Оригинал взят у
welesoyar в
Родогощь, Чуров День. Бабьи каши. Наступает Праздник Родогощь (Чуров День. Бабьи каши. Отмечался русскими и белорусами 7-
8 января или
9 января, болгарами - 8 января, сербами -
10 января).
Это дни когда поминали наших предков Чуров-Щуров-пращуров и Бога Перуна, который освободил их в древние времена из Пекельных миров. Считалось, что после освобождения наших предков завлеченных в Пекло обманом, они гостили у своих родичей на земле, а потом отправлялись в высшие миры Слави, для дальнейшего развития. Поэтому этот день еще и называли «Родогощь», когда члены нашего Рода и сам Бог Перун приходят к нам в гости. В этот праздник почитали ещё и Бога Велеса с его супругой Макошью, потому что согласно Ведических представлений именно они отвечали за сопровождение людских душ из Мира в Мир во время смерти (смены мерности) и рождения.
«Велесова книга» об этом говорит так: По поводу смерти- «А в ночи Велес (славянский бог мудрости, встречает души умерших у врат в другие миры) идет в Сварге по молоку небесному (так называется Млечный путь), и идет в чертоги свои, и к заре приводит нас (души умерших) до врат Вырия. И там мы ожидаем, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века и хоромы (храм ) его, которые блестят огнями многими и становимся агнцами (огнями) чистыми. Тот Велес учил праотцов наших землю пахать и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп у огнища, и чтить его как Отца Божьего.»
По поводу рождения- «Велес- книгу эту посвящаем Богу нашему, который есть наше прибежище и сила. В былые времена был муж, и был он благ и праведен и звался Отцом Тавром (он был родоначальником славянского рода Тавров, в честь них был назван полуостров, где они проживали Таврида, ныне Крым). Тот муж имел жену и двух дочерей, скот, коров, и много овец. С ними он был в степях, и однажды не имея продолжения рода, и мужей для дочерей своих, и о том просил Богов, чтобы род его продлился и не пресекся. И Даждьбог услышал мольбу ту, и по мольбе дал ему просимое (мужей для дочерей, Даждьбог покровитель свадеб), потому как тому уже был срок (замужеству). И грядут мужи онные и сбывается ворожба и все ясно. А тут и бог Велес отрока несет (то есть родила жена для продолжения рода, Велес сопроводил новую душу в наш мир). К нему грядем и имеем Богов наших и речем им хвалу: «Будьте благословенны вожди, ныне и присно и от века до века.» Провозглашено сие было кудесниками, и прочь они пошли, чтоб назад вернуться (обряд рождения и замужества проводился Кудесниками)».
Поэтому на Родогощь отмечался еще и день победы Бога Велеса над Кощеем (который препятствовал нормальному развитию и движению людских душ) и почиталась его супруга Макошь покровительница родов и судеб. После принятия христианства Макощь превратилась в Параскею Пятницу, а праздник посвященный ей стал называться в народе «Бабьи каши».
Википедия: Бабьи каши (Бабий день) - день
народного календаря у славян, отмечался русскими и белорусами
8 января или
9 января, болгарами - 8 января, сербами -
10 января. В обрядах дня присутствовали следы культа Богини Макоши (
Параскевы Пятницы), который, в свою очередь, восходит к почитанию Великой
богини-матери. На Руси в этот день почитали
повивальных бабок и
рожениц.
Русские обряды
Во многих местах по древнему обычаю русские женщины ходили к родильницам с пирогами. Этот обычай был ранее весьма распространён, но Христианской Церковью не терпим. Митрополит киевский Михаил в 1590 году осудил и запретил его как обычай несовместимый с христианством. С. Максимов сообщает легенду, записанную в бывшем
Меленковском уезде Владимирской губернии, в которой в роли повивальной бабки выступает
Параскева-Пятница (Макошь).
Женщины, имеющие детей, приносили повивальным бабкам подарки и угощения:напитки, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи, трапеза называлась трапезой
Роду и
роженицам. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребёнка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям.
Повитухами были («бабничали») обычно замужние женщины, имевшие своих детей и с безупречной репутацией в глазах односельчан. Повитухи знали традиции, у них был большой опыт родовспоможения, владели ритуальной практикой, знали множество заговоров, молитв и просто добрых слов для приободрения рожениц. Считалось что между повитухой и родившимся ребёнком на всю жизнь устанавливалась духовно-родственная связь.
Как правило к родовспоможению привлекались женщины нерепродуктивного возраста, имевшие детей и не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного.
Болгарские обычаи
В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дома ведро с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно - всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой). Во время гуляний, продолжавшихся до глубокой ночи, Повитуху возили на санях или на телеге к колодцу и там поливали водой. В телегу впрягались сами женщины. От встречавшихся им на пути мужчин они требовали выкупа едой, напитками, деньгами, в противном случае их поливали водой, снимали с них одежду и т. п.
Сербские обычаи
Весь день был посвящён празднованию женщин, которые стали матерями за прошедший год. Лучше всего обычай сохранился в восточной
Сербии. Женщины со своими младенцами посещали повитуху (
серб. бабица) и дарили подарки. Матери благодарили повитуху, подносили свои блюда, дарили
рушники и платки. В свою очередь, повитуха связывала детям ноги
куделью из конопли - считалось, что в этом случае ребёнок быстрее пойдёт, а на голову клала кусочек белой шерсти, чтобы хорошо росли волосы.
Празднование Родогоща (Чурова дня) и Зимнего дня Бога Перуна болгарами-помаками.
Ниже приведем краткий перевод песен болгар-помаков соответствующих этим свято (праздникам), которые были записаны и изданы С. Верковичем в 1871 г. И так:
В селе песнопевца, пятьдесят лет тому назад (считать от 1871 года), праздновали (8 января по современному стилю) Щуров день, а потом наступление Нового года (с 13 на 14 января или Зимний день Перуна) после того как пройдут Маросные дни. Одна из выбранных старостой девушек объявляла начало Чурова дня следующей песней:
Песня 1.
Перуница Юда самовила (богиня Перуница)
С горы Белой, так проговорила:
«Ой, царь, что ты дома сидишь
И в Светлых Богов не веруешь?
Ты малых детей собери и наряди,
Да в пещеру к Сивому (седому-белому-зимнему) Перуну их пошли.
В руке его посох золотой,
Могучей силой налитой,
Им он Чернобога и Суру Ламию ударял,
Пращуров из темных миров освобождал,
И врата ведущие в Пекло потом замыкал (и завалил врата междумирья ведущие в Пекло).
Щуров -день теперь настает,
Родогошь к нам всем идет.
В руке у Перуна посох золотой,
Конь под ним летучий да борзой,
На главе его три птицы сидят
Во все стороны они глядят.
И входит он во все дома,
Смотрит в доме закрома,
Да садится он к огнищу,
Где готовят малые дети пищу.
И протянув десную (правую) руку,
Вкушает он Щурав Будник (кутю)- ругу.
И так там живы будут малы дети, до старости почтенной.
А где не готовят Щурав Будник(кутю), там черная година нетленна.
На них Сива Бог, разгневался
Три змии прожорливые выпускал,
В десною (правую) руку там саблю, сияющую брал,
А с левой руки молнию в поле направлял,
И поле всё там погорело,
Белая пшеница не поспела.
Девушка, тем что пела песню, оповещала станицу-село, и все узнавали от неё, что надо начинать готовить кутю (рисовая или иная сладкая каша) для встречи усопших родичей, а также начинать готовиться к встрече новой годины. Потом собирались старики со всей станицы-села и готовили все необходимое для встречи родичей и новой годины. Перво-наперво посылали они одну девушку, чтоб прошла она по селу и собрала других девушек, чтобы идти на гору, набрать дров для приготовления Будней вечери (кути). С девушками уходили и юноши, они рубили дрова, а девушки собирали их и относили в станицу-село.
Старик (голова-староста) встречал у себя всех старцев села, давал дров, которые принесли девушки и им заповедовал, когда зайдёт Солнце, чтобы развели огонь. У разведенного огнища садился сам старец-голова и следил, что бы там не погас огонь. Девушки начинали готовить вечерю (на отдельном огне), в которую кроме кути входили и печеные пресные белые пышки и куры и пироги. Всё это называли одним именем «Щурав Будник». Когда уже сготовится Будник, ставили трапезу к огнищу, где сидел голова и к трапезе никто не садился, пока не взойдет заря (вечерняя), потому что верили, что с ней приходил Бог (вместе с почившими пращурами) и подсаживался к огнищу и вечерял Будник. За трапезой следил старец-голова (староста) пока не рассветёт.
Выходили три девушки, да ходили по селу и приглашали юношей к «Ясному огню» (святому огнищу разведенному стариками), чтоб запалить от него свои свечи-лучины и этими свечами развести заново в своих домах огонь, этот огонь считали святым.
Когда собирались молодцы во дворе, где совершали праздник и воздавали жертву, да угощались, старец брал у них свечи и зажигал их от огнища, в котором не погасал огонь. Девушки пели следующую песню:
Песня 2.
Ой, Сивый (седой-белесый) Бог Перун, не гневайся ты!
Пусть не будет Черной годины, послушай наши мольбы,
Пришли уже воеводы, да воины, подай ясный огонь ты им,
Чтоб запалить от него лучины, что наполнены светом твоим
Разнесем мы тот свет по домам
И светлая година тогда придет к нам.
Утром собирались юноши и девушки в одно широкое место, да играли хороводы и пели следующую песню:
Песня 3.
Ой, Сива Боже живой огонь у нас горит,
И у Перуна лик уже златым светом блестит,
Вокруг него все ясные птицы порхают, на небеса летают,
Седлал тут Сива Бог коня и проходил он по земле,
И золотая чаша у него в десной (правой) руке,
В чаше той студёная вода, и росит он её на поле наше сюда.
И Перун Бог уже не Сивый, а Златой,
Его Перуница Юда напоила светлой водой,
И больше он не гневится,
К станичникам за трапезу садится.
Ведь черная година теперь уже миновала,
И Перуница малым детям жить до старости пожелала.
Когда проиграют хороводы в течении нескольких дней и отпразднуют зимний день Перуна, то вечером 13 января (щедрый вечер) , юноши и девушки хватали за руку старца и уходили в какую ни будь пещеру (или капище), где верили, сидела Первая (Перуница) Юда, которая объявила этот праздник (обычно её изображала одна из девушек). Ей воздавали требу, а девушки пели следующую песню:
Песня 4.
«Ой, Перуница (Первая) Юда самовила,
Ты Перуна святой водой поила,
Наш царь, тебе жертву хочет воздать,
Три курицы чернавицы отдать.
Тебя ведь Бог к нам на землю посылал,
Что бы скорее Щурав -день наступал».
Перуница Юда самовила из пещеры выходила,
Да девчатам и парням так говорила:
«Ой царь, что же ты стоишь?
Чего ждёшь, что молчишь?
Во дворец ты иди,
И малых детей созови,
И пошли их по граду гулять
От двора ко двору песни петь и щедровать.
Кто им подарок подарит,
Тот до старости жизнь будет править.
На ниве у того белая пшеница
С яблоками в саду уродится».
Вернулся царь во дворец, и малых детей собрал,
Да щедровать и песни петь их посылал.
Щедрый вечер по народному календарю приходится на 13 января. Перед современным старым Новым годом. В этот день дети ходили по дворам и щедровали и при этом следующую песню напевали.
Песня 5.
Наш Пращур главный-Сварог Бог
Пошли всем людям здравый год!
Перун привёл нас во садок,
А Перуница дала нам свить белый венок.
Нам Первая Юда самовила службу эту поручила,
Ходить от двора ко двору, и петь песни Богу Сварогу и Перуну
И кто подарок нам подарит,
Тот своей жизнью до старости сам правит
На ниве бела пшеница, у того уродится.
А в долгой жизни худого ничего не случится.
Песня 6.
Ой, Сварог наш Пращур где ты еси,
На земле или в Прави? Куда мольбу нам нести.
Чтобы на гору Белую к роднику ты сошел
И Живу Юду самовилу с собою привел.
В руке её чаша-братина златая,
Пусть нальется вода туда живая
Да сойди же к нам, Сварог Бог!
Ведь Щурав день прошел уже свой порог.
Ходили мы от двора до двора
Наступил уж и Зимний день Перуна.
Подарками нас всех одарили
Но светлой водой еще не поили
Прысни теперь Боже, той водой на поля
И где живая капля с небес упадет
Там будут все живы, здоровы и никто не умрет.
На поле чистом уродится пшеница,
И с тем кто тебя хвалит счастье случится
Силён ты, Боже и что только велишь
То сразу без маеты негаданно и явишь.
Дети потом возвращались во двор, где находился старец-староста, а девушки запевали следующую песню:
Песня 7.
Ой, царь-государь, что сидишь
И на небеса не глядишь
Ты быстрее собирайся
И на гору отправляйся
Чтоб протянуть десную (правую) руку к небесам,
И воздать славу всем предкам и богам (знамение славы).
Потом прокричит там Жива Юда самовила:
«Чистую воду я Сварогу наточила,
И ею службу Богу сослужила.
Ее Сварог с златой чаши пил,
Встряхнул десную руку, и на землю пролил.
Прыснула вода на весь ваш народ.
Здравствовать вы будете да целый год».
Когда девушки пропевали эту песню, все вместе шли на гору (или возвышенность), где девушки запевали следующую песню, которой хвалили Богов и всех Пращуров:
Песня 8.
Ой, Боже Сварог бог, Пращур наш!
Где ты, Боже, на земле иль на небесах
Хвальбой тебя хвалим мы все
Подняли десные руки к вышине
Прысни Боже нам чистой водой,
На дворы и нивы, водою живой.
Сойди боже на землю сойди
Святою водою всех окропи
Мы славу тебе сотворяем
С новой годиной всех поздравляем.
Тебе, Боже, жертву воздаем
Требы наши через огонь отдаем.
НА ЩУРАВ день (Родогошь). от другого певца
Песня 1.
Ой, Сива-Пращур! Садился Сива в вышине,
На зеленую гору, здесь его златой кладенец,
А в нем жаркая святая вода,
И от неё огонь до самого неба.
Там Жива Юда сидит у огня
В позолоченные одежды одетая вся.
В десной руке у неё ковш золотой,
Жаркой водой он до краев налитой.
Она Сиве Богу службу великую служит.
Жаркую воду ему стужит.
А девчоночки в поле жертву воздают
И Богу песни такие поют:
«Ой, Боже Сива Перун! Тебе жертву, воздаем,
В твой личный день песни поем.
Днесь ты с небес до нас сойди.
Как напьешься жаркой воды, чашу подними,
И прысни на нас этой светлой водой,
И будем мы жить тысячу лет от воды той живой».
Так девушки песню поют,
Богу молятся, и живую воду ждут.
И вот Сива Бог Юде речь говорит:
«Юда Жива самовила, от меня наказ возьми,
Чтоб наточить всем жаркой воды,
В руке твоей ковш золотой,
Слети ты на поле и девчонок возьми с собой,
Они для тебя венки берут
И в крепкий град тебя сведут
И ты пойдёшь от двора ко двору,
Там златые венки обовьют главу твою.
Ведь ты Богиня новой годины!
Три дня тебе быть на земле,
В наступившей там тёмной мгле».
Жива Юда послушалась, и пошла
Жаркой воды наточила она
И вниз она к девушкам сошла.
И каждая венок ей дала.
Девчата песни ей поют
И живую воду пьют:
«Ой, Юда прысни жаркою водой,
На того кто требу разделил с тобой.
Ты Богиня и ждет тебя наша земля
Ведь на неё пришла из Пекла мгла» (проникли бесы через открытые врата).