14 июля 1916 года немецкий поэт Гуго Балль (Hugo Ball) со сцены "Кабаре Вольтер" в Цюрихе провозгласил первый манифест дадаизма. "Кабаре Вольтер" было создано им вместе с женой, пианисткой и танцовщицей Эмми Хеннингс (Emmy Hennings) и группой единомышленников (Тристан Тцара, Марсель Янко, Ханс Арп). Так родился дадаизм, художественное течение конца 1910-х - начала 1920-х, влияние которого на развитие мировой культуры и искусства трудно недооценить.
В тему:
•
Статья в энциклопедии Krugosvet.Ru
•
"Дадаизм в Рунете" - обширная подборка линков от Андрея Ковалёва
•
Гуго Балль. "Манифест к первому вечеру Дада в Цюрихе" (1916 год)•
"Манифест дадаизма"(1918 год)
•
М.Вербицкий. "Краткая история Дада"•
К.Сапгир. "ДАДА - тотальное "нет-нет" абсурду ХХ века"•
"Лживая история дадаизма"•
Подборка публикаций о дадаизме•
Статья в Wikipedia
Цитата: "В январе 1916 года поэт и мистик, ученик Кандинского и последователь Бакунина Гуго Балль устроился тапером в сосисочную, а уже через месяц объявил об открытии в ней "литературного кабачка". Кабаре шумело дни и ночи напролет. Как позднее вспоминал один из его основателей Марсель Янко, там "была явка живописцев, студентов, революционеров, великосветских мошенников, психиатров, дам полусвета, вкрадчивых обаятельных шпионов". В густом дыму часто "появлялось выразительное монгольское лицо Ленина". Хотя в работах советских историков нет ни слова о его участии в работе "Вольтера". Такое молчание кажется красноречивым на фоне опубликованных французом Домиником Ногэз фактов: Ленин не только бывал в кабаре, но и помогал дадаистам с изданием буклетов и даже... появлялся на сцене. Он танцевал и играл на балалайке! Но и это не все: в архиве Тристана Тцара (один из отцов-основателей дадаизма) сохранилось стихотворение, написанное ленинской рукой, а также воспоминания о шахматных матчах с Владимиром Ильичом".
©
Светлана Сухова. "Ленин в Зазеркалье" - "Итоги", №46, 2006