2 диска и 2 судьбы

Dec 20, 2023 18:55


Считаю своим долгом написать об этих двух людях, т к не выношу несправедливость. Одна из этих пластинок называется - «10 стрел»  группы Аквариум где в числе их собственных творений под 16м последним номером стоит композиция «Город».



Об авторах Города ни слова и как слушателям знать что исполняется чужая песня?

Всем известная песенка «...под небом голубым» имеет двух авторов, которые не имеют к аквариуму никакого отношения. Авторство стихов принадлежит Анри Волохонскому, а мелодия Владимиру Вавилову. Но лидер группы хоть и не называл себя автором, но скромно избегал этой темы и позволял армии его поклонников и другим людям думать о том, что автор все-таки он. А эта песенка не хухры-мухры, гремела на весь СССР и за пределами. Да и по сей день ее слушают. А в результате этого молчания кое-какие денежки таки отсыпались. Гребенчук сделал себе не только имя но и сколотил неплохой капитал благодаря этой одной единственной песне.

А что же с настоящими авторами песни? Автор мелодии Владимир Вавилов написал её ещё в 60х и назвал сюитой для лютни Канцона и танец. Те кто приобрёл в своё время пластинку фирмы Мелодия Лютневая музыка 16-17 вв, хорошо с ней знакомы. И фамилия автора мелодии Вавилова Владимира, музыканта лютниста там стоит хотя и не совсем в качестве автора (об этом ниже)





Конечно кто-то возразит что так часто бывает. Да но мы же скорей отдадим бОльшую славу Пахмутовой и Добронравову когда слышим песню скажем Надежда, а не Пьехе или ещё кому то. Ну так вот - композитор Вавилов прошёл по жизни почти незаметно для нас а песня его популярна до сих пор. Значит пора называть вещи своими именами тем более что у него остались потомки. Вряд ли они получили хоть каплю из того что заработал на песне Гребеньчук.

Ленинградский гитарист Владимир Фёдорович Вавилов, тонкий ценитель и энтузиаст музыки эпохи Возрождения, осваивал лютневую гитару и в конце 1960-х написал несколько мелодий в духе соответствующего времени. Издать стилизации под своим именем Владимиру Вавилову бы не позволили. Но он хотел, чтобы его музыка жила и дошла до слушателей. И решился на дерзкий шаг. Приписал собственные сочинения уважаемым классикам: Франческо да Милано, Николо Нигрино, Винченцо Галилеи и другим. И подмены никто не заметил!

Более того, говорят, музыка с диска «Лютневая музыка XVI-XVII веков» использовалась на телевидении для сопровождения полотен эпохи Ренессанса, снятых в Эрмитаже. Никому и в голову не пришло, что эти чудесные мелодии написал советский композитор!



Владимир Вавилов умер 11 марта 1973 года от рака, не дожив до 48-летия. Но первую композицию с его пластинки-мистификации ждала удивительная судьба. Кстати, ещё одна композиция Владимира Вавилова с той же пластинки пошла гулять по свету. Его восхитительная «Ave Maria», приписанная неизвестному автору XVI века, вошла в репертуар многих вокалистов, среди которых, например, Андреа Бочелли. Теперь автором указывают Джулио Каччини, а о Владимире Вавилове ни слова.

Вот такая судьба и у музыки, и у её автора...



В 1972 году 36-летний поэт Анри Волохонский, наслушавшись «Лютневой музыки», написал на мелодию «Канцоны» стихотворение «Рай», наполненное библейской символикой: здесь и Небесный град Иерусалим, и орёл, и телец и лев. Красивое выражение «Исполненный очей» перешло в текст прямо из Книги пророка Иезекииля.

Этот человек вообще загадка и о нём можно почитать много интересного



Анри Волохонский. Русский поэт, прозаик и переводчик, драматург, философ, учёный-эколог.

Вот несколько цитат о нём из сети:

«Именно он написал стихотворение под названием «Рай», которое три с половиной десятилетия назад в завораживающей обработке БГ зазвучало из всех утюгов. Да и сегодня его слушают со смартфонов, поют в подземных переходах и на скамейках, на неформальских тусовках и кухонных застольях.«

»Учась в школе, он проявлял большой интерес к химии и поступил в Ленинградский государственный химико-фармацевтический институт, а после получения высшего образования окончил аспирантуру Института озёрного рыбного хозяйства. Затем несколько десятилетий трудился в различных областях химии и экологии, изучал животный и растительный мир водоёмов в СССР... Писал научные публикации про рыбохозяйственное изучение внутренних водоёмов, генетический код водных организмов, дефицитность биогенных элементов, водный биотоп озера Кинерет, а также экосистемы Средиземного моря.«

»С 1950-х годов он стал писать стихи и за свою жизнь создал сотни произведений - от миниатюр, до поэм - с переплетением иронии, мифологии и эпических нот. В некоторых текстах Волохонского-учёного звучала его профессиональная тематика: «Пою на флейте галилейской лютни / Про озеро похожее на скрипку / И в струнах голос друга или рыбы / Да озеро похожее на птицу / О озеро похожее на цитру / Над небесами где летает небо / Там голубая рыба или птица / На берегах мой друг доныне не был».

«В 1960-е поэт и исследователь стал заметным деятелем ленинградского андеграунда. ...Волохонский возникал «тенью за каждой значительной фигурой» Северной столицы, и ни один из поэтов того времени не повлиял на творчество Анри, поэтика которого - «это следующая ступень по линии Хлебников - Введенский».

Маленький, чёрненький, похожий на Мефистофеля, с хамелеоном на плече, он изучает на берегу Тивериадского озера свой фитопланктон. Каббалист, мистик, знаток древней Греции и Eгипта, иудей и христианин, гениальный поэт, автор теософских трактатов и трактатов о музыке, исследований о свойствах драгоценных камней

«В его поэзии сочетаются элементы философской лирики, разнообразные историко-культурные ассоциации и усложненная символика, опыт футуристов и обэриутов. М. Мейлах пишет: «Начало его было превосходно, а каждый следующий шаг был шагом вперед. Волохонский начал создавать русскую метафизическую поэзию. Нечто подобное (несколько позже начав) делал и Бродский, но экзотерически, тогда как поэзия Волохонского принципиально эзотерична». Дж. Янечек: «Волохонский - человек Возрождения. Как дома он чувствует себя в науке и поэзии, в мире классическом и футуристическом <...> Он редкий знаток мировой культуры, использует ее символику и атрибуты с такой естественностью и артистизмом, как никто другой <...> При этом он носит мантию эрудита с улыбкой подкупающего простодушия».

Одно из последних интервью у Волохонского взял латвийский философ Арнис Ритупс. Говоря о каббалистическом трактате «Сефер Йецира» (о чем ещё говорить двум философам?), Ритупс спросил, чему научила Волохонского эта книга, и Анри ответил, что благодаря ей он пришёл к «свободе от высказывания»: «То есть нет вот этого - “слова, слова, слова”и “СЛОВА! СЛОВА! СЛОВА!”. Этого нет. Ни того, ни того. Все - обман». «Мысль изреченная есть ложь?» - уточняет Ритупс. «И неизреченная, как мы видим, тоже», - поясняет Волохонский.

«Всё - чудо», - говорит Анри Ритупсу на несколько строчек ниже. «Сплошное чудо».



Умер 8 апреля 2017 года  в возрасте 81 года в Германии. Этот волшебник хотя бы получил премию Андрея Белого за выдающийся вклад в развитие русской литературы после того как в 2012 году российское издательство «Новое литературное обозрение» выпустило трёхтомник Волохонского. Ещё в 2016-м в Москве вышли две его книги - сборник переводов богослужебных текстов и псалмов с церковнославянского на русский

Казалось бы такие разные 2 незнакомых человека случайно создали песенку которую все напевают и благодаря которой возможно кто-то заинтересуется их трудами и продвинется на ступень выше в своей эволюции. Стоит ли благодарить за это Гребеньщикова? Не знаю. Но вот например Елена Камбурова в отличии от него не меняла ничего ни в названии ни в тексте Волохонского и песня сохранила свой смысл. Хотя... вот послушайте она поёт «Над твердью голубой...» А может и Волохонский написал на самом деле «Над сводом голубым...»? Ведь он то читал и переводил библейские тексты напрямую с оригинала

image Click to view



А в тверди голубой горит одна звезда

Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.

Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,

Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.

творчество, мифология, магия, СССР, музыка, библия

Previous post Next post
Up