Мы здесь обсуждаем не религиозные темы, а исторические. А потому просим людей верующих не оскорбляться. Нам снизу очень трудно разглядеть ангелов, удобно устроившихся под самым куполом Исаакиевского собора.
А между тем, если бы мы смогли пробраться на балюстраду, то у нас возникло бы много вопросов. Мне удалось собрать немного фоток и роликов об ангелах Исаакия, но даже эти материалы вызывают интерес. Начнем с того, что крылья у ангелов явно приделаны позже, изначально они у скульптур не планировались. Ведь в задачу мастера входит и балансировка будущего произведения. И не случайно почти все скульптуры, расположенные на фронтонах и крышах зданий, имеют наклон вперед. Это улучшает оптическое восприятие фигур снизу, иначе они кажутся наоборот - наклоненными назад. А в случае с ангелами, так и само наличие тяжелых крыльев просто обязывает сделать такой наклон. Как например в Ватикане.
Даже и без крыльев статуи на фронтоне собора Святого Петра имеют наклон вперед. А в нашем случае на болты, что держат ангелов, да и на саму балюстраду ложится огромная дополнительная и ничем не оправданная нагрузка 800-килограммовой статуи. Крылья создают мощный момент. Так что пришлось даже в одно время их подпирать.
Даже на низкокачественной фотографии видно, что ангелы и их крылья имеют абсолютно несравнимую степень коррозии. Вот хотя бы один из них:
Здесь крылья почти новые, в отличие от самой фигуры и лестницы в руках. Я представляю, какую возможность убедиться в этом получит искушенный экскурсант, проведя пальцем по бронзе работы Германа Иосифа. Но даже на фотографиях видно, как грубо припаяны, да и закреплены вдобавок болтами крылья:
У меня мелькнула догадка, и я стала их сравнивать. Жаль, хороших снимков мало, но основания полагать, что все крылья отлиты по одной форме:
Эх, проверить бы на месте! Ведь тогда это меняет картину в корне. Тогда изначально «ангелы» были без крыльев, т.е. были не ангеламами. И лишь в какой-то момент «икс» назначение здания было изменено, и фигурам приделали ангельские регалии.
Тогда можно поразмыслить и над другими сопутствующими вопросами: - почему ангелов 24? Эта цифра не соответствует никаким религиозным канонам. - откуда странные предметы в руках ангелов? Лестница, кубки, свитки с перьями, полотно с розами… Ведь ангелы по церковной иерархии практически обезличены. Они не имеют имен, каких-то индивидуальных особенностей. Это архангелы строго индивидуальны, но их можно перечислить по пальцам, и их изображения строго регламентированы. И если архангелы, допустим, присутствуют в общем ряду, то это просто недопустимо по иерархии! - Притом ангелы Исаакия сплошь женского пола, а по канону им положено быть юношами или на крайний случай - бесполыми. - почему у некоторых ангелов вообще нет никаких предметов, раз уж решил художник что-то нам донести? - почему в диаметрально противоположных местах, точно на 180 град., расположены девы-ангелы со свитком и стилом в руках? Это что, связано с суточным ходом светил? Необходимостью чт-то фиксировать? Вызывает вопросы и надпись на постаменте одного из ангелов:
FECIT HERRMANN- сделал Геррманн (лат.), вроде так. Но надпись носит следы подделки, да и у меня всегда вызывали подозрение надписи, выполненные на совершенных произведениях искусства грубо и коряво. К тому же любому зравомыслящему человеку понятно - при отливке легче и технологичнее сделать выпуклые буквы, чем резать по металлу вогнутые… Уж не были ли срезаны настоящие надписи, да выведены потом другие каким-то неумехой? Разговор на эти темы мы продолжим в последующих статьях. Хотелось бы, чтобы соратники поделились фотографиями, роликами, а может кто-то мог бы и сделать съемки с квадрокоптера?