- А с какой точностью у тебя это получается? Ну, насколько оно реальности соответствует? - спросил меня Руслан.
Хороший вопрос.
Я очень часто раскладывала карты друзьям, одно время подумывала о тарологической практике как о карьере (но только не "Белые облака" и потоковая работа, это несерьёзно) и даже один раз гадала за деньги на мероприятии - у меня успела сложиться кой-какая репутация, и меня позвали на хеллоуиновскую танцевальную вечеринку. Несколько часов без продыху, 100% довольных клиентов. Знакомые знали, к кому обратиться, если нужно объяснить нюансы смысла Старших Арканов для какого-нибудь арт-проекта, и знали, что мне дарить на день рождения. Целая полка современной профессиональной литературы, набор колод для разных типов запросов - основательный подход всегда был моей сильной стороной.
- Думаю, процентов на восемьдесят, - осторожно сказала я. - Умение вытащить нужную карту развивается постепенно.
К этому я могла бы добавить, что даже с точным раскладом не всегда получается правильно его интерпретировать. Один и тот же символ может трактоваться на разных уровнях. Это может быть эмоциональное состояние, реальный человек, предмет, какое-то событие. И нужно видеть взаимодействие символов, связи, контекст.
Ещё важно, чтобы человек шёл навстречу, отвечал на уточняющие вопросы, потому что я же не базарный фокусник и мысли не читаю. Нет, мы с кверентом (задающим вопрос) должны работать вместе, чтобы получить достоверный результат. Очень много факторов, очень тонкий процесс.
- Восемьдесят процентов - это очень много. Это прям круто. Вообще меня интересует, почему люди, которые думают, что они умеют что-то вот такое, не идут в фонд Джеймса Рэнди? Миллион долларов за доказательство, что у тебя есть паранормальные способности.
Это был первый раз, когда я услышала про фонд Джеймса Рэнди. Какой-то клоун с миллионом долларов. Ну ладно. Я пожала плечами, и мы с Русланом продолжили нашу прогулку.
Несколько позже я прочитала научно-популярную книгу Леонарда Млодинова "(Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением", и это был, как говорят, life-changing event. Я внезапно осознала, какие когнитивные искажения (эвристики, встроенные шаблоны мышления) выдавали мне картинку восьмидесяти процентов точности (я надеюсь расписать подробно, когда у меня будет время, а до этого момента, если интересно, почитайте "Думай медленно, решай быстро" Даниэля Канемана, статьи Элиезера Юдковски или упомянутую книгу Млодинова).
Черт. Черт, черт, черт.
Было очень жалко книги и колоды. Я пошла на компромисс с собой - отдала их подруге.
Вот что я ответила бы Руслану сейчас.
Почему мои друзья, например, не идут в фонд Джеймса Рэнди? Да кто вообще про него слышал, кроме замкнутой на себя тусовки воинствующих скептиков, вопящих в пустоту: "Ага, я тебя подловил, где твой миллион долларов, накось-выкуси?" И тем более - какое отношение вся эта зарубежная история имеет к нам, живущим в России? Ехать чёрти куда, подавать заявку в какой-то идиотский фонд?
Думаю, не только я видела в этом... определённую проблему.
И вот. Наконец. Радостная новость.
ТАДААААМ! - теперь мне (и вам!) есть куда отправлять людей, которые претендуют на сверхспособности.
Миллион рублей. Контролируемый эксперимент. Учёные, научные журналисты и специалисты по сценической магии в экспертном совете. Ваш выход.
http://houdiniprize.org/