Бункер (реж. Оливер Хиршбигель, 2004)

Dec 01, 2010 21:29

Оригинальное название фильма Der Untergang было бы логичнее перевести как "Падение", "Крах", и это бы более точно соответствовало содержанию фильма о последних днях Гитлера и вермахта перед капитуляцией, но в российском прокате решили иначе. Итак, "Бункер".




Фильм начинается и заканчивается документальными кадрами интервью одной из секретарш Гитлера Траудль Юнге. В работе над фильмом использованы материалы из книги немецкого историка Иоахима Феста "Гитлер и конец Третьего рейха", автобиографии реальной Траудль Юнге, которая умерла незадолго до премьеры фильма в 2002 году. Собственно, художественная часть фильма и повествует о ее работе на фюрера и о последних днях верхушки Третьего рейха в бункере.




Нет одной сюжетной линиии или одного главного героя - зрителю дают наблюдать за всеми действующими лицами. Здесь и отношения Адольфа с Евой, каждый из которых предан своим идеям: Гитлер национал-социализму, Браун - мужу ("Как я могу его убедить, ведь он фюрер"), и поведение германского генералитета, и безумие последних дней перед капитуляцией, и фанатичное семейство Геббельсов, перед собственным самоубийством уничтожившее своих шестерых детей. Кстати, эта сцена, в которой Магда Геббельс одного за другим отравляет своих спящих детей - одна из самых тяжелых в фильме. И тем страшнее понимать, что это сделала не истеричная испуганная женщина, а любящая мать, глубоко убежденная, что у ее детей нет будущего и они не должны жить в стране, где не будет национал-социализма. Неоднозначен персонаж врача Эрнста Гюнтера Шенка, который действует согласно врачебной этике, но при этом является полковником войск СС. Подростки и дети, которые вышли с гранатами на защиту Берлина, и предпочли умереть, но не быть побежденными. Образ русских солдат - это лишь обезличенный образ противника. Но врага да такой степени, что Траудель предупреждают о такой детали, как не смотреть им в глаза.




В целом получается большой и сложный клубок судеб и убеждений разных людей накануне краха. Ужасы войны, принципиальность фюрера и сомнения подчиненных, характеры офицеров, солдат, жителей показаны через силу влияния абсолютного зла иделогии фашизма, и от силы воздействия этой годами проводившейся идеологической обработки людей делается сташно.

Казалось бы, в кинематографе уже все сказано об этой  войне, и делать что-то новое на эту больную тему не за чем. Да и неблагодарное это дело - ТАК показывать метания и человеческие качества лидеров фашизма, что в других обстоятельствах воспринималось бы как героизм и бесконечная преданность своим идеалам. В фильме и Гитлер не отталкивающе уродлив, и чета Геббельсов ведет себя как истинные патриоты, и полковник СС до конца остается врачом, и генералитет такой интеллигентный и приятный в общении. Как люди, совершившие столько преступлений, что хватило омыть целый мир кровью - они достойны вечного презрения. В то же время в фильме  все они показаны как личности, не сломавшиеся перед поражением и достойные как минимум чуточку уважения. В конце фильма сама Траудль Юнге в течение 3 минут каялась, но что может заставлять человека 3 года служить монстру, кроме искренних убеждений и веры, которые невозможно поменять за 3 минуты? Такое ощущение, что авторы фильма делают некий акцент на возможность возрождения арийских идей, т. е., как бы 4-го рейха. Неподготовленный зритель, особенно дети, может именно так воспринять фильм, и в этом его опасность.

Главный вопрос: так зачем же сняли такой фильм?  Если исключить всю искусственную документалистику, то в фильме важно только поведение людей в момент краха, уничтожения всего того, во что они верили. Поразительно, как начинают вести себя люди в критической ситуации, когда конец неизбежен. В такие моменты и можно определять преданность идее, за которую ты борешься.  Гитлер начинает вести себя как наивный подросток, отягощенный болезнью Альцгеймера. Он - идеолог, и для него нет ничего страшнее, чем видеть, как рушится всё то, что он десятилетиями создавал, понимая при этом, что все потеряно. Его речь похожа на безумный бред, ему кажется, что все его предали, никто не выполняет его приказов, он не допускает мысли, что войска Германии уже не в состоянии дать отпор. И как капитан тонущего корабля (помните "Титаник"?) уходит с ним под воду, потому что не видит для себя другого выхода. На примере Третьего рейха полностью раскрыта проблема падения идеологии и любого государственного строя.

Кино

Previous post Next post
Up