В менее сотни километров от Парижа расположен старинный город Шартр, который на весь мир известен памятником архитектуры особой исторической ценности.
.
.
Речь идет o Шартрском соборе Пресвятой Богородицы (Cathédrale Notre-Dame de Chartres), который с 13 века сохранился почти в неизменном виде и представляет собой уникальный образец ранней и чистой готической архитектуры, почти не испорченной влиянием более поздних течений в зодчестве.
.
Шартр (фр. Chartres, Аутрикум (Autricum), с V в. назывался Карнутум (Carnutum, ныне
Шартр) - город во Франции, на реке Эр, префектура (административный центр) департамента Эр и Луар. Расположен в 96 км от Парижа на плодородной равнине Бос. Население 40,4 тыс. жителей (1999), с пригородами - 87 800 жителей.
.
.
. Chartres
.
На холме, над старой частью города, вздымается знаменитый готический
собор Нотр-дам, выстроенный в рекордные сроки (1194-1220) и обладающий богатейшим скульптурным убранством. Собор Шартрской Богоматери привлекает
паломников и туристов со всей страны, а его башни парят над городом и над окрестной долиной
Бос (
фр. Beauce). В 1944 году
Союзники разбомбили весь город, однако собор не пострадал. Среди готических соборов, которые строились веками, храм в Шартре выделяется чистотой архитектурного решения; он вошёл в список
Всемирного наследия ЮНЕСКО в
1979 году.
.
.
Этот величественный собор XII века в городке Шартр на севере Франции вот уже столетие про- должает оставаться загадкой. Мало кто из посетивших его вышел из него равнодушным к той особой атмосфере, которая окружает его. Ведь Нотр-Дам - это, по сути, один сплошной секрет, уравнение со многими неизвестными, только не записанное на бумаге, а воплощенное в камне и витражах столь искусно, что даже теперь, спустя 800 лет после того, как собор был построен, его красота по-прежнему ошеломляет. Христиане продолжают проводить в нем богослужения, а архитекторы и историки посещают собор в попытке разгадать его тайну.
.
.
Строительство собора было начато после пожара 1194 года, но место, на котором стоит Нотр-Дам, утоляло духовные потребности людей задолго до его появления. Движимые уверенностью, что сумеют тем или иным образом использовать энергию Земли, доисторические строители возвели в Шартре дольмен (сооружение из двух-трех прочных необтесанных камней с уложенной поверх них «крышей» из огромного плоского валуна). Считалось, что каждый входящий внутрь дольмена обретает новую жизнь благодаря природным силам Земли. Со временем это место, куда входил также колодец и возведенный неподалеку могильник, стало почитаться священным.
.
.
Позже друиды (кельтские жрецы Галлии и Британии) открыли в Шартре школу, где передавали свой опыт. Будто бы после снизошедшего на них пророчества жрецы вырезали из дерева статую девушки с младенцем, которую назвали Дева под землей. Христиане обнаружили эту статую, почерневшую от времени, и с тех пор стали поклоняться ей как Черной деве. Именно на этой священной земле была выстроена первая из церквей в честь Девы Марии.
.
Согласно легенде, передовые познания в архитектуре, необходимые для возведения подобного сооружения в средневековье, принесли с Востока первые рыцари-тамплиеры. Девять французских рыцарей, с подвигнутых Бернардом Клервоским, основателем цистерцианского монашеского ордена, отрешились от всего мирского и отправились на поиски «таинств», хранящихся, согласно поверью, в святилище под руинами храма Соломона в Иерусалиме. Подозревали, что во время своего десятилетнего похода рыцари занимались оккультными науками.
.
.
Когда в 1128 году они вернулись, во Франции распространился слух, будто они нашли Заветный ларец-ящик, в котором якобы хранились тайны Божественного закона, вправляющего числами, весами и мерами, включая так называемое «золотое число» - 1,618. Пропорция 1:1,618 - «золотое сечение», или «золотая середина", - считалась в эпоху Ренессанса и более позднего времени идеальной для эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры. Возвращение рыцарей совпало с появлением в Европе первых образцов готической архитектуры, и шесть лет спустя было начато строительство первого собора в Шартре. 30 лет понадобилось каменщикам, стекольщикам, скульпторам, геометрам, астрономам и другим мастерам, чтобы возвести огромный храм.
.
.
Не меньшую славу Нотр-Дам де Шартр принесли его необычные "окна-розы", выполненные в оригинальном витражном стиле.
Размещенные на предельной высоте над центральным нефом храма, и имеющие в диаметре около 5 метров, эти разноцветные стеклянные розы кажутся огромными светлыми кругами, мечущими разноцветные молнии внутри храма. Причем витражное остекление, которое в данном храме сохранилось практически в неизменном, с конца XII века, виде, является самым большим ансамблем, который дошел до нашего времени. Его общая площадь составляет фантастические 2000 кв. м.!
.
.
.
.
http://s03.radikal.ru/i176/1009/8f/12fc06635d2d.jpg.
Витражи северного трансепта users.livejournal.com
.
.
.
.
.
.
Подробнее:
http://www.nice-places.com/articles/europe/france/228.htm .
«Святое сердце» собора находится в пролете между второй и третьей колоннами хоров. Именно там изначально располагался алтарь. В 37 м ниже плещутся воды колодца друидов. Точно на таком же расстоянии над «святым сердцем» находится верхняя точка готического свода.
Никто не знает, была ли задумана эта симметрия или она случайна, но созерцание этого чуда оставляет глубокое впечатление. Говорят, что собор обладает властью преображать людей, возвышать их дух. Интерьер собора воздействует на человека даже физически: он распрямляется, словно готовясь принять идущую снизу таинственную энергию Земли и нисходящую свыше божественную благодать.
.
http://foodncities.com/wp-content/uploads/2015/04/DSC00278-1024x680.jpg.
И хотя истинная природа такого эффекта пока остается тайной за семью печатями, его практическое значение очевидно и проявилось во многих подражаниях, например при строительстве соборов в Реймсе, Амьене и в Брюгге. Возможно, с архитектурной точки зрения эти соборы более интересны, но неизгладимое очарование Шартра уникально и неповторимо.chudesa-sveta.narod.ru
.
Согласно псевдодокументальному фильму «Далёкая синяя высь», рисунки на полу Шартрского собора помогли математикам открыть «гравитационные тоннели»
.
http://ic.pics.livejournal.com/olbening/14745234/155914/155914_original.jpg .
.
«Далёкая синяя высь» (англ. The Wild Blue Yonder) - научно-фантастический псевдодокументальный фильм режиссёра Вернера Херцога, вышедший на экраны в 2005 году.
.
Фильм разделён автором на десять частей-глав.
Инопланетянин, неотличимый от человека, рассказывает свою историю. Несколько сотен лет назад он с сородичами из Туманности Андромеды прилетел на Землю….
Математики Земли нашли способ пронзать пространство, открыв «гравитационные тоннели». В этом им помогли напольные рисунки Шартрского собора. С помощью этого открытия астронавты вскоре прибывают на родную планету рассказчика, которая наполнена жидким гелием, скрытым под толщей льда. Исследователи начинают изучать подлёдный мир новой земли.
.
Математическая теория хаотического движения с 38:10 до 43 мин - показан лабиринт собора Шартре
Click to view
https://youtu.be/hQILokta0FE .
Лабиринт был выложен в 1200 году из белого и синего камня, его диаметр составляет 10 м. Он состоит из огромного количества концентрических кругов, которые свертываются с необычайным разнообразием."
.