"Милый сон, души пленитель,
Гость прекрасный с вышины,
Благодатный посетитель
Поднебесной стороны,
Я тобою насладился
На минуту, но вполне:
Добрым вестником явился
Здесь небесного ты мне."
Лалла Рук (Жуковский)
Задала вчера вопрос о параллели греческих и бактрийских богов. Ответ получила быстро, не сразу распознала. Лишь вечером стала искать инфу, которая подпадала под вчерашний праздник - День Матери.
Уже не удивляюсь, когда попадаются двойняшки, будь то имена правителей, города, а теперь и реки
Гихон (ивр. גיחון, араб. نبع أم الدرج, также Гион; христианское название - источник Девы Марии, араб. Айн-Ситти-Марьям) - источник в Кедронской долине юго-восточнее Старого Города Иерусалима. Высота над уровнем моря - 636 м.
*
Согласно Третьей Книге Царств, у источника Гион был помазан на царство Соломон, сын Давида.
*
Гион - христианское название - источник Девы Марии.
"В Прикамье (Пермская область) сделаны случайные находки серебряных чаш, родом из Средней Азии. На некоторых серебряный чашах, которые Толстов В.П. относит к Хорезму, у изображенной на них богини отмечается интересная особенность - она черырехрука
Верхняя пара рук богини держит символы солнца и луны, а нижняя - скипетр и чашу. Восседает четырехрукая богиня обычно на хищнике из семейства кошачьих - льве или барсе - типичный символ Переднеазиатской Великой Богини.
Толстов приходит к выводу, что «Богиня в короне с символами солнца и луны, попирающая льва или леопарда - самый популярный образ в хорезмийском пантеоне». Он говорит, что это божество все та же Анахита, прошедшая путь синкретизации с индобуддисткими божествами.
Головной убор богини башнеобразный, который имеется у эллинистических богинь, покровительниц городов, берущих свое начало от известной статуи Тихе Антиохии у ног которой изображен бог реки Оронт.
16.05.2019 -
Тихе (Фортуна) города Антиохии. Римская копия с греческого оригинала I в. н. э. Галерея канделябров, Ватикан. Богиня увенчана крепостными стенами города, а у её ног плывёт юноша, символизирующий реку Оронт Тю́хе (Тихе, Тихэ, Тиха, Тихея, др.-греч. Τύχη, «случайность», то, что выпало по жребию) - в древнегреческой мифологии божество случая, богиня удачи и судьбы.
*
В древнеримской мифологии ей соответствует Фортуна. Тюхе не встречалась в классической мифологии, а, как отмечает А. А. Тахо-Годи, появилась только в эпоху эллинизма как сознательное противопоставление древнему представлению о неизменной судьбе.
*
Она символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность.
*
Впоследствии Тюхе становится не столько богиней удачи, сколько божеством, олицетворяющим счастливый случай.*
Предположение, что АНТИОХИЯ, чей герб имeет холостой красный фон, тот самый Красный щит, имеет связь с этим божеством.
Антиохия Писидийская (др.-греч. Αντιόχεια τὴς Πισιδίας; лат. Antiochia ad Pisidiam) - город в Писидии (историческая область на юго-западе Малой Азии), на границе Фригии. Ныне в Анталии (Турция). Возведён жителями примеандрской Магнезии при Селевкидах (Селевк I Никатор).
*
В Сирии и Малой Азии насчитывались по крайней мере 16 городов, называвшихся Антиохией.
Антиохия Заяксартская - город в Средней Азии - Харашќет, основанный Селевкидами(?); городище на территории Ташкентской области.
В местной версии, у богини между зубцами на венце помещен лунный серп с тремя кружками в центре или имеет большую схожесть с калафом. Это обычный головной убор кушанских божеств.
Дальнейшие работы археологов выяснили, что культ четырехрукой синкретической Анахиты-Наны был распространен - от Пенджикента в Согде до Хотана в Синьцзяне.
На этой росписи из Пенджикента появление богини с четырьмя руками в группе с двумя другими женскими персонажами загадочно. Подобную сцену толкуют и как манихейский погребальный обряд и сцену погребения Сиявуша.
Эта сцена заставляет предположить существование древнего мифологического пласта с легендами круга Анахиты-Наны. Иллюстрацией, которых и является «сцена оплакивания». Отрывок, приведенный Хенингом «… и было там кровопролитие, терзали лица, резали уши. Нан(а)-госпожа, сопровождаемая женщинами, шла к мосту. Они разбивали сосуды, громко вопили, стонали, резали лица, рвали волосы и бросались на землю» возможно, отголосок этого древнего предания.
*
Приведенные выше данные предполагают думать, что Нана - богиня покровительница города, Великая мать, в 5-8 веке почиталась в Пенджикенте (совр. Согдийская область Таджикистана) в этой ипостаси - четырехрукой богини на хищной кошке.
Однако есть некоторые нюансы связи с этой Пенджикентской богиней
Если присмотреться внимательно, то можно заметить, что зверообразный престол под богиней на самом деле представлен не кошачьим хищником, он скорее драконообразный (у левого плеча богини видна морда Дракончика с раскрытой пастью).
Этот образ чудовища позволяет рассматривать божество или одно из его функций в связи с другим памятником культовой иконографии Пенджикента, открытом также во втором храме, с глиняной рельефной панелью на стенах. На панели изображён водный поток, на поверхности которого выступают различные фигуры фантастических существ. Особо выразительным является голова чудовища, сходство которого с головой чудовища, на котором сидит четырёхрукое божество, не вызывает сомнения.
Это существо типа индийского чудовищного морского дракона Макара, олицетворяющего водную стихию и служащий атрибутом водных божеств. Что, возможно, указывает, что перед нами представлено божество, олицетворяющее реку Зеравшан, которую почитали в Пенджикенте.
Aphrodite de Bactriane, or et turquoise*
Аналоги этим изображениям обнаружены в Хадде (Афганистан), где найдено изображение богини у ног, которой находятся существа со змеиными телами, олицетворяющие местные реки. Б.Роуленд уводил их к эллинистической традиции изображать богинь, покровительниц города, которая восходит к статуе Тихе Антиохии, у чьих ног изображено божество реки Оронт.
*
Так мы имеет уже два различных иконографических изображений четырехруких богинь, которые возможно, даже изображали разных персонажей.
*
Такая разнообразная иконография согдийских и хорезмийских культов VI-VIII вв. находит гораздо больше аналогий за пределами Средней Азии, чем в ранних местных памятниках.
Вот, кстати, монеты из Пенджикентского городища Панча, где есть надпись - Панча Нано-госпожа, где Нана-Анахита изображена на льве
Многочисленные среднеазиатские терракоты древних веков и первых веков нашей эры не имеют ничего общего с иконографией монументального искусства VI-VIII вв., которая близка к иконографии терракот раннего средневековья.
Если пытаться уловить в этих позднейших редакциях и толкованиях образ нашей среднеазиатской четырёхрукой богини, то его прототип нужно искать в самых глубоких и древних пластах народных верований Центральной Азии, охвативших собой, по-видимому, в большей или меньшей степени все культы, религии и суеверия, возникавшие и отмиравшие в этих странах.
Сам образ Наны-Анахиты, в котором слились и древнейшие местные боги, и индийские и греко-римские, очень сложен. Он прошел долгий путь развития прежде, чем предстал перед нами как божество охранительница города и общины, покровительствующее плодородию, дарующим победу, которое чтили в Согде, Усрушане и Хорезме.
Нана - неиранское имя местной Среднеазиатской богини. Это имя до сих пор можно встретить в языках Таджиков «матушка».
Четырехрукая синкретическая богиня почиталась в паре с мужским божеством, который тоже нередко выступал в виде четырехрукого создания.
В Средней Азии этот образ, несомненно, связан с возросшим в 7-8 веках индийским (шиваитским) влиянием (Кушано-эфталитская эпоха). Наличие Шиваитских культов в Кушанском государстве засвидетельствовано монетами, выпускавшимися царями этой династии. Согдийцы, кстати, шиваистами и индуистами не были. На всех изображениях этой эпохи Шива изображен трехликим и четырехруким.
Сведения тибетских и китайских источников, сообщают о происхождении царской династии этого оазиса от бога Вайшраваны. Культ этого бога действительно был очень популярен в Хотане, не меньшей популярностью пользовался культ его супруги - богини Харити.
*
Культы этой супружеской пары - это позднейшее приспособление к индийско-кушанскому пантеону. Тибетские источники говорят о существовании в Хотане культа богов покровителей оазиса - Вайшраваны и богини Шримахадеви (имя само по себе приложимое к любой богине), каждому из которых был построен храм.
Неоднократные упоминания о вере в «злого земного духа», распространённой, по-видимому, на всей территории Центральной и Средней Азии, в сопоставлении со столь же вездесущей четой четырёхруких божеств приводит к мысли, что здесь скрывается какой-то чрезвычайно древний культ божеств, соединяющих грозные демонические черты с чертами покровителей плодородия и богатства, который оказал влияние на развитие «черной веры» - религии Бон.
Отсюда ***
Когда я первый раз проводила незнакомый мне ритуал, было несколько знаков, которые мне запомнились - в видении мама-павлин и бегущий ребенок, в реале - голубь, который хотел сесть на березу, а я как раз направлялась к ней, но его спугнула сорока. Ритуал включал в себя молоко.
***
"Часть имени Ардвисуры-Анахиты перешла в фарси в форме Нахид, как название планеты Венеры и ее персонификация. С Венерой она соотносилась в Древней Персии (пехлевийское имя - Анахит), атрибуты Анахит - розы, голуби, павлины и т.д. *
*
Символ - молоко. Она дарует людям плодородие, богатство и земную любовь. Ее путь - через знания к гармонии. Греки отождествляли Анахиту с Афродитой, богинями плодородия, они также связывали ее с Афиной - богиней войны. В армянской мифологии существовала богиня любви Анахит или Анаит, которая позже стала называться Шамирам.
По авестийской мифологии, Ардвисура Анахита олицетворяет собой Мировое древо Хаому, которое, в той же мифологической традиции, ломает «царь птиц» Сэнмурв, рассыпая его семена, т.е. терзание здесь переходит в осеменение новой жизни. По сути, эта же идея прослеживается и в русском обряде «Вождения русалки», где разрывание и растаскивание соломенной куклы соотносится с осеменением полей.
***
Ардвисура-Анахита - воплощение женственности, любви и красоты - является дочерью самого Ахура-Мазды. Ее имя в переводе с иранского языка означает «могучий источник всемирных вод». В иранской мифологии она выступает как богиня Божественной Любви, плодородия и небесных вод, стекающих с вершины горы Харахваити в мифической стране Арьяна-Ваэджа, питает собой все источники, дает начало рекам, делает землю цветущей и плодородной.
В Авесте Ардвисура-Анахита описывается как прекрасная, стройная, высокоподпоясанная девушка знатного рода. Она оказывает помощь молящим ей о ниспослании сил и удовлетворяет просьбы лишь тех, кто чист сердцем и душой, отказывая в своем покровительстве служителям Зла. Не только люди, но и зороастрийские божества - Изеды - поклоняются перед великолепием прекрасной Ардвисуры-Анахиты. Даже сам Господь Ахура-Мазда возносил ей жертвы в священной стране Арьяна-Ваэдже, прося помощи в наставлении пророка доброй религии - Спитамы Заратуштры.
Культ Анахиты восходит ко временам матриархата, и в ее образе определенно читаются черты древнейшей богини-матери, дарующей силы всему живому.
Ардвисура-Анахита - милостивая богиня, она может пожалеть, простить и принять, проявить сострадание и милосердие. Она сама - Мать, и неудивительно, что она одаривает женщин материнством, помогает им при родах, как греческая Илифия или римская Луцина. Она же выступает и как покровительница и защитница детей.
Ардвисура дарует людям умение петь, связана с искусством, музыкой и артистизмом. Она - самая прекрасная из дочерей Господа Ахура-Мазды. Может пробуждать «спящие» способности человека. Воды Ардвисуры-Анахиты смывают тяжесть с души."
***
Ах! не с нами обитает
Гений чистый красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты;
Он поспешен, как мечтанье,
Как воздушный утра сон;
Но в святом воспоминанье
Неразлучен с сердцем он!
Он лишь в чистые мгновенья
Бытия бывает к нам
И приносит откровенья,
Благотворные сердцам;
Чтоб о небе сердце знало
В темной области земной,
Нам туда сквозь покрывало
Он дает взглянуть порой;
И во всем, что здесь прекрасно,
Что наш мир животворит,
Убедительно и ясно
Он с душою говорит;
А когда нас покидает,
В дар любви у нас в виду
В нашем небе зажигает
Он прощальную звезду.
*
Жуковский, Лалла Рук что в переводе с персидского значит «тюльпанные щёчки»***
Выстроить новые связи с сущностями и силами природы можно, но никто даже не подумал об этом. На самом деле никто не уничтожал саму природу и тех существ, что её населяют. У нас, с одной стороны, нет знаний об этом, с другой стороны, гнилая этика держит понимание, что всего этого не существует и всё это сказки, а зарабатывание копеек на жизнь доводит нас до срывов и желания послать всё это подальше.
Силы природы сейчас тоже существуют в послевоенном режиме, когда сама природа загажена и полумертва, требует отдельного подхода, если не сказать реанимации. Сейчас как никогда нужны новые маги-природники и шаманы, которые бы навели мосты с этими существами и организовали что-то более адекватное чем теперешний товар-деньги-товар.
Природные существа и сами бы рады с кем-нибудь дружить, так как наши действия могут весьма им помогать. Так что, если вы любите природу и не боитесь сказок - возможно, появится и понимание как действовать."
***
Click to view
David Garrett - AIR (Johann Sebastian Bach)
***
15.05.2019 -
ДАМ.КИ.АННА - «Хозяйка Земли и Неба» - Ничего не напоминает?
*
Anno Domini - Анно Домини-ки
КИ - ЗЕМЛЯ
ДАМА как и положено даме в доме - ХОЗЯЙКА
АННА - НЕБО.
*
Бабушка Иисуса и мать Марии - АННА (НЕБО) - сестра Марии, мать ИВАНА-Овна - ЕЛИЗАВЕТА (Хозяйка) - МАРИЯ (Материя- Земля - КИ)
Доминик - ХОЗЯЙКА ЗЕМЛИ. И все это относится к ВЕНЕРЕ, которая показалась на моем горизонте 1 декабря 2018 года.
*
18.05.2019 -
Кто ты, мой Розенталь? - 4. Пифагор утверждал, что
пентаграмма, или, как он её называл, гигиея (ύγιεια) (в честь греческой богини здоровья Гигиеи) представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение (φ = (1+√5)/2 = 1,618…). Если разделить длину любого цветного сегмента пентакла на длину самого длинного из оставшихся меньших сегментов, то будет получено золотое сечение, которое в свою очередь пересекает параллельно направленную нить (φ).
*«Пентаграмма Венеры» - это траектория, которую проходит планета Венера при наблюдении с Земли. Венера находится с Землёй в орбитальном резонансе 13:8 (8 оборотов Земли вокруг Солнца за 13 оборотов Венеры), смещаясь на 144° со времени соединений.
Значение 13:8 является приблизительным отношением, ибо 8/13 = 0.615385, а точный оборот Венеры происходит за 0.615187 земного года.