К дебатам о фашизме.

Jun 16, 2004 00:16


Андреас Умланд. "Современные концепции фашизма в России и на Западе" - «Неприкосновенный запас» 2003, №5(31). Весьма подробный обзор современных исследований проблемы. Рекомендуется в порядке введения в тему.
Вольфганг Випперман. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982. - Новосибирск , Изд. "Сибирский хронограф", 2000. Весьма информативное историческое исследование.
Александр Тарасов. "Фашизмов много, и чем дальше, тем они все менее отличимы от "обычного капитализма".
Известный "левый" аналитик о современном фашизме. Небесспорно.
Александр Мелихов. "Кто такие фашисты и как с ними бороться?" "Простой человек" как массовая база фашизма и угроза демократии.
Г. П. Мурашко. "К дискуссии о типах тоталитаризма" - - "Вопросы истории", 2000, # 6, cтр. 107 -112 (zip-архив)
Фашизм как болезнь общества. (стенограмма лекции ветерана Великой Отечественной войны, доктора исторических наук, профессора, руководителя Центра теории политологии Института сравнительной политологии РАН, главного научного сотрудника Института социологии РАН Александра Галкина, прочитанной 4 мая 2004 года в клубе - литературном кафе Bilingua в рамках проекта "Публичные лекции Полит.ру").
Обзор дискуссий 1993-1999 о фашизме в "Русском журнале"
"Заложенные еще советской пропагандой модели восприятия фашизма составляют в нашем обществе предмет широкого и устойчивого консенсуса. Несмотря на это, речевой обиход 90-х придавал слову диаметрально противоположные значения в зависимости от политического контекста. На языке "лево-патриотических" сил "фашизм" - как синоним бесчеловечной оккупации - служил обличению ельцинского правящего либерализма; на языке "демократических" риторов "фашизм" - как синоним тоталитаризма - маркировал коммуно-патриотическую оппозицию. Подчеркнутое безразличие к оттенкам внутри "тоталитарного" лагеря "демократическая" общественность выразила рожденным в ее недрах словом "красно-коричневый". Поначалу популярное и действенное, это политико-цветовое клише в течение нескольких лет стерлось в результате активного употребления и также в результате контрстратегии оппонентов, часть из которых решила демонстративно определиться как "красно-коричневые" и в некотором роде "отмыть" слово ( одноименный роман А.Проханова). Характерно, что аналогичной стратегии в отношении собственно "фашизма" никто не предпринял. Даже РНЕ в агитационных материалах настаивает на различии между "плохим" фашизмом и "хорошим" национальным социализм.
Поэтому дискуссия о "фашизме в России" в лингвистическом смысле не является дискуссией между "фашистами" и "антифашистами". А скорее является борьбой за карт-бланш на использование отрицательного "семантического заряда" слова "фашизм" в собственных политических интересах".

P.S. Бенито Муссолини. "Доктрина фашизма"
Previous post Next post
Up