь к реализации собственной безумной политики. Он решил связаться с Наполеоном (за что заплатил потерей ноги), а после вынужденного отречения императора и учреждения Королевства Польского согласился стать его наместником - для ликвидации масонства, чтобы оно никогда больше не смогло повредить его возлюбленной отчизне.

Однако толку от этого было мало: ведь множество поляков жили в эмиграции, а еще большему их числу пришлось покинуть страну десять лет спустя, после разгрома восстания 1831 года. Их то и решили использовать поклонники Изиды, затеяв очередную попытку овладеть Египтом.

Князь Адам Ежи Чарторыйкий, чей род с давних пор оказывал услуги культу, предложил кандидатуру генерала Генрика Дембиньского, одного из главных вождей восстания. Кандидатура была принята.


В то время на берегах Нила правил Мухаммед Али, албанец, которому удалось захватить власть после того, как Египет покинули французские и английские войска. Он коварно истребил мамелюкских беев, отказался подчиняться султану и принялся строить собственную империю.
.
Чтобы модернизировать древнюю страну, ему требовались европейские специалисты, и он охотно принимал их при своем дворе. Поклонники Изиды увидели в этом свой шанс.

При посредничестве своих агентов в Европе, в том числе французского вицеконсула Фердинанда де Лессепса, впоследствии создателя Суэцкого канала, они предложили египетскому государю реформировать армию по европейскому образцу при помощи польских офицеров, эмигрировавших во Францию после поражения восстания.
.
Мухаммед Али охотно согласился с этим предложением, тем более что он был вполне доволен результатами работы поляков, которые оказывались на берегах Нила раньше, - таких как майор Флориан Браунек и капитан Юлиан Душинский, инструкторы кавалерии, а также Владислав Мошинский, старинный товарищ эмира Ржевуского.

8 июня 1833 года Дембиньский в сопровождении семи офицеров сел на корабль в Марселе. На торжественной аудиенции которая состоялась в Александрии 4 июля, Мухаммед Али поручил польскому генералу реорганизацию египетской армии и назначил его на должность главного инструктора с жалованьем сорок тысяч франков. Кроме того, он пообещал принять на службу значительное число польских офицеров.

Когда это известие дошло до находившихся во Франции членов «Храма Изиды», те начали агитировать соотечественников за массовую эмиграцию на берега Нила.

Обрадованный Чарторыйский утверждал, что лозунг «AE.I.O.U.» надо теперь читать как «Antyczny Egipet Idealna. Ojcayzna. Uchodzstwa». Более просвещенные представители Великой Эмиграции полагали, однако, что если речь идет о благе Польши, то отъезд на берега Нила - не лучшая идея, и даже - назло князю - интерпретировали это сокращение как «Arabski Egipet Iluzja. Okrutna; Utopist"ow но они были, по существу, беспомощны перед пропагандистской кампанией, развернутой поклонниками египетской богини.

Беспомощны - в отличие от Мухаммеда Али, которого, чтобы пустить ему пыль в глаза, еще прежде миссии Дембинского восхвалял на страницах «Польского паломника» Адам Мицкевич, подкупленный поклонниками Изиды.

Когда от европейских шпионов пришло известие, что польские военные, которые едут в Египет обучать тамошние войска, собираются устроить переворот и захватить власть в государстве, правитель издал указ, запрещавший сходить на берег первой же партии прибывших, состоявшей из четырехсот пятидесяти человек. Дембинский, узнав об этом, подал в отставку. Она была принята. Поставив небольшой памятник Сулковскому, бывший главный инструктор вернулся во Францию несолоно хлебавши.

Владислав Венжик, который доехал до Египта спустя шесть лет и встретился не только с Мухаммедом Али, но и с Солиманом пашой, французом, который занялся модернизацией египетской армии после отъезда Дембинского, в своем отчете ни словом не упоминает о миссии польского генерала. Не упоминают о ней и поляки, оказавшиеся в Египте несколько позже, - такие как Владислав и Здислав Замойские, Леон Ценковский, граф Михал Тышкевич.

Сулейман-паша аль-Фарансави (Soliman Pasha al-Faransawi, май или июль 1788 - 12 марта 1860) - урожденный Джозеф Антельм Севе (Joseph Anthelme Sève) - египетский военачальник французского происхождения.




Он женился на египтянке, Марии Мириам Ханем, от которой у него было трое детей, Сулейман-паша погиб в Каире.

"Заговор молчания держался многие годы. Лишь век спустя польский историк и дипломат Адам Ежи Бенис решил огласить всю правду о попытке переворота, задуманной Дембинским, и о его связях с тайным культом, а также о более ранних замыслах поклонников Изиды касательно Египта.

На след тайной организации его навело скорее всего надгробие похороненного в 1930 году в Повонзках инженер-полковника и литератора Густава Каменьского, который опубликовал под псевдонимом Гамастон три повести и ряд рассказов (в том числе исполненную таинственной красоты историю под красноречивым названием «Сфинк сина»).

Это надгробие имеет форму пирамиды с порталом в египетском стиле, украшенным египетскими мотивами, - в частности, на самом верху располагался крылатый солнечный щит. Оно напоминает египетские гробницы, какие до сих пор можно увидеть в Фивах в районе Деир эль Медина, но с одной существенной разницей: пирамида на варшавском кладбище - усеченная. Это очевидный намек на символику поклонников Изиды.



масоны, Флемминг, Чарторыйскиe, Франция, Польша, Наполеон, Сапеги, Египет

Previous post Next post
Up