Племянник

Aug 23, 2012 17:45

начало:
http://ladko.livejournal.com/124962.html
http://ladko.livejournal.com/124819.html
http://ladko.livejournal.com/125450.html

У сестры Фридриха, Доротеи, трое детей: десятилетний Кристиан, восьмилетняя Фредерика и пятилетняя Элизабет. По дороге во Францию нам удалось познакомиться только с Кристианом.
Было раннее утро, когда мы отправились в путь. Наш экипаж пополнился голубоглазым, блондинистым мальчишкой лет десяти. Это и был Кристиан.
Невиданное для России дело - он уселся на переднее сидение рядом с водителем. Так как мальчик был очень мал, на сидении лежала специальная подставка, и ребёнок мог прекрасно видеть дорогу.

Пристегнулись - полетели! Кристиан тут же достал и закрепил перед собой какую-то схему, начерченную детской рукой. «Он будет нашим навигатором, - пояснил Фридрих, - Я плохо знаю дорогу и могу пропустить какой-нибудь поворот!»
Мы смеялись и болтали, Фридрих рулил, Кристиан непрерывно всматривался в даль и отдавал короткие команды на немецком: «Налево! Направо! Прямо!» Он не ёрзал и не отвлекался, он смотрел на дорожные указатели, словно от него зависела судьба целого мира.

Мы въехали во Францию. С трассы потянуло приторным запахом цветов и, простите, навоза.
Потребовалась остановка. Понятное дело - туалет! Туалет, по нашим меркам, был очень даже ничего. Единственно что - рёв, спускаемой в бачке воды, глушил рёв, пролетающих в небе французских истребителей (неподалёку была база ВВС Франции). И тут наш Кристиан устроил настоящий концерт:
- Не пойду, это некультурно, там плохо пахнет, там никто не убирается!
- Похоже, милый, здесь не бывает других туалетов. Тебе придётся сходить, не будешь же ты терпеть до самого монастыря! - увещевал его Фридрих.
Но пацан уперся рогами и терпел.


Впрочем, мы быстро добрались до места. Нахалюга Фридрих ещё умудрялся кокетничать с усатыми, широкозадыми доннами, взимающими плату за проезд по дорогам. Странное дело, первые француженки, которые нам встетились на пути, были, отнюдь, не моделями дома Ив Сен Лоран, а колхозного вида тётками, каких не встретишь даже в самой глубокой российской глубинке - уж больно они были страшные.

Мы добрались до Тэзе без особых приключений. Зарегистрировались и поставили две палатки. Одну шестиместную из двух отделений для нашей честной компании, другую - для Фридриха с ребёнком.

Кристиан отличался крайней послушностью. Его практически не было слышно. Как тень, он неотступно следовал за своим дядей.

Бедолага Фридрих, закончивший теологическое отделение Берлинского университета, сын лютеранского епископа (известного проповедника и автора множества книг), зачем-то таскался на библейские занятия для взрослых. Для взрослых, которые, возможно, никогда в своей жизни не прочитали Библии от начала до конца. Кристиан в это время терпеливо ждал его. Ждал также сосредоточенно, как в своё время следил за дорогой.

Как-то раз мы с Дрюнцелем решили погулять по окрестностям, когда заметили одиноко сидящего ребёнка.
-Пойдём с нами, Кристиан! - позвал его Андрей.
Мальчик подумал немного и побежал отпрашиваться.

Мы гуляли долго, по большей части, молча. Вдруг Кристиан спросил:
- А сколько в России стоит хлеб?
Мы ответили.
- А молоко?
- Зачем тебе это знать? - удивился Андрей.
- Жизнь долгая, - глубокомысленно заметил мальчик, - Вдруг мне надумается жить в России или ввозить туда продукты.

Потом мы нашли ручей, вытекавший из мелового озера, и Дрюнцель начал строить песочные замки. Оказывается, маленький Кристиан никогда не видел подобного чуда… Мы строили замки, плотины, водопады. Криска очумел от восторга. Вдруг я оглянулась и узрела по обеим сторонам ручья, в отдалении, кучки детей, жадно наблюдавших за нами. В их глазах светилась зависть. Мы помахали им руками, и дети приблизились, однако играть с нами не решались.

Наступил вечер, мы ужинали, а Кристиан взахлёб что-то рассказывал Фридриху. Когда племянник ушёл спать, пастор спросил: «Признавайтесь, аспиды, чего вы там показывали бедному ребенку?»

На следующий день гуляли по парку уже вчетвером: Кристиан с Фридрихом и я с Дрюнькой. Кристиан затянул своё вечное «а почему?» и «а как?» адресованное уже дяде Фридриху. Андрюшка мне временами переводил:
- А как будет "шмель" на латыни?
- Бомбус!

Перед отъездом из Тэзе мы общались с братом Люком (он тогда единственный из монахов говорил по-русски).

Мы болтали, а Кристиан с любопытством куда-то всматривался. «Глядите, - вдруг закричал он, - Лобрадор один гуляет в розовых кустах!»
Мы его не поняли, и только Люк сказал: «Собака очень старая, поэтому ей позволительно гулять среди роз».
Честное слово, мы не поняли подобного восторга, ведь целые стаи собак у нас свободно перемещаются по улице…

Мы ко всему привыкаем, мы не замечаем, как удивителен мир, мы не фокусируемся на деталях.

Мы вернулись в Германию, и за общим столом Кристиан терпеливо ждал разрешения рассказать о замках, о водопадах и о собаке в розах. Сестры ему не верили, не верили особенно про собаку. Фридрих был вынужден подтвердить, что весь рассказ - это чистая правда…

Как мало для счастья надо. Даже ребенку из богатой семьи.

- Чего ты больше всего хочешь сейчас, Кристиан? - спросил Андрей.
- В школу. Сидеть дома без дела очень скучно! - ответил мальчик и пошёл разучивать гаммы.

Играл Кристиан старательно, но ставить руки маленьким пианистам немцы, увы, не умеют.

To be continued
Читать дальше http://ladko.livejournal.com/125979.html

мои открытия, сказка странствий, книга памяти, Германия, taize

Previous post Next post
Up