Житничь

Aug 10, 2020 07:32





Сяго дня въ Лѣтъ 7528 ѿ СМȤХ, - Житничь. Это праȥдникъ, начало жатвы у славѧнъ. Жатва - одинъ иȥъ основныхъ периодовъ ȥемледельческого цикла. Въ цикле обрядовъ, сопровождавшемъ жатву, особенно выделяютъ её начало (ȥажинки) и конецъ (обжинки, дожинки, спожинки).

Съ периодомъ жатвы былъ свяȥанъ обширный комплексъ обрядовъ и магическихъ ритуаловъ. Они не были приурочены къ определённой дате, а ȥависели ѿ верѣмени соȥреванiя ȥлаковъ. Жертвенные обряды проводились, чтобы ѿблагодарить ȥемлю-матушку ȥа долгожданный урожай. Съ помощью обрядовыхъ действiй участники стремились вернуть ȥемле плодородiе, обеспечивая урожай будущего года. Кроме того, обрядъ имелъ практическое ȥначенiе: жницамъ требовался определённый перерывъ въ работе.

Для начала жатвы главным считался правильный выборъ «ȥажинщицы», жницы, которая славилась ȥдоровьемъ, сілой, ловкостью, проворствомъ, «лёгкой рукой»; никогда не поручался ȥажинъ беременной женщине (наȥываемой в народе «тяжёлой»); ей ȥапрещалось даже смотреть какъ ȥажинаютъ, чтобы Жатва не была «тяжёлой». Иȥбранная на общемъ собранiи женщина съ особой тщательностью готовилась къ ȥажину: мыла въ доме алтарь, лавки, столъ, покрывала скатертью, чтобы достойно принять первую горсть сжатыхъ колосьев. Ȥатемъ она мылась, надевала чистую белую рубаху и вечеромъ отправлялась въ поле. Чтобы жатва прошла быстро и успешно, ȥажинщица шла къ месту работы быстрымъ шагомъ и беȥъ остановокъ; придя къ ниве, не мешкая сбрасывала верхнюю одежду и начинала жать; после работы торопливо воȥвращалась домой. Иногда ȥажинъ совершался въ тайне: ȥажинщица старалась неȥаметно пройти на своё поле, а когда воȥвращалась домой, въ селе уже становилось иȥвестно, что ȥажинъ состоялся, и на следующее утро все людїе начинали жать.

Ȥнай своё прошлое. Въ нёмъ Мɣдрость Прѣдковъ, и сіла твоя великая!

Источник - http://velesovkrug.dzen.od.ua/2016/08/11/%d0%b6%d0%b8%d1%82%d0%bd%d0%b8%d1%87%d1%8c/


Житничь - это Праздник Начала Жатвы. Жатва - один из основных периодов земледельческого цикла славян. В цикле обрядов, сопровождавшем жатву, особенно выделяют её начало (зажинки) и конец (обжинки, дожинки, спожинки).

До начала жатвы хозяева ходили смотреть, поспело ли зерно и пора ли приступать к жатве. Перед жатвой совершались обряды на ниве, на которых возносились славления РОДной Земле-Матушке с просьбою к ней дать людям хороший урожай. Если хлеб ещё недостаточно созрел, то его старались символически «зажать» - срезали по горсти колосьев с четырёх углов поля. Необходимость обрядового зажина объясняли тем, что в противном случае первой зажнёт хлеб «полевая хозяйка».

С периодом жатвы был связан обширный комплекс обрядов. Они не были приурочены к определённой дате, а зависели от времени созревания злаков. Жертвенные обряды проводились, чтобы отблагoдарить Землю-Матушку за долгожданньй урожай. С помощью своих действий участники обряда стремились вернуть земле плодородие, обеспечивая урожай будущего года. Кроме того, обряд имел практическое значение: жницам требовался определённый перерыв в труде.

Для начала жатвы главным считался правильный выбор «зажинщицы» - жницы, которая славилась здоровьем, силой, ловкостью, проворством и «лёгкой рукой»; никогда не поручался зажин беременной женщине (называемой в народе «тяжёлой»); ей запрещалось даже смотреть как зажинают, чтобы Жатва не была «тяжёлой». Избранная на общем собрании женщина с особой тщательностью готовилась к зажину: мыла в доме алтарь, лавки, стол, покрывала скатертью, чтобы достойно принять первую горсть сжатых колосьев. Затем она мылась, надевала чистую белую рубаху и вечером отправлялась в поле. Чтобы жатва прошла быстро и успешно, зажинщица шла к месту труда быстрым шагом и без остановок; придя к ниве, не мешкая сбрасывала верхнюю одежду и начинала жать; после труда торопливо возвращалась домой. Иногда зажин совершался в тайне: зажинщица старалась незаметно пройти на своё поле, а когда возвращалась домой, в селе уже становилось известно, что зажин состоялся, и на следующее утро все хозяева начинали жать.
http://rodobozhie.ru/publ/vera/nashi_bogi/zhitnich/3-1-0-12696

Праздники, Наследие Предков, Общество

Previous post Next post
Up