Пять гробниц по пути в Каир /Five Graves to Cairo (1943)

Mar 24, 2009 10:25

Египет, июнь 1942. Капрал Джон Брамбл, единственный выживший из британской танковой бригады, пытается нагнать отступающих соотечественников. Добирается до крохотного городка с отелем "Empress of Britain" и падает замертво в холле. Хозяин и горничная стараются привести его в чувство, и в это самое время город занимают немцы, а в отеле размещается командование во главе с генералом Роммелем. Хозяину "Empress of Britain" приходит в голову мысль выдать англичанина за слугу, пропавшего накануне при бомбардировке. Мысль не самая удачная: оказывается, слуга был немецким агентом, и Роммель уже приготовил для него новое задание.
Есть режиссеры, знакомиться с которыми нужно не фильмами, а сразу целыми фильмографиями. Билли Уайлдер - человек, который меняет стили и жанры с легкостью, а здравый смысл, вкус и чувство меры остаются при нем неизменно.
В разгар войны появляется фильм о войне. Превосходный сценарий, проработанные характеры, отличные актерские работы. Интрига закручивается стремительно и не отпускает до последних минут, у каждого персонажа свои интересы и своя игра.


Брамбл (Франшо Тоун) отчаянно импровизирует и старается выжать из ситуации максимум пользы для своих, каждую минуту рискуя быть раскрытым. Француженка-горничная люто ненавидит немцев и презирает англичан как неверных союзников, но готова пойти на что угодно, лишь бы спасти попавшего в концлагерь младшего брата. Энн Бакстер двадцать, ей еще семь лет ждать дуэли с Бетт Дэвис ("Все о Еве" Манкевича), но свою Муш она играет искренне, страстно, и даже некоторая неопытность работает на роль.
Образы немецких офицеров лишены малейшей карикатурности, встречающейся в некоторых наших лентах военной поры или, например, у Любича в "Быть или не быть". Опытнейший генерал Роммель по прозвищу Пустынный Лис (Эрих фон Штрогейм) может себе позволить обращаться с пленными английскими офицерами уважительно и даже не прочь преподать им за ужином мастер-класс по стратегии военных действий; его молоденький адъютант (Петер Ван Эйк) обаятелен и даже романтичен, но они ни на секунду не перестают быть врагами, и врагами очень умными.
Впрочем, Уайлдер не был бы Уайлдером, если бы в фильме не нашлось места и для иронии: генерала Себастьяно немецкое руководство не воспринимают всерьез, но по-настоящему его расстраивает другое. "Они запрещают мне петь! Я буду жаловаться Муссолини!". А хозяина гостиницы сыграл Аким Тамирофф, гениальный осколок Российской империи. Маленький человек, измученный войной, обессиленный страхом, он упрямо пытается помочь каждому, кто оказывается рядом. Очень трогательный образ.

impressions

Previous post Next post
Up