Сто лет назад бывшая Российская империя была объявлена федерацией. Но создание внутри нее национальных республик, сохранившихся до наших дней, было вынужденным и сиюминутным решением большевиков ради сохранения своей власти.
Зачем Сталин хотел объединить башкир и татар в одну автономию и чем эта идея была опасна для нашей страны?
Почему будущий «вождь народов» лично возил на мотоцикле по Москве башкирского лидера, мечтавшего о единой республике с киргизами и сбежавшего потом к басмачам и туркам?
Почему сто лет назад татары доминировали в тюркском мире?
Как башкиры переломили ход Гражданской войны в России и чем их потом отблагодарили московские коммунисты?
Об этом «Ленте.ру» рассказала доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Тамара Красовицкая.
«Турция на Волге», или советский Идель-Урал
«Лента.ру»: Это правда, что проект советской татаро-башкирской автономии в марте 1918 года был попыткой московских большевиков перехватить инициативу у местных национальных деятелей? Те после краха монархии в 1917 году сразу заговорили либо о «возрождении Булгарского государства», либо о создании «штата Идель-Урал».
Красовицкая: Да, эту идею выдвинул Сталин, руководивший в то время Народным комиссариатом по делам национальностей. У него тогда было две задачи. Во-первых, Сталин должен был переманить на сторону большевиков бывших делегатов Учредительного собрания, представлявших там многочисленные народы бывшей Российской империи. Во-вторых, разными посулами и уговорами он стремился обеспечить лояльность национальных элит, которые в ту пору к советской власти относились если не откровенно враждебно, то явно настороженно.
Весной 1918 года положение у большевиков было еще очень шатким. Среднее Поволжье и Урал они контролировали слабо. Во многом поэтому Сталин и придумал создать Татаро-Башкирскую Советскую Республику. Но в итоге эта затея так и не осуществилась.
Почему?
Далее
тут