Хроники транзитного шантажа (былое). Нефть

Apr 14, 2019 14:30

Если вы полагаете, что в позиции Лукашенко хоть когда-нибудь появляется что-нибудь новое, то вы ошибаетесь офигеть как глубоко. Там уже долгое время юзают одни и те же алгоритмы, когда-то признанные успешными. Это - давние песни.

Так, например, в 2007-м году, в январе, Лукашенко заявил: «Я надеюсь, что тот кризисный период в наших отношениях миновал. Он был коротким, но очень интенсивным и, надо сказать, очень опасным. И на сегодняшний день я пока не вижу никаких проблем по тем вопросам, по которым были серьезные недоразумения. Я имею в виду, прежде всего, по поставкам в Беларусь и Европу природного газа, а также по поставкам в Беларусь и транзиту через республику нефти в Европу…
..этот нефтяной кризис был спровоцирован не нами. Мы пошли на крайне невыгодные соглашения по поставкам природного газа, рассчитывая на то, что, как нам обещало Правительство России, нефтяные проблемы будут решены в очень выгодном для Беларуси ключе. Чтобы мы могли как-то нивелировать неудачный и невыгодный контракт по поставкам природного газа. Когда этого не произошло, и нам ввели неизвестно какую пошлину (сравните: было $180, сейчас «скатились» на $53, наверное же этот факт подтверждает, что мы были правы), мы, конечно, с этим согласиться не могли. Но тогда, как обычно, схватились за вентиль (российская сторона).
Мы никого не толкали закручивать гайки, вентили на трубах. Мы очень добросовестно выполняли свои функции. Вопросы здесь не к нам. Мы не имеем абсолютно никакого отношения к эскалации напряженности вокруг нефтяной трубы.
Еще раз подчеркиваю: за крайне невыгодные контракты по поставкам природного газа нам обещали нормальные условия по поставкам нефти.
Должен сказать, что не так просто шли после этого два дня переговоры по цене на нефть. Нам предлагали нефть по цене выше мировой. Скажите, это что - нормально? Но вот удалось согласовать - Правительство доложило мне - нормальную формулу, по которой мы будем работать в абсолютно рыночных условиях, исходя из мировой цены. И это для нас будет гораздо лучше, чем в прошлом году... Даже сегодня, после нефтяного конфликта (мы этот вопрос еще урегулируем) транзит по Беларуси одной тонны нефти в два-три раза обходится дешевле, чем с соседними государствами - с Украиной, Польшей, не говоря о западных государствах. Это же деньги - около $1 млрд.» (http://president.gov.by/ru/news_ru/view/belarus-gotova-aktivno-sotrudnichat-s-evropoj-dlja-obespechenija-svoej-energeticheskoj-bezopasnosti-2559/ )

Вроде как договорились? Ан нет. Февраль 2007-го
«Белоруссия с 15 февраля повысит стоимость транзита российской нефти более чем на 30%.
Как сообщили РИА Новости в министерстве экономики республики, Минэкономики приняло постановление, согласно которому компания ГомельТранснефть-Дружба на услуги по транзиту нефти по маршруту "Унеча-Адамова застава" (направление Польша-Германия) повышает тариф на 35% (до $3,5) без учета НДС за прокачку одной тонны.
По маршруту "Унеча-Броды" размер тарифа увеличен на 31,6% - до $1,5 за тонну прокачанной нефти.
По информации белорусской стороны, в итоге средний тариф на прокачку нефти по территории страны составит $0,6 за тонну на 100 километров, что соответствует внутрироссийскому уровню. Таким образом, отметили в Минэкономики, Белоруссия унифицировала транзитную ставку по прокачке нефти с аналогичной российской ставкой.
Тариф на прокачку нефти в балтийском направлении составит почти $3 за тонну нефти.
По маршруту "Невель-Полоцк-Ventspils nafta", "Невель-Полоцк-Mazeikiu nafta" и "Невель-Полоцк-Mazeikiu nafta" для терминала в Бутинге составит $1,26 за тонну нефти.
Со вступлением документа в силу, тариф на прокачку 1 тонны нефти по маршруту от границ РФ в направлении Польши и Германии составит $2,6, в направлении Украины - $1,14.
Прежние тарифы, как отметили в Минэкономики, не менялись с 1995 года. Через Белоруссию в среднем транспортируется до 80 миллионов российской нефти, в основном по сетям "ГомельТранснефть-Дружба". Протяженность нефтепровода "ГомельТранснефть-Дружба" составляет около 2 тысяч километров в направлении Польши, Германии, а также Украины.
Как сообщал директор Гомельтранснефть-Дружба Алексей Костюченко, Белоруссия за счет увеличения тарифов на транзит нефти через свою территорию получит дополнительно около $50 миллионов в год.
"За последние шесть лет объемы прокачки нефти по белорусскому нефтепроводу увеличились в полтора раза. Ежегодно Гомельтранснефть-Дружба" направляет более $50 миллионов на техническое перевооружение объектов нефтепровода. Вместе с тем, цены на транзит российской нефти через территорию Белоруссии не менялись с 1996 года",- сказал Костюченко.
По его данным, ежегодно Гомельтранснефть-Дружба прокачивает околло 80 миллионов тонн нефти, что составляет 30-33% от общего объема российского экспорта нефти.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко намерен возместить $5 миллиардов убытков, понесенных его страной в результате повышения Россией цен на энергоресурсы, обложив Москву транзитными пошлинами и вынудив ее платить Минску за сотрудничество в военной сфере.
"Теперь, коли российский президент упомянул о переходе к рыночным отношениям, мы взамен попросим Россию платить нам в твердой валюте за услуги, которые раньше Москва получала бесплатно", - заявлял Лукашенко в интервью агентству Рейтер.
"Имеются ввиду транзит (через Белоруссию), военное сотрудничество и российский эксклав Калининград", - сказал Лукашенко.
По его словам, белорусские власти "готовят приблизительные расчеты".
В то же время Лукашенко отметил, что последнее заявление президента России Владимира Путина и высказывания других российских должностных лиц "говорят о том, что они хотели бы продолжить союзнические отношение с нашей страной".
"Мы к этому готовы. Но для этого нужны конкретные практические шаги. Со своей стороны мы готовы их сделать немедленно и отказаться от всяких финансовых, экономических претензий к Российской Федерации, если Россия поступит аналогично", - подчеркнул белорусский президент.» (https://iz.ru/news/393765 )

Ну чо. Россия начала медленно варить лягушку. Вот о чем писала на всю жопу либерастическая РБК-дейли в сентябре 2007-го: «Проект строительства нефтепровода до Приморска взамен «Дружбы» родился после нефтяного конфликта России и Белоруссии в начале января 2007 года. С 8 по 11 января Белоруссия перекрыла России транзитные потоки нефти в Европу по трубопроводу «Дружба», требуя уплаты пошлины за транзит. После этого инцидента Россия решила подстраховаться от рисков, альтернативная труба получила одобрение правительства и президента.» (https://web.archive.org/web/20070926235420/http://www.rbcdaily.ru/2007/09/03/tek/290529 )

Но либерасты были бы не либерасты, если бы там же не посокрушались: «Альтернативный «Дружбе» трубопровод БТС-2 может оказаться экономически неэффективным. Как стало известно РБК daily, ряд чиновников Минпромэнерго и МИДа выступают против реализации этого проекта, поскольку он может испортить межгосударственные отношения России с Германией и Польшей, а также со странами Прибалтики.» (ссылка выше).

В итоге «Основное предназначение Балтийской трубопроводной системы II (БТС-2) - окончательное решение проблемы зависимости Российской Федерации от государств, предоставляющих услуги по транзиту нефти. Сеть магистральных трубопроводов общей протяженностью почти 1200 километров связывает нефтепровод “Дружба” и морские порты на российском побережье Балтийского моря. Трасса проходит по территориям пяти областей: Ленинградской, Брянской, Тверской, Смоленской и Новгородской.
В ходе реализации проекта были запущены участки от нефтеперекачивающей станции “Унеча” через НПС “Андреаполь” к нефтебазе “Усть-Луга” и построены шесть новых НПС. Итоговая мощность составила 50 млн тонн нефти в год. Таким образом, появился еще один экономически обоснованный экспортный маршрут для российской нефти: от Балтики до Роттердама - нефтяного центра Европы. Также появилась возможность оказывать услуги по перекачке нефти странам СНГ… Строительство БТС-2 завершено в 2012 году.» (http://www.velesstroy.com/projects/baltiyskaya-truboprovodnaya-sistema-2/ )
«В рамках проекта выполнено строительство магистрального трубопровода общей протяженностью 1000 км мощностью 30 млн. тонн нефти в год, строительство 2 НПС, реконструкция 2 НПС, строительство резервуарного парка - 400 тыс. м3, строительство нефтебазы «Усть-Луга».» (https://www.transneft.ru/about/projects/realized/10650/ )

В настоящее время только морской нефтяной терминал порта Усть-Луга имеет 38 миллионов тонн в год (http://nevpipeco.ru/terminal/ ).

Змагары и бацькалюбы, аплодировавшие Гению Лукашенко в 2007-м, нагнувшего Россию раком, в 2012-м году уже страдали: «Впервые вопрос о строительстве БТС-2 был поднят «Транснефтью» в январе 2007 года - в ответ на заявления белорусской стороны о повышении транзитных тарифов на прокачку нефти по «Дружбе». Тогда «Транснефть» временно приостанавливала прокачку нефти через белорусскую территорию, а сама Беларусь впервые была признана Россией «ненадежным транзитером» - ранее такие обвинения звучали только в адрес Украины. Принципиальное решение о строительстве БТС-2 в обход Беларуси было принято несколько месяцев спустя - в мае 2007 года. Правительство РФ поручило Минпромэнерго с участием «Транснефти» обеспечить подготовку документации по строительству БТС-2.
По итогам 2006 года транзит нефти через Беларусь в страны ЕС (Литву, Польшу, Германию, Венгрию, Чехию и Словакию) составил около 76 млн тонн. Следовательно, уже тогда предполагалось, что с выходом БТС-2 на максимальную мощность Россия сможет полностью или почти полностью отказаться от транзита по нефтепроводу «Дружба», и объем поставок по этой магистрали сократится до 15-20 млн тонн, зарезервированных для самой Беларуси…
…белорусские власти негативно воспринимали новости о скором начале строительства БТС-2. Ухудшение отношений Москвы и Минска тем временем продолжалось. В августе 2008 года белорусское руководство воздержалась от твердой поддержки российской позиции в конфликте с Грузией, а затем и от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, что вызвало сильное раздражение в России. Речь идет о стандартной тактике Минска, предусматривающей жесткий торг в отношениях с Россией в обмен на конкретные преференции. Под последними могли подразумеваться отказ от строительства БТС-2 - вместо него Минск предлагал построить вторую нитку нефтепровода в Европу через территорию Беларуси. Кроме того, белорусская сторона настаивала на сохранение льготных цен на российский газ.
В конечном итоге в Москве решили занять жесткую позицию, и строительство БТС-2 началось после указа, подписанного Президентом России Владимиром Путиным в декабре 2008 года. Строительство трубопровода было завершено в октябре 2011 года, но в связи с техническими проблемами начало эксплуатации нефтяного терминала в Усть-Луге было задержано на шесть месяцев. Наконец, работа нефтяного терминала в Усть-Луге в тестовом режиме началась в марте 2012 года после того, как был решен ряд технических и экологических проблем, а в сентябре началась промышленная эксплуатация нефтепровода…
…многочисленные угрозы российского руководства по поводу беспошлинного реэкспорта белорусскими предприятиями нефтепродуктов под видом растворителей и разбавителейпостепенно принимают форму прямого экономического давления. По информации от нефтяных трейдеров, занимающихся «сомнительными» сделками с белорусскими предприятиями, а именно продажей нафты, с августа российские нефтяные компании приостановили экспорт в Беларусь сырья для нефтехимического производства. А в конце октября, во время первого раунда переговоров по поставкам нефти в РБ в 2013 году, Москва потребовала от Минска компенсацию USD 1,5 млрд. В такую сумму оцениваются потери российского бюджета от экспорта из Белоруссии бензина под видом растворителей и смазок. Размер претензий составляет около 20% финансовых резервов Минска. Это - относительно новый тактической ход, на который Москва вряд ли отважилась, не будь она заинтересована в перенаправлении части экспертную потоков по БТС-2.» (https://nmnby.eu/news/analytics/4995.html )

5. копеек. Вот так вот, от Великой Перамоги до Лютай Здрады дистанция была - 5 лет. Я, если честно, орден бы выписал Бацьке, лучше - чугунный, с закруткой на спине. Но всё таки: благодаря его наезду мы отцепили поставки нефти в Прибалтику (привет Мажекяю) и на экспорт через Украину (особенно радостно - успели до Евромайдана).

Санкции США и Европы, говорите. Сельхозпродукты, говорите. У нас по западной границе союзник, блядь, есть - каждый его выбрик способствует развитию российской трубопроводной, портовой и железнодорожной инфраструктуры. Я не случайно мнение либерастов вверху дал: у нас в правителстве в достатке всегда было тех, кто нихуя ничего менять не хочет в сложившейся ситуации. Всё налажено, притёрто, административная рента снимается… Такие вот неадекваты нужны, чтобы после пиздюлины начальственной всё радостно завертелось.

Хотите ассиметричный прикол как вариант? Прибалты ещё политически русофобствуют, но экономически уже жалобно поскуливают: у них на будущий год еврокормушка закрывается. Что-то мне подсказывает, что может быть и демпинг. В том числе - нижайшие просьбы дать им опять транзит нефтепродуктов. С поцелуями Темнейшего в жопу, с причмокиванием и язычком внутри. Как вам вариантик? Тем более, что эти балтийские флюгеры отличаются повышенной вертлявостью; проверено много раз.

Любовь к скачкам по граблям, видимо, передаётся воздушно-капельным путём. Так же, как и неумение в анализ. Лукашенко не сейчас заявился как ненадёжный транзитёр. Он уже больше дюжины лет назад так заявился. И риск тот - хеджирован. Что ж, пусть повеселится ещё. Экологические сборы, то да сё… Потом будет, как с транзитом газа. Когда труба хозяина поменяла.

В этот раз хозяина может поменять не только труба.

5 копеек, лимитрофы, авторское, Беларусь, экономические хроники знакокачественност, Россия

Previous post Next post
Up