Горсть земли родной

Jun 04, 2019 14:22

Задумалась я как-то, что за традиция такая? Бросают в могилу горсть земли вроде до сих пор, но ведь раньше носили в ладанке на шее, особенно отправляясь в дальние края надолго. То что это чисто энергитическая защита или средство самовнушения меня не совсем устроило и захотелось разобраться во всём этом. Итак что я нарыла:

""Родная земля потому является родной, что человек с рождения настроен на вибрации, свойственные именно этому месту.. . потому на чужбине человеку всегда "не по себе"... потому раньше люди, отправляясь в дальние путешествия, брали с собой горсть родной земли... потому и принято класть на могилу, если она на чужбине, горсть родной земли..."



"Целительная сила родной земли обнаруживалась в русском обычае брать с собой

горсть земли в случае дальнего переселения или путешествия. Это не просто символика. В конце прошлого века из одной Орловской деревни 24 семейства переселялись в Томскую гу-

бернию, в Сибирь. Каждая семья взяла с собою несколько горстей родной земли. Один пере-

селенец это мотивирует: «Может случиться, что на новом месте мы попадем на такую воду,

которая для питья не годится, - так мы положим в воду нашу землю, вода и станет вкусной».

Случалось, горстку земли зашивали в сумочку с ладаном (в ладанку) и носили ее вместе с крестом на шее. Этим путем можно избавиться от тоски по родине, а также от болезни.

Другой прием: приезжая на чужбину, человек высыпал на землю горстку родного песку и, ступая по нему, приговаривал: «по родной земле хожу». При этом твердо верят, что, взяв землю с собой, не будешь болеть и скучать по родному дому. " (128 Федотов, с. 79. 129 Максимов, с. 252. 94)"

Последний это и есть метод самовнушения или суггестии. Ну почему бы и нет?

"Ещё в старину при переездах на новое место брали горсть земли со своего старого дома.
а при строительстве нового дома эту горсть высыпали - как будто к себе на родное место возвращались, уже не на чужбине строились."

Почемуто вспомнился случай, где мать смертельно раненного солдата, приехала в госпиталь отпаивать своего сына настоенной на родной земле воде и он выздоровел. Непомню где читала - давно это было. Но сама на себе постоянно испытываю чай из наших деревенских трав когда болею заграницей, выздоравливаю намного быстрей

Ещё из разных комментариев:

"Да, в старину часто брали с собой горсть родной земли. Приписывали родной земле магическую силу. Это из языческих верований, когда земля отождествлялась с женским началом. Иногда при помощи родной земли снимают даже порчу."

"Мы переезжали за 2 тысячи км от своего дома, мама мне тоже положила горсть родной земли. Знаете, когда мне очень и очень плохо и грустно, я беру этот платочек с землей и просто держу в руке. Мне становится легче, возможно, это просто самовнушение, но мне помогает пережить трудные минуты. Помните в мультике "Илья Муромец и Соловей Разбойник" Алена тоже бегает за Ильей, чтобы отдать ему горсть земли Русской, Илье она силу придавала"

"Мать сыра земля - Согласно народным представлениям одна из основных составных частей мироздания (вместе с водой, воздухом и огнем) .
Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природы, поэтому ее и уподобляли женщине. Оплодотворенная дождем земля давала урожаи, кормила людей, помогала продолжить род. Поэтому в заговорах часто употреблялась формула: "Земля - мать, небо -отец", например: "Гой еси, сырая земля, матерая! Матери нам еси родная, всех еси нас породила".

"Земля считалась ценным ингредиентом для колдовства - щепотка земли с могилы могла как навести порчу, так и помочь снять её, а узелок с родной землёй заменял путешественникам талисман на удачу. Некоторые колдуны советовали носить с собой в ладанке землю с могил родителей - якобы, это отгоняет тоску и не даёт подобраться злым силам.

Немало интересных обычаев было связанно с поеданием земли. Обычно её ели для того, чтобы стать единым с божественной сущностью и получить поддержку сверхъестественных сил."

"преступник, поклявшийся на мирском суде в собственной невиновности и съевший горсть земли, получал оправдательный приговор. Немногие находили в себе смелость врать под присягой, данной самой Матери Сырой Земле: страх наказания свыше был намного сильнее страха перед приговором человеческого суда.

Также землю ели русские воины перед битвой, чтобы получить поддержку сверхъестественных сил. Существовало стойкое поверье, что горсть земли хранит от вражьего железа и придаёт сил в бою - как древнему богатырю-пахарю Микуле Селяниновичу.

Кроме того, известны случаи поедания земли в лечебных целях. Например, существовало поверье, что можно излечить болезнь, если прочитать молитву и съесть щепотку земли с места, где впервые почувствовал себя плохо.

В девятнадцатом веке в Псковской губернии было отмечено использование земли во время обряда нецерковного венчания. В то время существовало неписаное правило, согласно которому земельный надел отходил общине после смерти владельца и венчания единственной в семье дочери. Терять собственный участок никто не хотел и хитрые крестьянки изобрели альтернативу «официальному» православному венчанию. Церковная традиция очень интересно смешалась с языческими верованиями: молодожёнов ставили на колени перед иконами, после чего они молились, читали клятвы и ели землю для того, чтобы скрепить союз. Отношение к подобному «браку» не было предвзятым - наоборот, местные считали, что всё в порядке и вполне законно.

Однако не всегда поедание земли было добровольным. Например, во время страшного голода в Поволжье в начале двадцатых годов двадцатого века люди были вынуждены питаться глиной с сапропелями - отложениями, состоящими из перегноя, планктона и остатков растений."

"Обряду прощения подвергались те, кто надорвался, при параличе (известном под названием «притки»). Предусматривалось обрядом ходить на место, где случилось несчастье, подряд три зари, три раза кланяться в землю и каждый раз приговаривать: «Свято место, прости меня, Христа ради». Обратно же надо было возвращаться домой, не оглядываясь назад."

«С XIV века известен обычай новгородских стригольников, позднее распространившийся и существующий по сей день среди старообрядцев-беспоповцев, исповедать грехи земле. Согласно этому обычаю, исповедник становится на колени, наклоняется к земле и перечисляет грехи, прося у земли прощения». В XIX веке усть-цилемские старообрядцы на приглашение православных священников исповедоваться отвечали: «Мы исповедуемся Богу и матери сырой земле» или «Я приложу ухо к сырой земле, Бог услышит меня и простит».

Приписывание земле свойства освобождать от грехов отразилось и в обычае «прощаться» с землей - просить прощения у земли перед смертью. В ряде местностей ходили «прощаться» с землей, чтобы излечиться от болезни, приставшей где-нибудь в дороге, или от ушиба. Заболевший отправлялся на перекресток или на то место, где случилось несчастье, и говорил: «Прости, мать-сыра земля, в чем я тебе досадил!»

"В Олонецкой губернии принято было брать землю с того места, где ушибся человек, зашивать ее в тряпочку и носить у нательного креста трое суток. Затем землю в тряпочке опускали в котел с водой, кипятили и окатывали больного, а землю относили туда, где взяли. В этой же губернии землю носили при себе для ограждения от опасностей"

"Песок, взятый с могилы никем не оплакиваемого покойника, сыпали за ворот рубашки страдающего бессонницей. Могильная земля использовалась и в качестве магического средства от лихорадки: «Потихоньку от больного идти на кладбище, отсчитывать от первой могилы, какая попадется, девять могил, с девятой могилы взять земли, завязать в три узла и надеть на больного так, чтобы он не знал. После 12 дней снять, и лихорадка бросит».

Обладая особой силой, земля с могилы «умерщвляет болезни лучше любой другой, но она же опасна для живого человека», и может использоваться во вредоносной магии. В народе верят, что, подбросив в чужой дом земли с кладбища, можно извести всех его обитателей.

Землю с могилы тайно берут с собой на суд, чтобы «нейтрализовать» судей и противную сторону: «На суд вот идешь - берут из кладбища землю, с могилки, кладут ее в карманчик, когда кто идет на суд, и тогда замиряются вопросы, но землю бери из свежей могилки и говори три раза: "Все вопросы утихаются, другие не загораются"» (ср. в этой связи такой, например, текст заговора к власти: «Царь славы и я царя не боюся и я царя не блюдуся как у мертвеца сердце не взрыдает и руки не подымаются, как от земли суда нет так бы у судей серцы бы не взрыдало и руки бы не подымались на меня раба Божия имярека аминь»."

Вот здесь ещё множество обрядов с использованием земли с кладбища http://pravoslavie.by/page/chudotvorna-li-zemelka-s-mogilki

А здесь разсказ "Горсть родной земли" https://www.proza.ru/2013/05/08/1358

Род, магия, мать, Родина, земля, здоровье

Previous post Next post
Up