Праматерь Селфи ( продолжение)

Jul 09, 2017 03:06

Мне очень нравится описание Фридой Калос мужа в эссе «Портрет Диего»: «Его огромный живот, тугой, ровный, как сфера, покоится над стальными ногами, прекрасными колоннами, большие стопы вывернуты наружу под тупым углом, будто они обнимают весь мир и поддерживают его на земле, как некое допотопное существо, из которого, начиная с талии, вырастает образец будущего человека, отстоящего от нас на две или три тысячи лет». Есть еще ею сделаное описание, уже из частного письма: «Он толстый, болтливый, прожорливый, спит в ванне, читает газеты в ватерклозете и забавляет себя, часами играя с «господином» Фуланг-Чангом (обезьяной)». И вот вокруг этого человека была сконцентрирована вся любовь Фриды.

Как я уже писала, невозможность иметь детей стала для Фриды такой же огромной трагедией, как и постоянные измены мужа. Свои переживания по поводу невозможности выносить беременность, она изливала в своих картинах. Акушерско-гинекологическая тема - одна из главных тем в ее творчестве. 1930г. - первый аборт. Она рисует себя и Риверу, она изображает, а затем стирает ребенка и он остается видим так, как под рентгеновскими лучами.
Позже врачи подарили Фриде надежду на рождение ребенка через кесарево сечение. Она рисует картину «Фрида и кесарево сечение». Но она остается не законченной из-за внутриутробной гибели плода.


Через пять дней после первого выкидыша Фрида нарисовала погрудный «Автопортрет», на котором ее лицо залито слезами.
Ее картина «Больница Генри Форда», на которой был изображен процесс ее выкидыша.


Вскоре после выписки из больницы,  художница создала работу «Фрида и аборт»
Многие из ее последующих, более поздних картин отражают навязчивое желание продолжения рода, например, «Я и моя кукла», написанная в 1937г., когда, судя по  другим картинам на эту тему, Фрида, вероятно, перенесла еще один выкидыш.
Даже поздние записи  ее  дневника пронизаны  тоской по  ребенку. Она собирала книги  о родах, дома, в спальне, хранила  эмбрион в фармалине, подаренном ей доктором Элоиссером в 1941 г, коллекционировала кукол. Замену детям она искала и  в своих многочисленных домашних питомцах.
- Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать, - говорил Диего. Судя по тому, как он мучил Фриду, то любовь была глобальной.
1934 г. был очень сложным для Калос. Она  три раза лежала в больнице: один раз ей удаляли аппендикс, затем был аборт на третьем месяце беременности и в третий раз - операция на правой ноге. Ее физическое и душевное состояние было на грани. Диего же завел очередную любовницу, Кристину.
Переживания об изменах мужа подтолкнули ее к нарисанию  картин «Память» (1937) и «Воспоминание об открытой ране» (1938)

Символизм «Памяти» критики толкуют так: фигура Фриды без рук - беспомощность. Перевязанная нога (напоминание об операции  в 1934 г.)  похожа на кораблик, и она стоит в океане, а здоровая - на суше. Кораблик символизирует разрыв с Диего, а море - «океан слез». Сердце вырвано из груди и лежит у ее ног, из  него истекает река крови. На месте сердца - отверстие, в которое проникает автобусный поручень. Рядом два наряда - школьная форма и народный костюм, связанные с художницей кровеносным сосудом и символизирующий два кошмара в ее жизни - аварию и встречу с Диего. Но мне кажется, что не будь у нее встречи с ним, был бы другой мужчина, который бы рвал ей душу, а она мучилась бы и искала утешения в сексе. Все что я о ней прочла и, что я увидела в ее картинах, приводит меня к мысли, что она была мазохисткой.
.
Но не надо думать, что  Фрида Калос  была добропорядочной женой и наивной овечкой. Нет!!! Фрида была  экстравертом. Её  речь была усеяна сквернословиями, в руке у нее всегда была сигарета и спиртное, чаще всего текила. «Я пила, потому что хотела утопить свою печаль, но она, проклятая, все-таки выплывает».  Она не скрывала своих  бисексуальных наклонностей, пела непристойные песни, пошло шутила и ее вечеринки больше были похожи на шабаши.



Насколько порчен тот век! И эти люди нам "запрещают ковыряться в носу". Троцкий, легендарный советский нарком, приехал с женой  в гости к Ривере, но вскоре совершенно потерял голову от Фриды и стал ее любовником. "Ты вернула мне молодость и отняла рассудок. С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой» - написал Троцкий в одном из  писем к ней. Ривера страшно заревновал. Хотя он и не скрывал своих любовных похождений, но не хотел терпеть измен жены. Если бы не ледоруб, то Троцкого убил бы сам  Диего.


Итогом их романа стал автопортрет написанный в 1937 году и посвященный Льву Троцкомую



Но это все детские забавы на фоне предательства двух самых близких людей. Любовной связи сестры Фриды с Диего.
Это приводит к их расставанию на год, которой для Фриды был мучительным и бесконечным. «Теперь я знаю, что все эти письма, связи с барышнями, учительницами «английского», натурщицами, цыганками, ассистентками с «добрыми намерениями», «полномочными представительницами от отдаленных мест» всего лишь флирт, а в глубине ты и я сильно любим друг друга и так проходим сквозь приключения, хлопанье дверьми, проклятья, оскорбления, жалобы...» пишет Кало.
Итог - картина "Всего то несколько царапин!"



В 1937-1939 гг. она выходит из затянувшейся депрессии через секс с разными мужчинами и создает больше картин, чем за все восемь лет почти целомудренного супружества ( ее бисексуальный опыт Диего не воспринимал в всерьез и даже потворствовал ему). “I was born a bitch. I was born a painter.” Многие ее работы этих лет несут большое количество эротической символики. Как примеры: «Две обнаженные в лесу»


«Солнце и жизнь»


, в некоторых можно обнаружить элементы аутоэротизма («Память об открытой ране»).
Долгое время Фрида воспринимала себя только женой художника, не претендуя на свое признание. Диего силой заставляет выставлять свои работы и устраивает продажу ее картин. При всем этом, в Детройте, когда ее, спутницу Риверы, спросили, художница ли она, Фрида заявила: «Да, величайшая в мире».  Все меняется, когда основоположник сюрреализма Андре Бретон назвал Фриду сюрреалистом-самородком. Осенью 1938 г. проходит ее первая персональная выставка в Нью-Йорке.
В 1939 г. Диего и Фрида решают развестись. Предшествовал этому роман художницы с американским фотографом Николасом Мюрэем. Развод выливается, как считают критики, в одной из сильнейших работ "две Фриды"


Спустя месяц после развода Фрида делает то же, что и при романе  Риверы с Кристиной.  Она остригает волосы, а позднее пишет «Автопортрет с остриженными волосами»


Переживания приводят к обострению соматических и психологических проблем. Фрида опять испытывает боли в позвоночнике. Но это не развод в нашем понимании. Они живут отдельно, но встречаются. Через год они опять воссоединяются со специфическим условием: без сексуальных отношений (запрет на таковые вне брака не оговаривался). Но душевное равновесие приходит к художнице не надолго. Со смертью отца в июле 1941 г. она вновь погружается в депрессивные переживания. Которые постепенно переходят и в физические. 1945 г. она их изобразила в картине «Без надежды». Фрида лежит в кровати держит во рту рог изобилия с продуктами,которые превращается в рвотную массу и льется на мольберт.


В 1946 году, Фрида Кало получает национальную художественную премию за картину «Моисей», что даёт ей еще большее признание.



Живописные работы 1946 г. также посвящены ее боли. Картину «Дерево надежды» сама Фрида называла «результатом этой проклятой операции». Плачущая Фрида в красном мексиканском платье и корсете и держащая еще один лечебный корсет в руках сидит рядом с другой Фридой, лежащую на больничной каталке с операционной раной.



Картина «Маленький олень» - автопортрет, в котором Фрида олененок, пронзенный стрелами.


В 50-х годах, после неудачной операции на позвоночнике, Фрида оказалась прикованной к инвалидной коляске, её и так неустойчивое, вечно депрессивное, психическое состояние еще больше пошатнулось. Картины , не блиставшие радостью жизни и в лучшие времена, теперь стали темнее и мрачнее. Фрида провела в Английском госпитале год. Диего жил в соседней с ней палате.
Весной 1953 году состоялась её первая персональная выставка в Мексике. К тому времени Фрида уже не могла встать с постели, и на открытие выставки её привезла скорая.
В августе 1953 г. была ампутирована нога. К тому времени она уже плотно сидела на наркотиках. После операции Фрида была очень подавлена, ничто ее не интересовало, даже Диего. Сначала она отказывалась носить протез, но через три месяца научилась на нем ходить и снова начала писать. Как и ранее, она акцентировала внимание на своих повреждениях. В больнице она пыталась покончить с собой. До этого у нее тоже были демонстративные суицидальные попытки.
Последняя, предсмертная картина. Была написана за восемь дней до смерти. Viva la vida - «Да здравствует жизнь».«Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида» Она ждала и призывала свой уход. Женщина отдавшаяся пороку, наркоманка и алкоголичка, и несчастный, влюбленный невротик. В чем же была истинная причина ее страданий? Мое мнение - психическое заболевание и можете меня банить. Я написала сумбурный обзор. Но пыталась до вас донести мое ощущение ее жизни и творчества.


13 июля 1954 года ее не стало, через неделю после того, как отметила свое 47-летие. Есть мнение, основанное на дневниковых записях, что она покончила с собой, а не умерла от эмболии легких, как написано в заключении.


Уже написав этот пост, в поисках иллюстраций, нашла сообщество поклонников художницы тут

Купить тут

покупала тут

купить можно на ozone
70 страниц дневников (всего 160) Фриды можно посмотреть и почитать тут

история, искусство

Previous post Next post
Up