Овсень, Ясень, Сивояръ, Радогощъ, Світовитъ, Миробогъ
Сивый Яр в Поконе Рода Всевышнего - суть осеннее проявление Деда нашего - Даждьбога Трисветлого. Праздник в его честь отмечается Славяно-Арийскими родами по окончании хозяйственных работ, а сам Его Лик (Сивояръ, Миробогъ) почитается вплоть до Рождества Божича Коляды.
Овсень - суть одно из имён Сивояра. По сему и сам годовой отрезок называется в его честь - осенью. Под таким названием почитался дважды - Большой и Малый Овсень. Значение слова происходит от Древнерусского «оусинь» - синий, блестящий. Оно обозначает Небеса в период, когда Овсень превращается в Корочуна, умирает, и рождается, как Божич Коляда. Отсюда и одно из названий декабря - «просинец».
Древнейшее название Овсеня у Русов - Ясень, как обозначение Старости,
[1] Мудрости, ясности ума.
[1] Старость: Ста = 100, Рост = Рост (Увеличение), Ь - Взаимосвязь Небесного и земного в Душе человека. Таким образом, Старость - это стократное увеличение (рост) взаимосвязи Небесного и земного в Душе человека.
Несмотря на то, что Овсень начинает наиболее тёмную часть Годового Круга, Его имя связывают со светлой частью, с Новым Летом (Новолетием). Овсень является переходным периодом - мосточком с одного Лета в другое.
Овсень отмечается на третий день осеннего равноденствия (примечание: по Кубанской Традиции -
http://www.rasvetkubani.su/note/40-ovsen-velikij.html).
Малый Овсень приходится на Корочуна, что подтверждается Обрядом Посевания, присущий Новогодним Святкам, и названием этого действа в немецком языке - «owsen» («засевать»). Кроме того, следует отметить, что, в «Велесовой Книге» называются последовательно: Коляда, Яръ, Красная Гора, Овсени - большой и малый. То есть - малый Овсень следует за большим.
Главные действа на празднике Овсеня связанны с единением Славяно-Арийских родов после завершения земельных и хозяйственных работ. После окончания жатвы роды собираются на общие праздники в честь Родной Ведической Веры и Традиции.
В это же время Веси (Хозяева) справляют свадьбы. Поэтому Сивояръ (Миробогъ) - Опекун богатств и достатка родов наших, Он знак единства родов Русов. Его имя происходит от слова «мир», что означает «община», «общество». То есть тот, кто соединяет Славяно-Арийские роды в общность (общество).
Образ Овсеня - всадник с богатыми плодами в деснице (правой руке) и пучками сухих цветов в шуйце (левой руке). Он распределяет богатства Земли между родовичами, наделяя честных и трудолюбивых и наказывая бездельников и воров. В народе бытует поговорка: «Овсень на пёстром коне ездит». Его конь, в отличие от белого - Ярилиного, пёстрый, такой же, как и осень - разноцветная, пёстрая. Овсень - Бог Благосостояния.
Главные действующие лица этого праздника - старшие в родах люди, пары, состоящие в семейных союзах, которые уже имеют детей. Необходимый атрибут праздника - Дидухъ - символ Родового Древа, зёрна ржи, пшеницы и овса, а также, большой калач.
В западной Руси праздник Овсеня зовут ещё Радогощ, так как в это время собран урожай и гостей особенно искренне поздравляют, радуясь урожаю и гостям. Германские летописцы, которые наблюдали за праздником Радогощ на Руяне (ныне - Рюгене), описывают, что это было величественное Свещеннодействие, связанное с окончанием осенних полевых работ и сбором урожая.
Описание культового празднества в Арконе даёт Саксон Грамматик:
«Ежегодно после сбора урожая народ со всего острова перед Храмом Бога, справлял торжественный пир, именовавшийся Свещенным. Жрец Храма Световида, отличавшийся длинной бородой и волосами, изготовив пирог круглой формы, величины такой же, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, Жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода молвой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая».
В день Овсеня устраивается большая братчина (братская трапеза). На него сходится вся община, каждый приносит всё лучшее от стола родственного - к столу родовому. Проводят обряд гадания и предвидения будущего.
В западной Руси величественный праздник Овсеня-Радогоща проводили на горе Богит, где стоял образ Свитовита до начала 18-го столетия н.э.
ИСТОЧНИК -
http://rodobogie.org/content/ovsen-24-25-sentyabrya-7524-leta-2016-g-novoletie-ovsen-velikiy