Великий, но треснувший камень. Об экспертах. Введение

Apr 13, 2019 22:40

Мощный рывок в сторону Китая знаменует многовекторные порывы белорусской внешней политики (что фиг бы с ним) и внешнеэкономической деятельности (что таки приведёт). Нет у белорусов сейчас лучшего друга, если по белорусским СМИ судить. В Китае на сегодня всё благополучно, и стремится он своим благополучием с Синеокой немедленно поделиться. Как это преподносится - практически безвозмездно, то есть почти даром. В отличие от наглых и жадных россиян.

Я не синолог. Я просто информацию умею подбирать и структурировать, а также делать по ней кое-какие выводы. Для начала - наскоро оценим, что нужно стране для успешной работы с Китаем, и что у неё есть.

Один из ведущих российских синологов, А.Маслов, по поводу экспертов по Китаю говорит следующее: «Профессиональный эксперт по Китаю не может появиться из ниоткуда. Время самоучек, которые приобретали опыт исключительно на собственном примере, «набивали шишки», проходит. Профессионализм эксперта базируется на методичной подготовке - на уровне бакалавриата или магистратуры университета, параллельно с решением практических задач. Мы должны добиваться сочетания многолетней теоретической подготовки с приобретением практических навыков. К сожалению, сегодня не так много университетов читают профильные курсы по бизнес-культуре Китая, бизнесу и предпринимательству в Азии - в сочетании со знанием истории, политики и экономики. Да и не все такие курсы качественно сделаны.
Опыт общения с китайскими коллегами, конечно же, тоже важен, но вряд же стоит полагать, что он может измеряться числом посещений Китая…
Мне еще не доводилось видеть человека, который бы получил образование менеджера, экономиста, специалиста по международным отношениям, а потом, «подучившись», стал бы качественным специалистом по Китаю или по Азии в целом. А вот подготовить из востоковеда специалиста по бизнесу и предпринимательству, скажем, в Китае, - особых проблем не составляет… Эксперт должен знать не только географию региона или международные отношения, а, прежде всего, понимать образ мышления, формы политической и национальной культуры, особенности деловой активности, стиль поведения, и на основе этого уже составлять прогностику и делать выводы…
Если говорить про оптимальную траекторию подготовки бизнес-экспертов, то самым желательным было бы получить хорошее бакалаврское образование в области современного востоковедения, а затем уже пройти обучение в профильной магистратуре (в России таких, увы, единицы). Безусловно, нужен и опыт практической работы, участия в переговорном процессе, стажировки, как минимум, в одной-двух компаниях различного уровня. Эксперт должен отлично знать национальную психологию, свободно говорить на китайском, уметь читать специальные тексты, знать особенности местного законодательства, бизнес-практики, формы инвестиций, рынок труда, особенности работы иностранцев на азиатских рынках. При этом - и это очень важно - эксперт должен быть «референтен» для китайского бизнеса разного уровня, должен быть «вхож» в кабинеты крупных и средних китайских корпораций, в государственные китайские агентства. Ведь проблема многих специалистов по Китаю в том, что они не эксперты, а просто посредники, причем чаще всего на самом базовом уровне…
Узкие эксперты решают узкие вопросы, и иногда это очень хорошо. Конечно, специалист по экспортно-импортным операциям с Китаем может прекрасно оформить поставки, но он не объяснит, стоит ли поставлять этот товар именно в Китай, это просто не его задача. А поэтому, как принято в серьезном бизнесе, сначала эксперты высоко уровня оценивают все преимущества и риски работы по отдельно взятой области (поставки, выход на китайские дилерские сети, технологическое сотрудничество, востребованность товара на китайском рынке и т.д.), а затем уже узкие специалисты, в том числе по логистике, решают отдельно взятые вопросы…
Не представляю себе эксперта по Китаю без свободного знания китайского языка - ни в бизнесе, ни в политике, ни в экономке. Да, такие порою встречаются, к тому же рассуждения о Китае сегодня стали «модной темой». Но давайте спросим себя: откуда человек без знания китайского языка может брать сведения о Китае? Только из вторичных источников, а это не всегда надежно. Также крайне необходимо и глубокое знание культуры, ведь нередко именно знание культурных аспектов переговоров, понимание клановых связей, «ключевые понятия» из области культурного контекста и могут помочь установить долгосрочные деловые связи…
Настоящих отдельных гроссмейстеров бизнеса с Китаем быть не может, хотя и есть отдельные выдающиеся специалисты. Как раз это ошибочный подход: считать, что один, даже отличный эксперт, решит все проблемы. Обычно, как это принято в США или Европе, над решением выхода на китайский рынок работает целая группа людей, «коллективный разум». Одни составляют подробный мониторинг выбранной области рынка, другие определяют ключевых персон и уровень общения в Китае, третьи проводят переговоры, четвертые составляют бизнес-планы с учетом китайской специфики, логистики и много другого. Да, это может формироваться в виде одной «влиятельной персоны», которая и выходит на китайский рынок, но в действительности, всегда работает группа. Один человек в лучшем случае может договориться о простейшей операции покупки-продажи товары…
Становление эксперта - долгий процесс. Как минимум, надо пройти профессиональные курсы в течение года (так устроены многие западные курсы MBA по бизнесу с Китаем), пройти стажировку в крупной азиатской бизнес-школе. После этого вы поймете, что «все сложно» и продолжите обучаться. По-настоящему вам нужна лишь одна глубокая компетенция: понимание национальной и деловой культуры Китая, и она должна существовать у вас на уровне подсознания. Все остальное можно потом «нарастить».» (https://chinalogist.ru/articles/grossmeysterov-po-biznesu-s-kitaem-prosto-ne-mozhet-byt-intervyu-alekseya-maslova-15567 )

Вот ссылка на приложение к постановлению Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 9 июня 2008т. №13: перечень специальностей, при наличии высшего образования по которым возможно поступление на дипломатическую службу: http://mfa.gov.by/upload/prof_requirements.pdf . Специальности «востоковедение» там нет. Специальности «регионоведение» там нет. Есть «восточная филология». Ну чо, китайцы на тему своей культуры побазарить не прочь.

Здесь структура МИД РБ: http://mfa.gov.by/upload/contacts_April_2018_rus.pdf . Какой криворукий схему делал - я не в курсе (посмотрите - поймёте). Я вот там про Китай ничего не нашёл. Есть, вроде как, главное управление Азии, Африки и Латинской Америки (отдельно не обозначено), в который входит управление Азии, Австралии и Океании. ВУЗов в Белоруссии по специальности «востоковедение и африканистика» нет.

В МИД РФ Китаем, Монголией и обеими Кореями занимается первый департамент Азии. Всего в России 22 вуза со специальностью 41.03.03. «Востоковедение и африканистика» (http://vuzoteka.ru/вузы/Востоковедение-и-африканистика-41-03-03 ).

Зато, повторю, Китай у Лукашенко - стратегический союзник, отношениям с которым придаётся первоочередное значение. Его там, типа, хорошо принимают, поэтому эксперты для него не нужны. Вот и посмотрим, что выходит полезного для Синеокой из этого сотрудничества.

В следующей части.

лимитрофы, авторское, Китай, Беларусь

Previous post Next post
Up