Leave a comment

lady_dalet March 29 2021, 05:16:26 UTC
Лютеранские и реформатские пасторы опасались немецких штундистов не меньше, чем православные священники - русских, но лютеранская и реформатская церкви смогли интегрировать штундизм, тогда как православная - нет; российские штундисты вышли из неё, одновременно не признавая официальных протестантских церквей.

В Своде законов Российской империи православная вера объявлялась «первенствующей и господствующей». Принадлежность к православию определялась не фактическим вероисповеданием, а выписками из православных метрических книг[40].

Закон запрещал православным вступать в брак с иноверцами (нехристианами) и накладывал ограничения на вступление в брак с инославными (представителями других христианских конфессий).

Иноверцам запрещалось усыновлять православных, торговать иконами и пр. В целом интересы православной церкви защищались более чем тысячей статей Свода.

В результате штундисты испытывали проблемы с определением гражданского состояния, регистрацией браков, погребений и рождений детей. Штундистов, как и самоубийц, зачастую отказывались хоронить на общих кладбищах.

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (фактически первом российском уголовном кодексе) за богохульство полагались каторжные работы различных сроков, за совращение в другие христианские конфессии или раскол - ссылка.

Имущество совращенных попадало под опеку, прерывалась их родительская власть. Принадлежащие к еретическим «изуверским и фанатическим» сектам лишались прав состояния и ссылались в Сибирь.

В период, когда обер-прокурором Святейшего Синода был К. П. Победоносцев (1880-1905), штундисты, наряду с баптистами, стали одним из объектов целенаправленной политики Синода по искоренению «инославных» конфессий, проводимой посредством просветительских и репрессивных мер. Отношение светской администрации к этой политике было неоднозначным, в целом она оказалась провальной.

Победоносцев полагал, что допущение религиозного разномыслия в русском простонародье неминуемо подорвёт национальное и политическое единство России[55]. Отпавшие от православия люди в его глазах не являлись лояльными подданными российского государства, членами русского народа.

Штундисты воспринимались им как агенты протестантской Германии.

Чтобы активизировать государство в преследовании «штунды», Победоносцев акцентировал внимание на проявлениях среди штундистов социалистических взглядов при том, что большинству штундистов они были вовсе не свойственны.

«Дыша ненавистью к православному духовенству, лжеучение штунды идет и против установившегося строя русской жизни и проповедует принципы и взгляды вредного социалистического характера: социалистическо-политическая сторона учения в штундизме в настоящее время преимуществует пред религиозно-церковною», - писал Победоносцев императору".

В 1894 году вышли положение Комитета министров и циркуляр Министерства внутренних дел о признании штунды «одной из наиболее опасных в церковном и государственном отношениях сект» и воспрещении её собраний.

«Последний законодательный акт, от 4 июля 1894 г. о штунде, получивший столь печальную известность, переполнил чашу страданий сектантов, так как, превращённый в универсальное орудие борьбы, он уничтожил всякое понятие о законности в отношении сектантов», - отмечала В. И. Ясевич-Бородаевская.

В этот период стала применяться такая «увещевательная» мера, как насильственное отбирание детей. https://lady-dalet.livejournal.com/921165.html

Reply


Leave a comment

Up