Наследие великого Леонардо да Винчи по-прежнему будоражит мир искусства. 27 сентября в Женеве международные эксперты намерены обнародовать доказательства существования еще одного варианта знаменитого шедевра мастера - "Моны Лизы", так называемой "Айзелуортской Моны Лизы"
По информации британской газеты "Дейли мейл", представлять картину должен известный российский шахматист, экс-чемпион мира Анатолий Карпов. Но сам шахматист сообщение опроверг, сказав лишь, что картину видел, и она произвела на него неизгладимое впечатление.
По версии специалистов "Фонд Моны Лизы", а именно они настаивают на подлинности второго полотна, "Айзелуортская Мона Лиза" - это первый вариант портрета, написанный Леонардо в 1503 году. Знаменитое полотно "Джоконда", как его еще называют "Мону Лизу", хранящееся в Лувре, создано на 16 лет позже.
В самом появлении новых произведений известных мастеров ничего экстраординарного нет, тем более когда речь идет о Леонардо. Так считает, например, специалист по эпохе Возрождения Ольга Назарова:
"Проблема с Леонардо как раз в том, что у него всегда было очень много помощников. Помощники регулярно участвовали в творческом процессе, а его работы многократно копировались - и при жизни, и после смерти. Поэтому доказать, что это именно Леонардо, очень непросто. Конечно, очень соблазнительно получить еще одно достоверное произведение Леонардо, потому что даже страшно подумать, за какие деньги его можно продать! И, конечно, есть исследовательский азарт, ведь для современного ученого обнаружить еще одно творение Леонардо - все равно, что найти чашу Грааля".
Современные методы экспертизы откровенную подделку выявляют легко. Но бывают гораздо более тонкие ситуации, когда речь идет не о подделке, а о работе помощника автора, созданной по его рисунку, или о совместном творчестве. В вопросе атрибуции важно все, включая документы, письма и главное - происхождение произведения искусства. Идеально, когда история прослеживается вплоть до момента его создания, но так бывает редко.
О "Айзелуортской Моне Лизе" стало известно в середине XIX века, и до 1914 года полотно хранилось в поместье английского аристократа. Потом картину купил художник Хью Блейкер, а спустя полвека продал ее американскому коллекционеру Генри Пулитцеру. Вот он-то и провозгласил ее вторым портретом "Джоконды". Но специалисты сочли его заявление ложным, обвинив в корыстных соображениях. И вот еще через 50 лет история опять напомнила о себе. Российский искусствовед Алексей Лидов, эксперт ЮНЕСКО, в чудо верит мало:
"История вокруг "Айзелуортской Мадонны", или "Моны Лизы", немножко напоминает мне перформанс в духе танцев на льду. Совершенно понятно, что эта история не про искусство и не про Леонардо да Винчи. Она про очень большие деньги, поскольку до последнего времени большинство экспертов считали, что "Айзелуортская Мона Лиза" - это список, современный Леонардо или созданный через какое-то время после его смерти. Но разница между списком и оригиналом конкретизируется в сумме порядка ста миллионов долларов, если не больше. И очевидно, что вся эта шумиха создана для того, чтобы максимально выгодно продать это полотно".
http://rus.ruvr.ru/2012_09_27/Novaja-Mona-Liza-sensacija-ili-zabluzhdenie/Poll Новая «Мона Лиза»: сенсация или заблуждение?