Разделяй и властвуй!

Sep 03, 2013 21:47


Обыватели могут не читать, всех остальных, прошу  взять паузу и   вспомнить  свои первые шаги в фанатизме.  Как Вы пришли в фанатский движ, с чем тогда столкнулись и на что ровнялись? Что именно заинтересовало Вас  и почему в какой-то момент Вы оказались на трибуне стадиона?

В своё время,  при   первом  контакте  с «настоящими фанатами», и начальном потоке  информации об активных болельщиках,  сначала  из  спортивных печатных СМИ и репортажей  о футболе по ТВ, а затем уже и из фан-зинов   да первого допотопного интернета конца 90ых,  я чётко уяснил себе: фанатизм - субкультура, фанат - личность  маргинальная, свободолюбивая  и антисистемная.



С годами,  мои знания и фанатская практика  ширились,  тон на постсоветском  пространстве  тогда задавали   фэны московского "ЦСКА"  и "Спартака", которые благодаря мощной  идеологической платформе и информационному рупору  в виде  "Русского Фан Вестника"  и  "Ультрас Ньюз"  по сути  управляли вектором  развития  фанатского движения по всей стране и  от части в ближнем зарубежье.  Уверен   с  похожими  шагами  в своей фанатской жизни, столкнулись  многие из числа читающих сейчас эти строки.
В те годы,  у активных болельщиков  большинства клубов, не могло быть двух мнений на тему  отношения  к милиции/полиции  (представителей власти) -  по сути  врагу,  постоянно ущемляющему  права фэнов  на стадионе  и за его пределами.   Любое сотрудничество с органами  считалось  большой провинностью  и жёстко каралось. Общение с клубом  так же сводилось к минимуму,  и  о значимых уступках в своей деятельности   со стороны фанатов тогда  не могло идти  и речи.

Трибуна  была  для  фэнов  местом проявления  протеста, а заодно  и  миром,  в котором  фанат  обретал  некое  подобие социальной  свободы. Молодые люди,  на трибуне выплёскивали  негатив  накопленный в повседневной жизни.  Тут небыло  места  фальши,  и если команда действительно играла плохо,  фанаты в радикальной  форме  могли  проявить своё негодование.  Летели кресла, ломались лица, зажигалась пиротехника, которая зачастую  в итоге оказывалась на поле.  Фэны болели,  в нужные моменты   протестовали,  и были едины в своих действиях.

В начале двухтысячных,  количество  активных болельщиков на фанатских секторах  начало расти со скоростью геометрической прогрессии.   Начались первые действительно серьёзные  конфликты  с участием  ребят  с трибун.  Тогда  СМИ впервые  заговорили о фэнах  как о  большой силе представляющей угрозу  обществу.   В коридорах  власти  призадумались,  футбольные  чины поднапряглись и начали  искать   решение  вопроса  «как приручить активных фанатиков?»

Сначала попробовали кнутом. Однако нашего человека  кнутом  взять не просто, наш человек  будет сопротивляться.  Апогеем напряжённости  стали  грандиозные побоища  фанатов с милицией  на российских стадионах  Раменское, Лужники, Динамо, Петровский...

Силой не вышло,    решили   действовать «пряником».  Молодые, спортивные,  энергичные, хорошо организованные, способные управлять людскими массами.  Где нужны такие  парни? Правильно,  в политике. Вот только   управлять  людьми уже было кому,  и молодые  да энергичные, сами  не замечая того,   тоже  в какой-то степени  стали управляемыми.

Лишние   несколько сот, а где-то и  тысяч   голосов  на выборах  в самоуправление  - не вопрос.  Охрана   представительств  или митингов  партий - тоже можем.  Политические провакации с использованием грубой  физической силы - снова   про нас!   Так постепенно, определённые  силы  русского  фанатского движа,  подсели на  финансовый поводок. Как сказал недавно один мой приятель: «самый страшный поводок - денежный!» и тут я  не могу с ним не согласиться.  Заметьте, в тот же период,  уличные  (городские) темы начали сходить на нет,  и  большинство  футбольных хулиганов  подались (увели)  в леса, подальше от   глаз общества.

Контакт с   фанатами был найден,  однако оставался   вопрос проявления  стадионного насилия и непослушания.  Вопрос  не  менее сложный,  но если  хулиганских фирм,  по большому  счёту не так то  и  много, и договориться  с   их рулями  проще ибо это конкретные люди,   имеющие  большое влияние  на  своих подчинённых - то со всей трибуной договориться  гораздо сложнее.  Тут  и  коллективов больше, и народ разношёрстый.

Тогда  фанатам (хулиганам)  подкинули превосходную идею.  Что,  если  Вы сами выбирете достойных, и будете контролировать свою трибуну?   Никакой  милиции/полиции  на секторах, никаких провокаций со стороны устраителей мероприятия. Вы сами будете контролировать   безопасность  на  фанатских трибунах и даже  получите за это вознаграждение.  Есть только  одно  «НО»,  порядок на трибуне должен быть  реальным, а не фиктивным.

Хулиганские рули  согласились попробовать. Что в этом плохого?  Парни из фирм, не имеющие постоянного дохода получат хоть что-то. Под эту «дудку»  проще  подтягивать   новых   молодых  «спортиков».   Общая касса   конторы тоже растёт. Оденем манишки,  нет в этом ничего сложного!  Вот только забыли   парни,  что   присматривать  за трибуной в проходных матчах и получать за это лавэ - одно, а  контролировать массы  во время матчей повышенного риска,  когда  вспыхнуть может  везде - совсем другое. А ведь есть ещё  и  всевозможные протесты, трибуна ведь не тюрьма, фанаты вольны высказываться   по теме   принятия  тех или иных решений клуба, да и при плохой игре   активные  болельщики  могут  «нахулиганить».
Начались  первые конфликты с так называемой «ультрой» на трибунах и их лидерами.  Однако  правило «кто сильнее - тот и прав» взяло всё же верх, и  «ультра» начала   «гаснуть» превращаясь   в  марионеток  более  властных  людей  из   хулиганской среды имеющих  «свой интерес». Смешно говорить, но у хулиганских обьеденений,  появился такой термин как "своя ультра" - молодые фанатики,  контролируемые  хулиганами,  действующие  в угоду  своих  новых хозяев.

В какой-то момент,  неудобными стали  вояжи  крупнейший  российских  фан группировок на   Кавказ. Властям  непонравилась  напряжённость связанная с этими выездами  и не откладывая вопрос в долгий ящик,   топовы фанатские группировки, вышли с призывом  к фан-общественности  бойкотировать  выезда на Кавказ.   Как   так случилось, что некогда свободолюбивый и безстрашный народ, любящий путешествия и приключения вдруг   решил от всего этого отказаться -  одному только Богу известно. Каждый пускай делает свои выводы.

Совсем недавно,  от  рук  стюардов, пострадал  весьма  яркий представитель  не самого последнего российского фанатского   движа.  Фэны протестовали, и делали это в свойственной   им манере, но такой выплеск эмоций  и  проявление  собственной позиции по вопросу игры команды,   показался  недопустимым людям  в манишках. Так ведь можно  остаться   и без денег!  В результате наказали якобы причастного  к делу человека, что по мнению  «карателей»  видимо   предполагает урок для  остальных активистов.     Как будет развиваться ситуация  дальше незнаю,  но это   не первый  и видимо не последний  такой случай  в фанатском  движе России новейшей истории.

Ситуация напоминает  мне рассказ  знакомого фэна  венгерского "Кишпешта" десятилетней давности.  Тогда  приятель жаловался на   стюардов  в лице  старых хулиганов  будапештского "Ференцвароша",  которые  отойдя от активных околофутбольных  действий,  плотно  трудились в сфере безопасности,  и частенько охраняли  фэнов на стадионах. С той лишь разницей от  российской действительности,  что следили за порядком    старые Фради, не на своей трибуне, а на трибунах  других  будапештских клубов, прежде всего "Кишпешта"  и  "Уйпешта". Соответсвенно доставалось  старым врагам от  стюардов  по полной программе, ну а пострадавшие сетовали мол  "как же так,  сами  когда-то устраивали  крутые беспорядки,  жгли пиротехнику на футболе, а теперь вот  пресуете нас  за любую провинность ..."

В  отечественном фанатизме очень много случайных  людей, от того и все беды. Скоро выборы.  Берегите себя!

фанатизм, мысли вслух, философия, Россия

Previous post Next post
Up