Оригинал взят у
marena99 в
Здоровье детей в традициях древних славян Поддержанию здоровья в славянской культуре всегда уделялось огромное значение.
Особенно когда речь шла о здоровье детей.
У наших предков существовала целая система знаний о том, как зачать и вырастить здоровое потомство.
Отличительной особенностью этой системы была непрерывность в поколениях. Здоровье будущего ребенка не рассматривалось как нечто отдельное от здоровья его предков и увязывалось с жизнью Рода на многие десятки поколений назад.
Также не отдалялось человеческое существо и от окружающего мира. Что вокруг, то и внутри.
Одним словом, человек рассматривался как безграничный во времени и пространстве объект, связанный со всем прошлым Рода и настоящим в окружающей жизни и природе.
И, конечно, такое мировоззрение определяло методы профилактики и лечения. Они никогда не были сугубо материальными и рассматривались как целый комплекс ритуальных действий.
Так, традиционным формам закаливания и траволечения сопутствовали многочисленные магические и духовные практики, а также меры по изменению среды, питания и образа жизни в целом, которые определяют наше здоровье.
Раскрыть такую масштабную систему невозможно в одной статье, тем более что большая часть традиций давно утрачена. Но хотим коснуться некоторых интересных обрядов, информация о которых до нас все-таки дошла.
Обряд «припекания»
Один из самых известных сказочных сюжетов с Бабой Ягой, сажающей маленького сказочного героя в печь, имеет под собой реальную основу. Разумеется, не было никаких колдуний-людоедок.
Были знахарки, которые лечили детей. Одним из самых распространенных способов являлось прогревание. Если взрослые парились в бане, то детей частенько совали прямо в горячую печь на хлебной лопате. Из печи перед этим выгребались все угли, настилались душистые травы, а свод печи сбрызгивался водой. Такая парилка очень быстро прогоняла многие хвори.
(Категорически не рекомендуем это повторять сегодня, поскольку такое было возможно исключительно в большой русский печи!)
Вероятно, невежественные гости из Европы, впервые увидевшие это, были искренне изумлены. И с того пошли различные страшилки. Или же подобные байки распространялись намеренно, с целью исказить образ славянского мира. Так или иначе, но этот традиционный способ народной медицины превратился в негативный сказочный сюжет.
«Наузы»
Сегодня их встречают в основном только в виде узоров, особым способом вышитых в русских национальных костюмах. И в них уже практически не вкладывается никакого сакрального смысла. Однако ритуал вязания наузов и прочих оберегов также имеет глубочайшие исторические корни, а изначальное значение их было сугубо практическим..
Тысячи лет назад, на огромном пространстве от Тихого океана, до Северного моря была распространена богатейшая письменная традиция - вязаное письмо. Именно упрощая ее, наши предки отпечатывали основные окрашенные узелки сложной вязи на бересте, получая первые символы прото-глаголицы, которая стала использоваться как бытовое письмо.
Другой способ «цельной» перепечатки праславянской вязи дали начало некоторым иным видам письменности, в частности санскриту. Существовали сотни корневых вязов (узлов), а также многочисленные навязи, привязи, перевязи, завязки, развязки, подвязки. Русский язык до сих пор изобилует этими словами, которые несут уже совсем иной смысл.
Традиционно искусством вязи владели именно женщины - ведуньи. Методом вязи зачастую «записывались» рецепты снадобий и способы лечения. Эти компактные навязи - «наузы», передавались от бабки к внучке многими поколениями. При потере восстанавливались по памяти.
Постепенно их первоначальное значение было утрачено - вместе с пониманием всей системы вязаного письма. И еще до прихода христианства эти чисто практические предметы превратились в предметы культа, своеобразные обереги, которые носили на теле с самого детства или вышивали прямо на одежде, приписывая им магические свойства. А еще позже стали восприниматься просто в качестве интересных орнаментов.
Но вплоть до 20-го столетия наузы и ладанки (их более поздняя христианская форма) неизменно использовались русскими людьми для нательного ношения с самого детства, чтобы ограждать себя от различных недугов.
А вот какие обряды с использованием перевязываний и наузов практиковались в России еще в 19 веке.
При болезненном прорезывании зубов у младенца ему на шею надевали науз с привязанной лапкой крота.
Науз, или ладанка, надетая на шею со стороны спины, останавливала носовое кровотечение. Чем тяжелее был перекинутый за спину оберег, тем быстрее останавливалась кровь.
Шерстяная нить, повязанная вокруг запястья младенца, по поверьям усиливала кровообращение в его организме. Как правило, детям вязали красные нити.
И, конечно же, в качестве наузов носили и даже до сих пор носят гирлянды и ожерелья из зубчиков чеснока, ограждающего от респираторных инфекций и прочих «проявлений нечистой силы». В детские наузы также вплетались десятки самых разных лечебных растений.
Простейший и самый распространенный науз, внутрь которого помещается противомикробное ароматическое вещество, легко связать самостоятельно по приведенной схеме (схема). Сегодня этот узел более известен как «Обезьяний кулак». Использовался славянами с глубокой древности.
Подготовил Андрей Шульц
источникОригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru