Есть такие мнения ...

Mar 18, 2006 10:49

"Ты, конечно, заметил, что влетевшие в последние годы в издательский бизнес господа ровным счетом плевать хотели на автора. Зачем нам автор? Нам нужны деньги! Автора мы придумают сами.
“Вот ты, который с челочкой, иди сюда! Писать умеешь? Хорошо. Как твоя фамилия? Слабовато… Ну, ничего, исправим. Обреешь голову и будешь Снопофф. А какую бы ты хотел? Херофф? Пока не дорос. Оправдаешь Снопоффа, будешь Хероффым.
А вот ты, бледноногая, хочешь в писательницы? Ах, ты юноша? Ничего, расширишь ориентацию. Фамилию не спрашиваем, будешь Дуней Копейкиной. Соавтором у тебя будет - Дэн Фрэй Мугли, чернокожий гермафродит, ребенок вождя африканского племени, учившегося в советском ветеринарном институте. Не волнуйтесь, писать за вас будут другие, ваше дело - тискаться в телевизоре и жаловаться на запрет свободной любви. Будете авторами школьных романов про свободную любовь в тоталитарном обществе. Серия будет называться “Большой секс в маленькой школе”. Перевод на все европейские языки обеспечен!”
Вот такая дурь вполне по душе современным издателям. И что ни год, то новые имена крупным шрифтом. Что у вас в Москве, что у нас в Питере: Стогофф! Макс Фрай! Сорокин! Уродофф! Повыпендриваются, как муха на стекле, и пропал автор. В лучшем случае, запустят книжный проект по второму кругу: “Не Уродофф”. Кстати, не удивлюсь, если “Большой секс в маленькой школе” подхватят, напишут и выпустят уже в этом году, назвав культовым романом, а его авторов - знаковыми или харизматическими. Как не вспомнить стопку чистых листов бумаги, которую признали за гениальный роман всех времен и народов, из “Козленка в молоке” Юрия Полякова? А ведь автор угадал нынешнюю ситуацию на сто двадцать процентов!
Этим с позволения сказать издателям кажется, что великая русская литература, задавленная цензурой и идеологией, все предыдущие годы лишь блукала в потемках, пока они не взяли ее в оборот и не заставили шагать, широко раздвигая ноги, навстречу общечеловеческим ценностям..."
© Дмитрий Каралис. Из статьи "Грибной царь. Из писем московскому другу" ("Нева", 2006, №2) о книге Юрия Полякова "Грибной царь. О жизни и 36 часах почти одинокого мужчины"

"Знаете, как бывает у палатки с кассетами - говоришь: "Есть у вас что-нибудь интересное?" А тебя из дырки спрашивают: "Вам шо? Трыллер? ДетЕхтив?" При рыночном регулировании культуры весь плюрализм быстро сводится к трем-четырем полкам супермаркета с бирками "детектив", "триллер", "эротика" и "для детей". Писатели перестают производить что-то другое, потому что все остальное требует значительного труда, который никак не вознаграждается. Если подсадить все село на героин, завозить в него что-нибудь кроме героина станет экономически нецелесообразно. С другой стороны, если организовать культуру на каком-нибудь другом принципе, кроме рыночного, из подвалов сразу полезет такая мразь, начнется такое, такое... По мне, лучше уж безличная пошлость рынка, чем личная пошлость множества конкретных людей из дотируемого культурного истеблишмента, то есть мафии. Все равно хорошие книги будут появляться, потому что в этом мире действует много других законов кроме спроса-предложения. Раньше хорошие книги появлялись вопреки развитому социализму, теперь они будут появляться вопреки рынку, вот и все".
© Виктор Пелевин

См. также:
Борис Дубин. "Между каноном и актуальностью, скандалом и модой: литература и издательское дело в России в изменившемся социальном пространстве" - "Неприкосновенный запас", 2003, №4.
Борис Дубин. "Читатель в обществе зрителей" - "Знамя" 2004, №5.
Вадим Нестеров ( vad_nes ) о IV съезде Российского книжного союза и ситуации на книжном рынке :
"Книжный рынок - песец подкрался незаметно".
"Надпись на книжном магазине: "Только для бедных"
Интервью Бориса Дубина об исследовании чтения в современной России, обнародованном на IV съезде Российского книжного союза.
Previous post Next post
Up