Никак не возьму себе за правило записывать впечатления после спектакля, пока они еще свежи.
Несколько дней назад мы ходили на третий премьерный показ балета «Баядерка» в постановке Макаровой в «Стасике». Из-за того, что один из солистов поучил травму(Дмитрий Соболевский), составы на три проказа были не утверждены до последнего дня. В результате, в первый день танцевали Сомова-Полунин-Микиртичева, во второй- Оль-Величко-Кардаш, и в третий, наш день, - Шапран-Полунин-Сомова.
Не могу сказать, что я смотрела балет не предвзято: я видела версию Большого и читала обсуждения на балетном форуме. С какими-то отзывами я могу согласиться, с какими-т о нет.
Согласна, что версия в Большом смотрится органичнее- очень тяжелые декорации в Стасике «съели» пол сцены и давили на меня, как на зрителя. С другой стороны, они обеспечивают большее погружение, чем в Большом. 5 страниц на балетном форуме обсуждают пандус в выходе Теней! Честно говоря, меня не сильно смутило то, что Тени выходят из-за куста, а не с гор и пандус короче. Собственно, из придирок все(есть про Полунина, но об этом потом)!
Теперь о хореографии. Как танцевал кордебалет!!! Я бы даже сказала, что этот балет делает кордебалет. Акт Теней был на высоте- 32 балерины не только синхронно двигаются, но и «дышат» руками. Захватывающее зрелище. Даже, не смотря на кустики. В общем, кто считает, что «Лебединое озеро»-это самая красивая классика в пачках- это вы еще акт Теней не видели! Тем более, он практически не изменен во всех мировых постановках. А вот состав солистов у меня вызвал недоумения. На мой взгляд, на фоне взрослой Сомовой и фактурного Полунина Кристина Шапран(танцевала Никию) смотрелась как маленькая девочка-гимнастка. У неё очень красивые линии рук, движения руками, повороты. Но вот общая фигура смотрится лет на 15 младше Сомовой. Как-то не органично. От Сергея Полунина в роли Солора я ожидала большего. Рядом с двумя дамами, выясняющими отношения, он смотрелся как-то потеряно, зато, когда на сцене его оставили одного, он превратился в того Полунина, которого я видела в «Коппелии», со своими коронными прыжками и амплитудами. Мой муж даже спросил, не дает ли С.П. сольные концерты.
От советской версии постановка Макаровой отличается наличием третьего акта, во время которого происходит свадьба, разрушение храма и воссоединение душ влюбленных. Акт маленький-пол часа. С одной стороны, логическое завершение сюжета. В другой стороны, Точка всегда упрощает. Да и от театра такого технического уровня зрители ожидали иного разрушения храма, чем камнепад, проецируемый на сетку.
В общем, это не лучший балет Стасика, я ожидала большего. Но, в моем личном рейтинге, он стоит выше таких балетных столпов как «Лебединое озеро» и «Жизель». Поэтому, если вы не готовы выражать своё фи по поводу наклона и длины пандуса, обилию страз в костюме Гамзатти и не настоящему тигру в сцене охоты- вы можете идти на этот балет, должно понравится.