Их жизненная концепция основывалась на завоеваниях. Они стерли из сознания представления о гармонии человека и природы, единства жизни, управляемой вездесущностью и всезнанием Богини Матери, на которых основывались оседлые племена неолита. С этого момента человек утратил осознание того, что он является частью целого. Рождение и смерть не регулируются более нормальным циклом жизни, насильственная смерть становится повседневным явлением. Появилось чувство страха, незащищенности. Все эти племена привнесли с собой своих патриархальных племенных богов палеолита, культ которых противостоит культовой традиции Богини Матери. Эти боги были противопоставлены прежней традиции. Возникла новая цивилизация, где "мужской" элемент божественности стал вскоре доминировать не только в Месопотамии, но и в Греции, Анатолии, Ханаане и во всей Европе.
В противоположность духу неолита, основанному на недуалистичности божественного и природы, арийские и семитские завоеватели ввели в мифологию такие представления, по которым природа и жизнь человека перестали быть священными. Возможно, тяжелые условия климата пустыни - колыбели ариев - повлияли на концепцию о мире у этих народов, вынужденных жить в постоянной борьбе с враждебной окружающей средой.
Утверждение мужского принципа
Чтобы рассмотреть, каким образом "мужские" племенные боги заменили постепенно Богиню Мать, вернемся к шумерам. На севере Шумера жили аккадцы, народ, отличающийся от шумеров. Аккадцы принадлежали к племенам семитов, которые постепенно покинули пустыню, уводя с собой стада овец и коз, чтобы мигрировать в Месопотамию. Хотя вначале они признали превосходство своих соседей, после продолжительной многовековой войны аккадцам удалось захватить власть на юге Шумера в 1750 году до н.э. Язык шумеров постепенно был заменен аккадским, хотя письмена сохраняли язык шумеров - священный язык ритуалов. Кроме аккадцев, с востока и юга пустынь Аравии и Сирии в Шумер все больше и больше стали проникать другие семитские племена.
Аккадцы сохранили элементы мифологии и литературы Шумера, которые они распространяли по всему Ближнему Востоку, в Анатолии, Ханаане и в Ассирии на протяжении двух последующих тысячелетий. Однако они привнесли новые концепции, одна из которых - "мужской" бог, доминирующий над культом Богини Матери.
До того как аккадцы захватили власть, цивилизация шумеров уже подвергалась влиянию этнических групп, которые не признавали Богиню Мать как единую и универсальную Божественность. Иштар, Вселенская Богиня, которая дала рождение богам, потеряла свой высший статус, чтобы стать супругой, затем сестрой и наконец дочерью бога Неба Энлиля (Enlil), занявшего первое место в шумерском пантеоне. Он же из сына превратился в Бога Отца и стал доминирующим в мифологии. Уважение, которое многочисленные поколения оказывали богине, начало исчезать, и стали говорить даже о насилии по отношению к ней. Следующая поэма передает нам утрату статуса Богини Матери в пользу "мужского" бога:
Мой отец (Энлиль) дал мне Небо и Землю, Мне, Царице Небес. Он дал мне мое высокое положение, Он поставил меня в ранг Царицы,
Он дал мне битву и бой. Он дал мне потоп, Он дал мне бурю, Он поместил небеса как корону на моей голове, Он вложил в мою руку священный скипетр.
Богиня Мать, которая раньше была единственной предержательницей всех сил, в силу того, что из нее самой истекает любая форма энергии, становится теперь той, кто получает все силы от бога Энлиля. Шумерская мифологическая поэзия хорошо отражает борьбу, которая шла между сторонниками племенных богов и поклонниками богини, так как те, кто почитали ее, не хотели допустить, чтобы Вселенская Мать потеряла свой статус:
Богиня вскричала: Мой Отец нарушил слово, данное мне, Он нарушил свое обещание.
В противоположность духу неолита, основанному на недуалистичности божественного и природы, арийские и семитские завоеватели ввели в мифологию такие представления, по которым природа и жизнь человека перестали быть священными. Возможно, тяжелые условия климата пустыни - колыбели ариев - повлияли на концепцию о мире у этих народов, вынужденных жить в постоянной борьбе с враждебной окружающей средой.
Утверждение мужского принципа
Чтобы рассмотреть, каким образом "мужские" племенные боги заменили постепенно Богиню Мать, вернемся к шумерам. На севере Шумера жили аккадцы, народ, отличающийся от шумеров. Аккадцы принадлежали к племенам семитов, которые постепенно покинули пустыню, уводя с собой стада овец и коз, чтобы мигрировать в Месопотамию. Хотя вначале они признали превосходство своих соседей, после продолжительной многовековой войны аккадцам удалось захватить власть на юге Шумера в 1750 году до н.э. Язык шумеров постепенно был заменен аккадским, хотя письмена сохраняли язык шумеров - священный язык ритуалов. Кроме аккадцев, с востока и юга пустынь Аравии и Сирии в Шумер все больше и больше стали проникать другие семитские племена.
Аккадцы сохранили элементы мифологии и литературы Шумера, которые они распространяли по всему Ближнему Востоку, в Анатолии, Ханаане и в Ассирии на протяжении двух последующих тысячелетий. Однако они привнесли новые концепции, одна из которых - "мужской" бог, доминирующий над культом Богини Матери.
До того как аккадцы захватили власть, цивилизация шумеров уже подвергалась влиянию этнических групп, которые не признавали Богиню Мать как единую и универсальную Божественность. Иштар, Вселенская Богиня, которая дала рождение богам, потеряла свой высший статус, чтобы стать супругой, затем сестрой и наконец дочерью бога Неба Энлиля (Enlil), занявшего первое место в шумерском пантеоне. Он же из сына превратился в Бога Отца и стал доминирующим в мифологии. Уважение, которое многочисленные поколения оказывали богине, начало исчезать, и стали говорить даже о насилии по отношению к ней. Следующая поэма передает нам утрату статуса Богини Матери в пользу "мужского" бога:
Мой отец (Энлиль) дал мне Небо и Землю,
Мне, Царице Небес.
Он дал мне мое высокое положение,
Он поставил меня в ранг Царицы,
Он дал мне битву и бой.
Он дал мне потоп, Он дал мне бурю,
Он поместил небеса как корону на моей голове,
Он вложил в мою руку священный скипетр.
Богиня Мать, которая раньше была единственной предержательницей всех сил, в силу того, что из нее самой истекает любая форма энергии, становится теперь той, кто получает все силы от бога Энлиля. Шумерская мифологическая поэзия хорошо отражает борьбу, которая шла между сторонниками племенных богов и поклонниками богини, так как те, кто почитали ее, не хотели допустить, чтобы Вселенская Мать потеряла свой статус:
Богиня вскричала:
Мой Отец нарушил слово, данное мне,
Он нарушил свое обещание.
Reply
Leave a comment