May 09, 2020 18:15
Вопрос о сроках ухода Путина не только интересный, но и весьма давний. Если сложить вместе все уже минувшие и планируемые после «обнуления» сроки действующего Президента, получится, что дольше него правили за ВСЮ историю существования нашего государства только: кн. Владимир Святославич, Иван III, Иван IV и Петр I (и то если учесть годы формального царствования совместно с братом Иваном и при регентстве Софьи).
Однако, гораздо важнее - почему этот обсуждаемый десятилетиями вопрос только сейчас стал не отвлеченным, а действительно актуальным?
Дело в том, что речь сейчас идет не только и не столько о личности. После крушения сначала 300-летней Империи Романовых, а затем - Советского Союза в стране, по сути, в завершенном виде сформировалась новая политическая, экономическая и социальная система. Это важно. Потому что любая страна основана на системе ценностей (в том числе - идеологии и религии), которую разделяет большинство, на экономике и социальном устройстве. И именно совокупностью этих факторов и определяется прочность системы.
И если смотреть на систему современную нам - выглядит она крайне слабо. Объединяющей системы ценностей нет как таковой. Свобода и демократия воспринимаются как пустые слова, в хоть какую-то правильность и «позитивность» который не верит вообще никто. По сути, система оформилась просто как единственный видимый выход из пропасти «святых 90-х», когда большинство людей от ужаса происходящего готово было цепляться за любую соломинку. И даже рассмотрение этой соломинки в дальнейшем и осознание всей ее непрочности долго не давало бросить ее из-за того самого ужаса пережитого (поэтому Путин и через 20 лет умудряется успешно повторять со страшными глазами это «волшебное слово» - «девяностые»). В принципе, отсутствие «девяностых» это и есть единственная «ценность» и «идеология» системы, которую по возможности разбавляют то патриотическими песнями и парадами, то «либеральными» высказываниями. Поэтому Путин так усиленно и старается найти какие-то «духовные скрепы». Но - не найдет, ибо для этого он должен бы сформулировать хоть какие-то цели и задачи, кроме обогащения своих многочисленных «друзей и знакомых кролика». А он шел к власти именно за этим - иначе ему нет смысла оставаться у власти от слова совсем.
Что касается экономики и социального устройства - все еще проще. Каждый видит это собственными глазами. Вместо индустрии, выпускавшей пятую часть мировой промышленной продукции, построена «экономика трубы», когда мы просто вывозим нефть, взамен завозим китайский ширпотреб и считаем это счастьем. При этом благосостояние было резко перераспределено в пользу одного процента самых богатых, которые получили действительно невиданную ранее нашей элитой роскошь, сравнимую по стоимости с бюджетами целых регионов.
Но прочность такой экономики, позволяющей бедному большинству покупать тот самый дешевый ширпотреб и, платя ипотеку, вроде бы вполне сносно существовать, определяется лишь флуктуациями графика цен на нефть! И индикаторы котировок мировых бирж при такой модели одновременно являются и индикаторами прочности всей системы. Даже далеким от экономики людям уже очевидно, что российская нефть становится все менее востребованной на рынке, а использование альтернативных источников энергии и разработки сланца по всему миру окончательно вытеснят нашу «энергетическую державу» с рынков в перспективе ближайших нескольких лет. И «возня в песочнице» с Саудовской Аравией в попытке поделить рынок никак не поможет что-то сделать с тем фактом, что сам этот рынок стремительно утрачивает свое некогда определяющее для мировой экономики значение. А значит, за изобилие «китайского ширпотреба» нам больше нечего предложить миру.
В принципе, эта система «дышала на ладан» еще 10 лет назад, но монополия на СМИ и «зачистка» политического поля еще позволяли «продавать» массам идеи вроде то «Плана Путина» (помните такой?), то «экономического рывка». Уже к 2011 это перестало работать от слова совсем, и начались видимые всем подвижки в массовом сознании, вылившиеся в столкновениях в центре Москвы. Однако, тогда систему спасли две вещи:
1) Рост цен на нефть. Доходы населения реально росли, и кроме фактов вопиющей коррупции (помните - «Партия жуликов и воров»?) и осознания несправедливости, ничто не толкало обычного работающего человека к тому, чтобы оставить весь клубок личных и ситуативных проблем («да, воруют, но если хорошо крутиться, можно заработать, взять ипотеку, а там…») и пойти протестовать против каких-то кажущихся абстрактными явлений вроде той же коррупции. У нас до сих пор модно говорить: «я не интересуюсь политикой, мне есть, чем заняться».
2) Крым и майдан, ставшие реально "спасательным кругом" правящей элиты. Видео горящих покрышек, боев в центре Киева, да еще в интерпретации Соловьева и Киселева, окончательно выбили почву у оппозиции. Людям стало страшно. К «вы что, хотите в 90-е» добавилась свежая струя (превратившаяся в поток) пропаганды в стиле «вы что, хотите как на Украине». ГосСМИ развернули многолетнюю (!) истерию с «антимайданными» шоу, ставшими главной скрепой режима. Удивительно, но на ней он держался годами даже на фоне начавшегося спада в экономике, когда люди стали с удивлением обнаруживать, что рост их доходов прекратился, а затем, по отношению к ценам - стал ощутимо падать. А мода на «интерес к политике» - соответственно возрастать.
Вот и вся стабильность. На самом деле, как ни удивительно, она давно ходит на лезвии ножа, и могла легко обрушиться при любом другом раскладе - начнись раньше падение цен на нефть или позже майдан на Украине.
Когда же?
Любой власти не может везти бесконечно. В начале этого года начался настоящий «идеальный шторм», который в один момент выявил сразу все скопившиеся дыры и течи сложившейся системы. Сжимающаяся сырьевая экономика столкнулась с масштабным падением цен на нефть, причем возникшим по вине самих же властей, «заваливших» сделку с ОПЕК. Оптимизированная медицина - с пандемией, в борьбе с которой, несмотря на месяц «форы», нас умудрились вытащить уже на второе место в мире по числу диагнозов в сутки, в разы обойдя ту же Италию, которую столь недавно с такой гордостью «спасали». И все прекрасно видели, как мучительно власти вместо принятия мер метались в попытках все же провести свои «поправки в Конституцию», и как в последний момент бросили все на «борьбу с вирусом», оставив умирать всех, кто болен другими серьезными болезнями. Недавно с гордостью отсылая самолеты с помощью в Италию и США, теперь мы, в отличие от последних, оказались не в состоянии помочь ни гражданам, ни бизнесу, вводя для оставшихся без денег людей лишь штрафы за отсутствие маски и перчаток. При этом откровенная растерянность и неспособность управлять в кризисной ситуации со стороны «великих опытных управленцев» уже бросается в глаза даже самым лояльным. Чего стоят только «собянинская ходынка» в метро при введении пропусков и массы роликов с пенсионерами и одиночками, которых зачем-то тащит в машину толпа росгвардейцев.
Весь этот «идеальный шторм» наложился на уже существовавший кризис падения доходов, который и так периодически вызывал желание порассуждать о политике и власти даже у самых аполитичных людей. Вызванные сжатием сырьевой экономики потуги властей «сбросить балласт» в виде старых и больных окончательно обрушили рейтинг уже не «Единой России», а лично Путина. Пенсионная реформа стала первым событием, когда люди, обычно в массе своей полностью игнорирующие любых «собирателей подписей» у метро, реально разворачивались и шли стоять в очереди, лишь только слышали, что собирают против пенсионной реформы.
По действиям властей уже сейчас заметно, что они реально боятся потерять нити управления страной. Даже в условиях каратнина «прорывает» то в Северной Осетии, то прямо в Москве, где задерживают даже действующих депутатов. Казалось бы, почему в этих условиях нельзя хотя бы немного умерить свои аппетиты и, по крайней мере, не злить людей перекладыванием плитки, одновременно крича о необходимости максимальной самоизоляции? Ответ - в этом весь смысл всего их пути к власти. Они туда пришли, чтобы пилить, и будут бороться за это до конца. Это тоже важно.
Когда придет этот самый «конец» и в какой форме? Когда-то Ленин свой доклад о революции 1905 года, завершил словами: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции». Доклад этот был прочитан Лениным 9 (22) января 1917 года. Ленин был человеком, мягко говоря, кое-что понимавшим в механизмах революции, и посвятил ей не только теоретические работы, но и всю свою жизнь. Мало кто предвидел и 1917, и 1991. Но именно сейчас сложилась ситуация, когда доходы не растут, как это было во времена Болотной, а резко падают, люди массово остаются без работы и средств к существованию. Именно сейчас сложился максимальный за 20 лет кризис доверия, когда даже собственного круга общения хватает, чтобы легко понять отношение общества к происходящему. И «идеальный шторм» в виде обрушения экономики, пандемии и окончательного краха суррогатной идеологии, основанной на страхе людей перед «90-ми» и «как на Украине», по сути, уже привел к пресловутой «революционной ситуации». Выборы в Москве показали, что у власти там давно и прочно нет большинства. Лишь через массовое снятие кандидатов и еще более массовые задержания простых людей они продавили себе формальное "большинство" в Мосгордуме. И следующая попытка где-то «нажать» на массы (будь то попытка заставить рабочих и бюджетников проголосовать за «обнуление» или такое же продавливание результата на выборах осенью) имеет куда более высокие шансы стать катализатором протестов масштаба, достаточного для перехода части элит на сторону оппозиции (привет г-ну Кудрину, сразу после своей отставки выступавшему на митингах против Путина). Со всеми вытекающими...
демократия,
Путин,
государство,
курс доллара,
авторитаризм,
протест