Союз Советских Социалистических Республик, 1970-1979: не менее 37 катастроф, не менее 82 погибших.
30 апреля 1970г. катастрофа вертолёта
Ка-25С (Ц), лётчик-испытатель Пугаев Е.И. В одной из строевых частей в полете было отмечено кратковременное нарушение в работе двигателя. На земле отказ обнаружить не сумели, и было принято решение провести испытания в ЛИИ. Когда до аэродрома посадки оставалось около 20км, произошло самопроизвольное увеличение оборотов одного из двигателей. Лётчик выключил поочерёдно оба двигателя и произвёл посадку на авторотирующем винте на поле с повышенной вертикальной скоростью. При посадке подломилась левая носовая стойка. Вертолёт завалился на бок. Командир вертолёта погиб от удушья, правый лётчик получил серьёзные травмы и переломы, но остался жив.
28 июля 1970г. катастрофа самолёта
МиГ-21И, лётчик-испытатель Константинов В.С. В ЛИИ отрабатывали элементы высшего пилотажа на самолете МиГ-21 для показа на Парижском авиасалоне в аэропорту Ля-Бурже. Летчик в совершенстве отрепетировал на самолете МиГ-21 эффектный номер, заключающийся в выполнении петли на малой высоте, заканчивающейся полубочкой и полетом над землей с креном около 90°. Он многократно выполнял его на самолете МиГ-21 и довел все свои действия до автоматизма. Получив разрешение на полет на аналоге и выполнив полученное задание, лётчик решил повторить свой коронный номер на экспериментальном самолете, но не учел различий в пилотажных свойствах серийного истребителя и экспериментального самолета. А они были весьма существенны, тем более что на первом самолете МиГ-21И система управления была модифицирована таким образом, что отклонение ручки вперед создавало больший, чем обычно, момент на пикирование. В результате, сделав петлю и полубочку и привычно сильно отклонив ручку от себя, чтобы сбалансировать самолет, летчик создал очень большую отрицательную перегрузку, которая травмировала его. Действия стали бессознательными. Самолёт свечой взмыл верх и, потеряв скорость, стал плашмя падать вниз. Лётчик катапультировался, но высоты для нормального срабатывания системы спасения не хватило, он упал на землю, даже не отделившись от сидения, и погиб.
14 октября 1970г. катастрофа самолёта
МиГ-21, летчик-испытатель п-к Буданов А.К. Лётчик погиб при выполнении испытательного полёта.
1 февраля 1971г. катастрофа самолёта
Ту-16ЛЛ, аэродром Жуковский, КК дважды Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель Султан Ахмет-Хан. Экипаж выполнял испытательный полёт на летающей лаборатории, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя самолёта МиГ-23. Самолёт на разгоне скорости вошёл в раскачку и на втором периоде перегрузка достигла 6g. Кабина с летчиками практически отломилась. Сам самолет глубоко ушел в болото, а кабину нашел лесник с кордона в 4км от самолета. 5 человек погибло.
2 апреля 1971г. катастрофа самолёта
МиГ-21ПФ, аэродром Ахтубинск, летчик-испытатель п/п-к Соколовский В.А. Лётчик погиб при выполнении испытательного полёта.
2 июля 1971г. катастрофа вертолёта
Ми-24. Экипаж погиб (
на данный год это или испытание, или опытовая эксплуатация, экипаж 3 человека - Л2005).
12 июля 1971г. катастрофа самолёта
МиГ-21, лётчик-испытатель Подхалюзин В.В. Столкнулся с землёй при маневрировании на предельных углах атаки во время подготовки к показу на авиасалоне в Ле-Бурже. Лётчик средствами спасения не воспользовался и погиб.
26 сентября 1971г. катастрофа самолёта
МиГ-23, лётчик-испытатель Шкурат В.Т. Лётчик проводил испытания на предельных режимах. Неожиданно на самолёте возник пожар. Лётчик сумел увести горящий самолёт от населённого пункта, произвести посадку на поле, но не успел выбраться из горящей кабины и погиб. Шкурат В.Т. ценой своей жизни спас самолёт и авиаспециалисты смогли определить причину возгорания.
18 февраля 1972г. катастрофа самолёта
Ту-128, аэродром Ахтубинск, КК лётчик-испытатель п/п-к Майоров В.В. Экипаж погиб при выполнении испытательного полёта.
8 июня 1972г. катастрофа самолёта
МиГ-23УБ, аэродром Иркутск, лётчики-испытатели Куркай Г.М. и Новиков В.Ф. При выполнении испытательного полёта по доводке систем и агрегатов остановился двигатель над городом. Лётчики приняли решение сажать самолёт на заводской аэродром. Экипажу не хватило нескольких десятков метров высоты, не долетев всего 350м до ВПП, самолет упал прямо на территории завода, между корпусами. Экипаж погиб. За этот подвиг лётчик-испытатель Куркай Г.М. награждён орденом Красного Знамени (посмертно).
18 июля 1972г. катастрофа самолета
Ту-128, КК лётчик-испытатель п/п-к Майоров В.В., ШК п-к Митрофанов Г.А. Экипаж ГНИИ ВВС выполнял испытательный полет по проверке эффективности поперечного управления самолета при несимметричном пуске двух из четырех ракет на большой высоте. Полетное задание предусматривало пуск двух ракет с одной плоскости на высоте 10000м на приборной скорости 1010км/ч (М=1,6) и определение достаточности эффективности элеронов для парирования возникающего при пуске крена… В тот момент, когда самолет находился в перевернутом положении, экипаж начал катапультирование. При катапультировании кресло командира экипажа разделилось со спинкой нештатно и нижняя часть кресла ударила летчика подлокотником по тазу. Парашют раскрылся автоматически, но Майоров был уже мертв. Штурман корабля Митрофанов средствами спасения по неизвестной причине не воспользовался и погиб.
15 августа 1972г. катастрофа самолёта
МиГ-21БИС, лётчик-испытатель Покровский М.П. Лётчик выполнил посадку под углом к ВПП, самолёт сошёл на грунт, лётчик катапультировался, но высоты для штатного срабатывания системы спасения не хватило и погиб. Причина: на данном самолёте-лаборатории шкала расходомера была в 2 раза меньше, чем обычно. Лётчик принял положение стрелки за аварийный остаток топлива и производил посадку в спешке.
30 мая 1973г. катастрофа самолёта
МиГ-25П, аэродром Ахтубинск, лётчик-испытатель Кузнецов А.В. Проводились испытания на шарнирные моменты. Требовалось проверить режимы на малой высоте и высоких скоростях. На одном из режимов самолёт неожиданно вошёл в неуправляемое вращение. Лётчик катапультировался, но при катапультировании ему перебило ноги. После приземления лётчик не смог дождаться спасательного вертолёта и умер от болевого шока.
30 мая 1973г. катастрофа самолёта
МиГ-25П, аэродром Кубинка, лётчик м-р Майстренко. Лётчик тренировался над аэродромом в составе группы, готовясь к показу авиатехники перед членами руководства СССР. Перед трибуной на малой высоте на скорости, близкой к предельной, самолёты энергично выполняют горку. На очередной репетиции самолет в момент перехода в горку, резко накренившись, ударяется о землю. Лётчик погиб.
3 июня 1973г. катастрофа самолета
Ty-144, КК заслуженный лётчик-испытатель ГСС Козлов М.В. В ходе демонстрационного полета на авиасалоне Ле Бурже, Франция, экипаж выполнил пролет над ВПП. Примерно за 1км до торца ВПП на высоте 190м (данные по траектории полета и поведению самолета даны на основании обработки кинофотоматериалов), экипаж включил форсаж двигателей и начал набор высоты, убрал шасси и начал убирать переднее крыло. В верхней части траектории на высоте примерно 1200м была выполнена небольшая горизонтальная площадка. Через небольшой промежуток времени самолет резко перешел на пикирование. Угловую скорость перехода можно считать равной 8°/с. Максимальная величина угла тангажа в конце этой фазы полета составляла примерно 38°. Находясь в наклонном положении, самолет двигался к земле. Была сделана попытка выпуска ПК и вывода из пикирования с задержкой около 4с с угловой скоростью до 5°/с. Началу вывода из пикирования соответствовала высота 750м, при этом угол крена достигал 40°.
Примерно через 5с с этого момента произошло разрушение самолета в воздухе (отделение консоли левого крыла). За 1с до начала разрушения перегрузка достигла 4,5-5g. Разрушение началось на высоте 280м при скорости примерно 220м/с (780км/ч). Самолет выполнил левую полубочку и разрушился в воздухе под воздействием аэродинамических и инерционных сил. Левое переднее крыло отломилось и ударило по основному крылу, пробив топливные баки. Его объятые пламенем обломки рухнули на городок Гуссенвиль в 6500м от ВПП. На борту находилось 6 человек: Козлов М.В., летчик-испытатель Молчанов В.М., штурман самолета Баженов Г.Н., заместитель главного конструктора, инженер генерал-майор Бендеров В.Н., ведущий инженер Первухин Б.А., бортинженер Дралин А.И., все погибли. На земле погибло 8 и ранено 60 человек, 5 домов были полностью разрушены и 20 повреждены…
К сожалению, на недоведенном самолете в отдельных зонах были неусиленные места, которые обычно дорабатываются по результатам прочностных испытаний. На перегрузке произошло разрушение конструкции самолета. Ни в одном элементе полета экипаж не нарушил инструкции и никакими особыми действиями не усугубил развитие ситуации. Абсолютно беспочвенной является версия о возможной виновности В.Н.Бендерова. Экипаж стал заложником сложившейся ситуации.
Интересная деталь. Первый демонстрационный полет самолета днём ранее был выполнен в соответствии с программой. «
Конкорд» показал практически то же самое, но после посадки затормозился до полной остановки с помощью реверса, затем дал полный газ и свечой ушел в небо. На обычных самолетах подобное сделать невозможно, но для СПС с его мощными двигателями такой маневр допустим. Вечером 2 июня 1973г. руководство ОКБ после долгих споров приняло решение «переплюнуть» «Конкорд». Было решено во время прохода над ВПП выполнить «крутую» горку, в конце ее убрать переднее крыло, а далее закончить полет как запланировано. Такой проход не отрабатывался и являлся нарушением правил демонстрационных полетов на выставке. Козлов М.В., по свидетельству очевидцев, долго не соглашался, но потом его «уговорили».
4 октября 1973г. катастрофа самолёта
МиГ-25П, аэродром Жуковский, лётчик-испытатель Герой Советского Союза Гудков О.В. Расследовались причины катастроф лётчиков-испытателей Кузнецова и Майстренко. На высоте около 1000м лётчик по заданию выполнял имитационные режимы. В ответ на отклонение рулей самолет начал интенсивно вращаться и на обратное отклонение рулей не реагировал. Самолет был над городом Раменское. В 100м справа оказалась текстильная фабрика, в 150м слева - людный Раменский рынок, а самолет шел носом на склад текстильной фабрики. Лётчик катапультировался, но из-за вращения самолета кресло с летчиком стрельнуло в кирпичную стену склада. Лётчик погиб.
22 ноября 1973г. (по другим данным 23 ноября 1973г.) катастрофа самолёта
Ту-22М2, КК лётчик-испытатель Сасин Г.К. Экипаж выполнял полёт на отстрел пушки. В полете возникла аварийная ситуация: в районе Саратова из-за приборной доски потянуло дымом. Экипаж принял решение на прекращение задания и посадку на запасном аэродроме Энгельс. На высоте 600м самолёт неожиданно перешёл на пикирование с большим креном. Командир корабля дал команду на катапультирование и катапультировался сам за 100м до столкновения самолёта с землей. Взрывной волной у него раскрыло купол парашюта, лётчик получил очень тяжелые травмы, но остался жив. Из экипажа только оператор катапультировался удачно. У штурмана при попытке катапультирования оторвалась рукоятка катапульты, по другой версии, не отлетел фонарь, и он погиб в кабине. Правого лётчика перегрузкой вытащило из кресла и прижало к остеклению фонаря. Попытки сползти вниз не привели к успеху. Для катапультирования ему надо было снять блокировку, чтобы сбросить люк. Летчик также погиб.
25 июля 1974г. катастрофа самолёта
МиГ-21УС, лётчики-испытатели Тараненко В. и Ботев Н.П. Экипаж выполнял полёт на «переносимость» - физиологические исследования для определения границ работоспособности летчика в полете, анализировалось изменение кровяного давления и пульса в циклической смене знакопеременных перегрузок. Самолёт с пологим углом снижения столкнулся с лесным массивом и взорвался. Экипаж погиб. Причина: потеря работоспособности.
31 мая 1975г. катастрофа самолёта
МиГ-27, аэродром Иркутск, лётчик-испытатель Шастун Э.К. Лётчик погиб. Других подробностей нет.
29 октября 1975г. катастрофа самолёта
Су-15УМ, лётчики-испытатели Македон И.В. и Зубов Р.Н. Экипаж выполнял полёт по программе понижения минимума погоды самолета, а также выработке мер по распознаванию отказов при заходе под шторкой для оценки возможности нормальной посадки… Грубая посадка с вертикальной скоростью 5-6м/с произошла в 1400м от торца полосы, между дальней и ближней приводными радиостанциями…Впереди была бетонная дорога с бруствером, отломившим правую стойку шасси, самолет стал крениться, разворачиваясь вправо, и разрушаться. Зубов скончался по дороге в госпиталь. Македон, не приходя в сознание, умер на 26-й день в госпитале после ЛП.
30 сентября 1976г. катастрофа вертолёта
Ка-26, КВ лётчик-испытатель Муха А.И. Экипаж выполнял полёт на исследование вихревого кольца - особая область режимов полета со срывным обтеканием несущего винта, выходящая за рамки эксплуатационных ограничений. Из-за нестабильности процессов аэродинамические и прочностные расчеты для этой области режимов весьма приближенные, а пилотирование затруднено. При завершении режима исследований лопасть ударила по стабилизатору, а потом лопасти верхнего и нижнего винтов схлестнулись, ударив друг по другу и превратившись в обрубки. Теоретически - лететь невозможно, управляемость соосного винта нарушена полностью, но лётчик сумел удержать вертолет в таком положении, чтобы выпрыгнул с парашютом ведущий инженер. Затем выпрыгнул сам, но попал под вращающийся винт и погиб ещё в воздухе.
30 октября 1976г. катастрофа самолёта
МиГ-23М, лётчик-испытатель Солошенко А.Ю. Самолёт столкнулся с землёй, лётчик погиб. Официальная причина ЛП: "Выполнение лётчиком фигур пилотажа, не предусмотренных полётным заданием, что привело к срыву в плоский штопор.". По словам очевидцев - самолёт к вылету после выполнения ремонтных работ накануне выходного дня не готовился, в воздухе произошла серия взрывов, виден был чёрный дым.
21 декабря 1976г. катастрофа самолёта
Ан-22, аэродром Сеща, КК м-р Ефремов В.А. При выполнении испытательного полёта с целью замера усилий в элементах проводки управления при максимальном отклонении рулей направления самолёт вошёл в глубокое скольжение. Пытаясь не потерять высоту, командир взял штурвал «на себя». Это привело к выходу самолёта на критические углы атаки и его перевороту. Самолёт падал с высоты примерно 6000м на «спине», разрушаясь в воздухе. Экипаж погиб. Это был очередной этап войсковых испытаний без привлечения летчиков-испытателей.
Другой источник: «
Самолёт зав. № 03340501, первый самолёт пятой серии. Командир корабля майор В. А. Ефремов, 566 ВТАП. Испытательный полёт по программе испытаний 100.703.123 ПМ ОКБ МАП. Из-за чрезмерного отклонение руля самолёт вошёл в режим глубокого скольжения с последующим выходом на закритические углы тангажа и сваливанием. При выходе из пикирования создана перегрузка до 4 единиц, которая привела к разрушению верхнего зализа центроплана и правой верхней панели отъемной части крыла. Самолёт разрушился, упал и взорвался, погиб экипаж 7 человек и инженер-экспериментатор АНТК».
17 мая 1977г. катастрофа самолёта
МиГ-25ПУ, аэродром Жуковский, экипаж: лётчик-испытатель Лебединский Э.А. и ст. л-т лётчик Букреев В.И. На разбеге у самолёта сложилась носовая стойка шасси. В результате трения о бетон возник пожар. Сидевший в первой кабине Букреев В.И. получил сильные ожоги и через 5 дней умер в госпитале, командир экипажа остался жив и невредим.
3 июня 1977г. катастрофа самолёта
МиГ-23УБ, лётчики-испытатели Лысенко А.И. и Мамонтов Г.В. Экипаж выполнял оценку нового пилотажного прибора. Находясь над Егорьевском, самолёт сорвался в штопор. Экипаж предпринял попытку вывода, вращение удалось остановить, но для вывода не хватило высоты. Самолёт с большими углами тангажа столкнулся с землёй на окраине г.Егорьевска возле кирпичного завода и разрушился. Экипаж средствами спасения не воспользовался и погиб.
6 июля 1977г. (по другим данным 7 июля 1977г.) катастрофа самолёта
Л-410УВП, лётчик-испытатель Галицкий Г. Экипаж выполнял проверку эффективности работы триммера руля направления на разных скоростях и при различных углах его отклонения. Когда режим на максимальных скоростях подходил к завершению, хвостовое оперение не выдержало нагрузок и разрушилось. Самолет столкнулся с землёй близ железнодорожной станции Недаконице, Чехословакия, в 7км от аэродрома. 4 человека погибли. Чехи были так уверены в своём самолёте, что проводили испытания без парашютов на борту. Это был второй опытный экземпляр самолёта модификации "Турболёт" с укороченным взлётом и посадкой (УВП) (чехов я потом не посчитал - Л2005).
19 июля 1977г. катастрофа самолёта
Су-24, КК лётчик-испытатель Кречетов В.А. и штурман-испытатель Иванов А. Экипаж проводил испытания нового ВМСК на всех режимах полёта. По заданию было необходимо на высоте 1000м набрать максимальную скорость. Во время разгона на скорости 1380км/ч загорелся и взорвался двигатель, самолёт потерял управление. Командир корабля катапультироваться не смог и погиб, штурман аварийно сбросил фонарь и благополучно катапультировался.
20 августа 1977г. катастрофа самолёта
Л-29, аэродром Жуковский, лётчик-испытатель Швалев Б.Н. Лётчик выполнял показательный полёт на спортивном празднике в честь Дня авиации. При выпуске шасси в перевёрнутом полёте на предельно малой высоте столкнулся с водной поверхностью Москва-реки. Лётчик погиб.
19 сентября 1977г. катастрофа самолёта
Су-24, КК заслуженный лётчик-испытатель СССР ст. л-т Волошин В.А., ШК заслуженный лётчик-испытатель СССР к-н Юмашев Ю.И. Программой летных испытаний силовой установки самолета, которую вел Волошин В.А., предусматривалась, наряду с другими вопросами, оценка работы двигателей на режимах приемистости, когда самолет маневрирует на предельном угле атаки в сочетании с предельно допустимой перегрузкой. Здесь требовалось исключительно редкое, но максимально опасное сочетание крайних режимов по возможностям самолета, умноженное на вероятность отказа одного двигателя или обоих одновременно. Экипаж выполнял нисходящие спирали. Ввод на 6000м. Верхний край облачности - 3000м, нижний - 250-300м. Продолжая оценивать характеристики двигателей по их приемистости на больших перегрузках, допустили вход в облака. Выскочили из облаков, крен убрали, но высоты для вывода не хватило. Самолёт столкнулся с землей в районе городка Спас-Клепики в Мещерах. Экипаж погиб.
21 сентября 1977г. катастрофа самолёта
МиГ-23Б, лётчик-испытатель Кашин А.М. Лётчик выполнял демонстрационный полёт в Алжире. Самолёт столкнулся с землёй, лётчик погиб.
13 октября 1977г. катастрофа самолёта
МиГ-27, лётчик-испытатель Вуйкив А.П. Лётчик погиб при выполнении испытательного полёта.
23 мая 1978г. катастрофа самолёта
Ту-144Д, КК лётчик-испытатель Попов В.Д. Экипаж выполнял пятый полёт по программе испытаний… В кабину экипажа начал поступать сгущающийся черный дым. Бортинженер доложил, что отказал еще один двигатель. Интенсивность поступления дыма в кабину резко возросла. Долететь до аэродрома в такой ситуации было невозможно, и командир экипажа принял решение сажать самолет на поле, что и было выполнено. Все события произошли в течение 6мин. Самолёт приземлился на поле у д.Ильинский Погост, неподалеку от Егорьевска Московской области. Два члена экипажа из восьми погибли. Бортинженеры Николаев О.А. и Венедиктов В.Л. оказались зажатыми на рабочем месте деформировавшимися при посадке конструкциями и не смогли покинуть самолет. (Отклоненный носовой обтекатель коснулся грунта первым, сработал как нож бульдозера, набирая землю, и провернулся под живот, войдя в фюзеляж. В этом месте расположены рабочие места бортинженеров, их раздавило сразу). Остальные члены экипажа покинули самолёт через форточку в кабине и двое сумели выйти через входную дверь… Это была вторая и последняя катастрофа самолёта Ту-144. ЛП стало непосредственной причиной приостановки, а затем и полного прекращения эксплуатации самолёта с пассажирами.
7 июля 1978г. катастрофа самолёта
Су-27, лётчик-испытатель ГСС Соловьёв Е.С. Лётчик выполнял испытательный полёт, связанный с регулировкой настроек СДУ… На высоте 1000м и скорости 1000км/ч при взятии РУС на себя самолёт неожиданно за доли секунд вышел на перегрузку +5,5g. При отдаче ручки от себя перегрузка стала -5g и самолёт разрушился в воздухе. Лётчик погиб. Проведённые исследования на спарке Су-17 показали, что лётчик не мог справиться в одиночку. Лётчик-испытатель Соловьёв Е.С. первым поднял в воздух самолёты Су-7Б и Су-17М.
17 октября 1978г. (по другим данным 19 октября) катастрофа самолёта
Су-24, КК лётчик-испытатель Сорокин Л.А. и ШК Косарев А.Н. Экипаж погиб при выполнении испытательного полёта.
24 декабря 1978г. катастрофа самолёта
М-17 "Стратосфера" , аэродром Кумертау, лётчик-испытатель Чернобровкин К.В. Самолёт спешно готовили к первому испытательному полёту, пытаясь приурочить дату ко дню рождения Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева Л.И. Несмотря на множество недоделок и мало приспособленный для испытательных полетов аэродром, лётчик получил указание приступить к первым пробежкам. Во второй половине дня первая пробежка была сделана. При этом заметили, что самолет оторвался от земли и пролетел несколько метров. После остановки самолета подошедший РП Никонов А.И. сообщил летчику об этом. Тот возразил, сказав, что заданную скорость рулежки 170км/ч строго выдерживал и подлета быть не могло.
Для снятия противоречий он попросил разрешить ему повторить пробежку. РП задумался, летчик посчитал молчание знаком согласия, закрыл фонарь и быстро порулил на старт, т.к. двигатель был запущен. Он не дождался даже инженера-испытателя, который по инструкции обязан был осмотреть самолет после первой пробежки. Все прошло так быстро, что никто ничего не успел предпринять.
Стало темнеть и пошёл крупный снег, еще больше ухудшив видимость. Самолет разбежался, опять подлетел, слегка накренился и задел законцовкой крыла легковую машину УАЗ, стоявшую на краю полосы. Крен перешел в скольжение и самолет полетел на людей, стоявших на снежных отвалах вдоль полосы. Летчик резко взял ручку на себя, увеличил обороты и самолёт скрылся в снежном тумане.
На аэродроме не работала радиолокационная приводная станция и отсутствовало освещение ВПП. В непрекращающемся сильном снегопаде летчик превысил высоту по глиссаде и ушел на второй круг. При повторном заходе на посадку снизился слишком рано и задел крылом сопку, расположенную недалеко от начала полосы. Самолет упал, вращаясь в горизонтальной плоскости. Летчик, не зафиксированный привязными ремнями, ударился виском о переплет фонаря и погиб.
Это был единственный опытный экземпляр самолёта.
27 сентября 1979г. катастрофа самолёта
МиГ-21УМ, аэродром Ахтубинск, экипаж: лётчик-испытатель п-к Кононов Н.И. и п/п-к Тараканов Ю.И. Экипаж погиб при выполнении испытательного полета на сложный пилотаж под шторкой по дублирующим приборам.
24 октября 1979г. катастрофа самолёта
МиГ-27, аэродром Ахтубинск. Летчик-испытатель Центра подготовки космонавтов м-р Иванов Л.Г. погиб при выполнении испытательного полета.
10 декабря 1979г. катастрофа самолёта
Ан-26, аэродром Комсомольск-на-Амуре. Самолет с экипажем испытателей, сотрудников НПО "Взлет", выполнял полет с целью проверки особо секретного оборудования. По официальной версии, в СМУ самолет попал в снежный заряд, отклонился от курса, после чего столкнулся с деревом на вершине сопки и столкнулся с землёй. Погибло 9 человек.