Оригинал взят у
o_san_na в
Черный лебедь в разрезе символизма Пишут, что Чёрный лебедь, птица из рода лебедей (Cygnus) семейства утиных (Anatidae). До XVIII века была неизвестна науке.
«Чёрный лебедь» -
теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия.[источник?] Автором теории является Нассим Николас Талеб, который в своей книге "Чёрный лебедь", под знаком непредсказуемости» ввёл термин «события типа "чёрный лебедь" (англ. TBS, The Black Swan).
Согласно критериям, предложенным автором теории:
- Событие является неожиданным (для эксперта)
- Событие производит значительные последствия
- После наступления, в ретроспективе, событие имеет рационалистическое объяснение, как если бы событие было ожидаемым.
С точки зрения автора практически все значимые научные открытия, исторические и политические события, достижения искусства и культуры - это Чёрные лебеди. Примерами Чёрных лебедей являются развитие и внедрение Интернета, Первая мировая война, развал Советского Союза и атака 11 сентября. Талеб также отмечает, что человечество неспособно успешно прогнозировать своё будущее, а уверенность в своих знаниях опережает сами знания и порождает феномен «сверхуверенности».
Термин «Чёрный лебедь» известен как латинское выражение «редкая птица на земле подобна черному лебедю» (лат. rara avis in terris nigroque simillima cygno) - старейшая известная цитата древнеримского поэта-сатирика Ювенала. До 1697 года считалось, что лебеди бывают только белыми, однако голландская экспедиция, которую возглавлял Виллем де Вламинк, обнаружила в Западной Австралии популяцию черных лебедей.
Хотя эта метафора известна в философии довольно давно, именно Талеб стал использовать её для обозначения редких и неожиданных событий со значительными последствиями. При этом «чёрные лебеди» могут быть не только негативными событиями, но и представлять собой непрогнозируемые «удачи».
"В 1912 году Австралию посетил Константин Бальмонт. И вот появилось, пожалуй, одно из первых известных стихотворений, написанных человеком, действительно побывавшим в Австралии и увидевшим этот край воочию."
Считается, что в том же 1912 году Австралию посетил ещё один русский писатель, Александр Александрович Усов, печатавшийся под псевдонимом "Чеглок". И он, как Бальмонт, тоже озаглавил одно из своих произведений об Австралии словами "Чёрный лебедь". Правда, это не стихотворение, а рассказ:
Это было давно, очень давно, в той части света, где всё наоборот. Много тайн, кровавых тайн хранится там. Кровью чёрных людей написаны они на земле.
Константин Бальмонт. ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ Австралийский чёрный лебедь на волне,
Словно в сказке на картинке, виден мне.
Настоящий, проплывает предо мной,
Весь змеиный, весь узорный, вырезной.
И воистину влечёт мечту в игру
Настоящими прыжками кенгуру.
И в хранимом зачарованном прудке
Светят лотосы во влажном цветнике.
Голубеет эвкалипта стройный ствол,
Куст невиданной акации расцвел.
Как колибри, медосос припал к цветку,
Птица-флейта засвирелила тоску.
И хохочут зимородки по ветвям,
Словно в сказке, что сказали в детстве нам.
Только это всё лишь малый уголок, -
Громче пенья птиц на фабрике гудок.
Нет Австралии тех детских наших дней,
Вся сгорела между дымов и огней.
Рельсы врезались во взмахи жёлтых гор,
Скован, сцеплен, весь расчисленный, простор.
Там, где чёрные слагали стройный пляс, -
Одинокий белоликий волопас.
Там, где быстрая играла кенгуру, -
Овцы, овцы, поутру и ввечеру.
Миллионная толпа их здесь прошла,
В холодильники замкнуты их тела.
Замороженные трупы увезут,
Овцы новые пасутся там и тут.
И от города до города всегда
Воют, копоть рассевая, поезда.
И от улицы до улицы свисток, -
Вся и музыка у белого - гудок.
Сами выбрали такой себе удел,
Что их белый лик так грязно посерел.
Обездолили весь край своей гурьбой.
Черный лебедь, песнь прощальную пропой.