Откуда есть пошёл Санта наш дорогой Клаус? Он же Жора Николай Чудотворец, Святой Николай, Сант Николас и Дед Мороз ни много ни мало.
Я тут почитала одну статейку, приведу несколько цитат для общего развития, но вообще никак не призываю доверять всему что там написано:
- образ списан аж с двух якобы живших на самом деле епископов:
- Святой Николай Мирликийский (традиционно 15 марта 270 года - 6 декабря 343 года), также известный как Николай из Бари, был раннехристианским епископом греческого происхождения из приморского города Патара в Анатолии (современная провинция Анталья, Турция) во времена Римской империи.
- Святитель Николай Пинарский, или Сионский (жил в VI веке, Ликия - 10 декабря 564 года) - христианский святой, был архиепископом Пинарским, настоятелем Сионского монастыря в Малой Азии. Почитается как чудотворец. Его жизнеописание в древности спуталось с жизнеописанием Николая Чудотворца Мирликийского, из-за схожести биографий: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему долгие годы: что в истории церкви был только один «Святитель Николай Чудотворец».
Ну что же да, на грека похож. Это Николай Пинарский - шапки нет
Поиск по Николаю Мирликийскому выдаёт эти же самые картинки. А вот если написать Николай Чудотворец то добрая половина из них имеет митру на голове и славянские черты лица. Ну это вполне могут быть поздние иконы, когда святой уже шагал по Руси матушке
Мудра и книга это почти всегда, уже в митре
Продолжаю цитировать статью:
- Мокрый, Круглый, Можайский, Зарайский, Летний, Вешний и другие - это всё святитель Николай. Мы видим, что в росписях Софии Киевской, главного православного собора Киевской Руси, из более чем 700 изображений святых четыре - святителя Николая. Это говорит нам о том, что к середине XI века он был здесь уже очень почитаемым святым. В том числе мы находим среди росписей Софии круглый образ «Николы Мокрого»
- в разных странах Европы Николай почитался по-разному, но главными центрами почитания были Бари, Венеция, несколько регионов Франции, Германия. Праздник его поминовения приходится на декабрь, незадолго до Рождества. Святитель Николай традиционно было покровителем многочисленных профессий, в том числе и хлебопекарей, у которых существовала традиция - на День святого Николая дарить выпечку бедным и детям, и мы видим, что в западной иконографии Николай изображается с тремя хлебами
- «Среди прочих святых они больше всего чтут Николая угодника и воздают ему почти божеские почести» - сообщает о русских в 1578 г. итальянец Александро Гваньини ("Описание Московии"), отмечая факт совершенно исключительного почитания св. Николая на Руси, которому поклоняются как Богу. Именование св. Николая «русским богом» встречается и в других свидетельствах иностранцев, которых поражала эта особенность русского православия. Курсив мой: авторша статьи также указывает на то что святой этот - отклик языческих богов, возможно Велеса. По мне так тут и Ярило и Даждьбог и Нептун (он же покровитель моряков) и тот же спаситель
- известны случаи, когда он почитался как «четвертое» лицо Св. Троицы, а дни его памяти чтились выше основных христианских праздников. На иконах Никола мог изображаться на месте Христа в центре композиции Деисуса, где к нему с молитвой обращается сама Богоматерь
- Известна псковская икона XIV в., на которой Никола держит в левой руке раскрытое евангелие с надписью «Евангелие от Николы...»
- Первое свидетельство о почитании этого святого старейшая летопись приводит под 882 г.: в нем говорится о строительстве церкви св. Николая на могиле Аскольда в Киеве
- Интересно, что в русской религиозной культуре св. Николай воспринимается как «привратник», пропускающий в Царство Небесное, то есть получает роль, которая в западноевропейской традиции принадлежит апостолу Петру. Пётр он же Кифа он же камень - курсив мой
- В кругах мореплавателей, приближенных к императрице Николая называли Нептуном
- По преданию 19 декабря Никола Угодник спускается с небес и обходит всю русскую землю за один день. Вся нечистая сила бежит от святого. В северных губерниях Европейской России существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника бычка-"микольца", которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалось в церковь "для святого Миколы" , частично съедалось во время коллективного пиршества, так называемой "Миколиной братчины"
- Никола был настолько популярен в северных губерниях России, что нередко был сопоставим по своей значимости с Иисусом Христом. Даже существовало поверье, что святой Николай мог бы стать Богом, но не захотел и предпочел заступаться за обездоленных. По другой версии популярной в северных областях России, Святая Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы Угодника
Бинго!
- обходит землю за 1 день - раз (солнце)
- Закалывание бычка - два (пока ищу: в книгах Моисея есть про золотого тельца, Таврида есть у нас, Минотавр ну и Велес-скотий бог)
- Стать богом мог но не захотел - три (об этом много сказок и легенд, та же снегурочка отказалась от безсмертия поселившись среди людей. Боги безсмертны в отличии от людей - греки об этом много написали. И ещё вот: Николай=НеКоло=НеСолнце=Не стал богом хотя и мог)
- Троица это спаситель+мать бога+Николай угодник - четыре
Про последнее это например: Род+Рожаница+Купало(Ярило, Перун и тп), Один+Фрея+Тор, Кронос+Реа+Зевс и мн др. Почитание семейных ценностей свято. И типа очень много Никола чудес сотворил и в житиях его они описаны - Маг=Бог?
И последние цитаты из статьи:
- С нидерландцами Николай попадает в Северную Америку, из Синт-Клааса становится Санта-Клаусом и в протестантской Америке, не признающей институт святых, трансформируется уже в некоего доброго старичка, который дарит детям подарки. Рождество, во многом благодаря романам Диккенса, становится традицией светлого семейного праздника, и образ святого Николая начинает тесно с ним сплетаться и приобретать сказочные черты. В таком виде он уже возвращается в Европу, соединяясь с другими новыми европейскими культами Рождества, например рождественским деревом - или конкретно германской елкой (когда Исус на ослике въезжал в Русалим ему махали пальмовыми зелёными ветвями, в других странах где нет елей наряжают другие зелёные растения - зелёный цвет важен - курсив мой). С немцами рождественские традиции попадают в Россию, а в советское время, когда запрещается Рождество и его место занимает празднование Нового года, святой Николай превращается в Деда Мороза, взятого из русских сказок. В нем уже ничего не остается от святого, впрочем, как и в американском коммерческом Санте...
- ...образ Николы в рост с распростертыми руками получил название «Можайский». В этой иконографии святой держит поднятый обнаженный меч и в левой руке - модель города, обнесенного стеной.
Согласно преданию известному с XVI в., Никола предстал в таком образе во время одной из осад города Можайска, явившись в видении над городским собором и как бы указывая, что он берет город под свою особую защиту. Устрашенный грозным видом святого неприятель бежал, а благодарные жители города создали скульптурное изображение чудесного явления. - Бог святого воинства?
Ну пока всё. Перейду пожалуй опять к скифам и сарматам - есть много интересного
митра и фригийский колпак на месте у всех трёх
Интересные традиции у шведов в декабре, точно с дохристианских времён живут... как и те что в июне, но об этом когда-нибудь в будущем
источник:
https://proza.ru/2021/12/22/1919 Продолжение скоро