Во всем мире многие мифологии рассказывают о Богах, пришедших с неба, и их необыкновенных подвигах. Мифология навахо также попадает под этот контекст. В настоящее время индейцы навахо насчитывают около 150 000 человек, проживающих в большой пустынной резервации, которая охватывает американские штаты Аризона, Юта, Нью-Мексико и Колорадо, образуя самое значительное коренное американское племя в США. Резервация индейцев навахо по площади больше Франции, а мифология навахо предлагает множество увлекательных сведений об их культуре.
Говорят, что в далеком прошлом, когда у людей и животных был общий язык, существовал темный первый мир, освещаемый кострами, которые горели в кратерах. Отсюда люди-насекомые отправились в другие миры, такие как мир птиц и саранчи. Поэтому в этом повествовании речь идет о путешествиях в неизвестные миры, через порталы и другие измерения, и их увлекательной космической эволюции.
В четвертом мире были созданы первые люди из народа навахо - миф, объясняющий загадочное происхождение этого народа. Пересечение миров первыми существами представляет собой путешествие к "Сияющему миру с поверхности". Что касается других миров, то они были уничтожены из-за неуважения к законам, данным богами, относительно сосуществования с другими людьми, с представителями того же народа, а также с представителями других народов и других цивилизаций. Как и в других мифологиях происхождения, правила, данные богами, должны соблюдаться, чтобы избежать разрушения, но есть и прощение, которое позволяет начать все заново в новом мире.
Истории происхождения мифологии навахо начинаются с первого мира тьмы. У него было четыре угла, и над ними появились четыре облака. Эти четыре облака содержали в себе элементы первого мира. Четыре угла были окрашены в черный, белый, синий и желтый цвета.
Мифология навахо говорит о существовании нескольких миров
В мифологии навахо говорится о существовании нескольких миров. Поэтому еще до открытия других планет индейцы навахо приняли идею существования других миров, оживленных жизнью и другими цивилизациями.
Согласно мифам навахо, в первом мире жили народы пчел, муравьев, стрекоз, скарабеев, сверчков и мух. Появление идеи полета в этом мире объясняется легендой о стрекозе, которая сделала себе крылья и начала ими двигать, поднимаясь от земли. Она взлетела в небо, и другие существа этого мира последовали ее примеру, тоже начав летать.
Желая выбраться из этого первого мира горячих кратеров, чтобы колонизировать другие миры, его обитатели летели, пока не достигли самой высокой части своего мира, ища выход в небе. Но в тот момент небо было твердым, и им пришлось искать, пока они не увидели голубой свет, из которого выходила голубая голова, которая была точкой перехода или порталом в другое измерение. Таким образом, жителям первого мира навахо удалось перейти во второй мир, где началась война с птицами.
Второй мир в мифологии навахо был полностью голубым и был населен птицами. Птичий народ не позволил другим народам из первого мира поселиться в своем мире. Из-за голода началась война с птицами, и народы насекомых были истреблены. Оставшиеся насекомые снова улетели в поисках нового мира для жизни.
И снова они нашли портал в небе и попали в третий мир, где все было желтым и где жил народ саранчи. Здесь люди жили в мире и согласии, принимая друг друга и уживаясь вместе. Однако в конце концов конфликт заставил саранчу прогнать новоприбывших. В сопровождении четырех саранчовых они отправились через портал в четвертый мир.
Этот новый мир, четвертый мир, был бело-черным и очень ярким. Здесь жили олень, дикая индейка и кисани - странные люди, которые умели строить дома и возделывать землю. Этот мир был очень большим и таил в себе множество загадок.
Итак, до этого момента можно отметить тот факт, что в мифологии навахо упоминается множество миров и переходных моментов. Это и момент, когда мир может стать непригодным для жизни, и необходимость покинуть мир для выживания цивилизации, и порталы, и войны между жителями разных миров, и альтернативные измерения, и другие вещи, которые в наше время являются предметом изучения науки.
Танцовщицы навахо Йебичай, Эдвард С. Кертис, 1900 год, означающие приход навахо в четвертый мир и появление людей. (Эдвард С. Кертис / Общественное достояние)
Танцовщицы навахо йебичаи работы Эдварда С. Кертиса, 1900 год, означающие приход четвертого мира навахо и людей.
Сотворение человека в мифологии навахо
В мифологии навахо боги имеют человеческое тело. Среди них есть Белое тело, Голубое тело, Желтое тело и Черное тело. Эти священные существа открылись людям-насекомым, но на непонятном языке жестов. Поэтому язык богов был основан на знаках, которые отличались от языка жестов людей-насекомых. Наконец, видя, что их не понимают, боги обратились к людям-насекомым на разговорном языке.
Они объявили людям-насекомым, что скоро создадут людей, которые будут выглядеть точно так же, как сами боги. Согласно обещанию, боги должны были вернуться через 12 дней. Насекомые приготовились, и боги вернулись. На шкуру оленя боги положили два кукурузных початка верхушками на восток. Под действием ветра из желтого початка кукурузы появилась первая женщина, а из белого початка - первый мужчина.
Что касается ветра, то он приносил жизнь, входя через голову и выходя через ноги, что представляет собой ту же жизненную силу, которой обладает человек. Когда жизненная сила больше не входит и не выходит через рот, человек умирает.
После сотворения людей богами со временем рождалось все больше людей, и развивалась цивилизация навахо.
Поэтому, согласно мифологии навахо, человек был создан гораздо более развитой цивилизацией, а именно цивилизацией богов. Однако катастрофа потопа обрушилась на четвертый мир, и людям пришлось уйти в пятый мир.
Древние жилища хоган в парке племени навахо в Долине монументов: хоган - это основное традиционное жилище народа навахо.
Пятый мир в мифологии навахо
Когда воды потопа росли, живым существам пришлось подниматься по лестнице в небо. Люди должны были найти отверстие в прочном своде неба, место перехода в пятый мир. Наконец, был создан портал, и существа смогли перейти в новый мир.
Благополучно прибыв в пятый мир, первые люди тесно разместились на острове, расположенном посреди большого озера. Вокруг озера была суша, но они не могли туда попасть. Тогда бог Синего тела, принесший с собой из четвертого мира четыре священных камня, бросил их в четыре стороны. Таким образом, воды озера вытекали через отверстия, проделанные камнями, пока не образовалась грязная дорога, соединяющая остров с сушей. Таким образом, боги предприняли своего рода процесс терраформирования (буквально, процесс "формирования Земли"), чтобы сделать пятый мир пригодным для жизни людей.
Click to view
Дорога была грязной, но налетевший ветер помог ее высушить. Таким образом, люди смогли добраться до земли. Затем люди вместе с Синим телом и Черным телом смоделировали горы, используя почву, взятую со священных гор четвертого мира. Так, используя материалы, принесенные из четвертого мира, пятый мир был подготовлен и изменен таким образом, чтобы он соответствовал жизненным потребностям людей и других существ.
.
Опасная огненная гора играет ключевую роль в мифологии навахо в решении проблем пятого мира.
Огненная гора
Когда в страну оленей пришла первая зима, все живые существа стали страдать от холода. Среди них был и Койот, который думал о том, что он больше не будет так страдать, если сможет получить искру с огненной горы. Здесь появляется очень интересный элемент, потому что во многих мифологиях и легендах древности говорится об этих огненных горах.
Койоту удалось убедить дятла полетать над огненной горой с пучком веток в когтях. Когда искры прыгали на веточки, они загорались, и дятел возвращал огонь. Но она должна была избегать огненных людей, которые могли заметить ее и обстрелять огненными стрелами.
Поднявшись на гору, дятел увидел двух чудовищ, которых Огненный человек назначил охранять пламя и которые были похожи на двух гигантских мух. Поскольку глаза этих чудовищ никогда не закрывались, они заметили дятла и обстреляли его искрами. Дятел уронил пучок веток и полетел обратно.
Мифология навахо вплетена в культуру навахо и их легендарные ковры.
После этой неудачной попытки ястреб отправился узнать, кто такие хранители огня. Он подробно изучил их во время полета и вернулся, чтобы рассказать остальным. Выслушав описание чудовищ, койот решил сам попробовать вернуть огонь. Он попросил птиц привязать к его хвосту пучок веток и улетел.
Добравшись до горы огня, Койот сумел обмануть двух чудовищ, ослепив их. Затем, когда пламя поднялось до вершины кратера, он просунул пучок веток сквозь огонь. Она загорелась, и Койот смог вернуть огонь.
Этот фрагмент из мифологии навахо интересен тем, что во многих мифологиях говорится о горах огня или горах металла. В общем, говорится, что внутри гор обитают металлические боги, пришедшие в мир людей. Эти горы охраняются чудовищными существами, стражами богов, и в то время, когда боги хотят уйти, они исчезают вместе со своими железными горами.
Что касается огненной горы из мифологии навахо, то это мог быть обычный вулкан, но могло быть и нечто большее. Это могло быть место, где скрывалась другая, более развитая цивилизация, неизвестная людям, которая охраняла двух монстров...
Источник -
https://earth-chronicles.ru/news/2021-12-20-157613