абдулла и гретхен, драма в трех документах

Sep 11, 2011 12:17

Рейхсминистерство оккупированных восточных территорий
Старший правительственный советник д-р Ветцель.
Берлин, __ марта 1944Кому: верховному командованию вооруженных сил
Берлин, W15 Тирпицуфер, 72-76
Тема: Отпуск служащих туземных добровольческих соединений в рейхе.

Мне сообщили, что не так давно какой-то якобы отдел тылового обслуживания вермахта выступил с инициативой, что немецкие служащие вермахта должны, отправляясь в отпуск домой, брать с собой отдельных представителей туземных добровольческих соединений, сражающихся на востоке на нашей стороне. У меня нет информации действительно ли подобная инициатива исходит из ведомства, относящегося к вермахту. Считаю, однако, воплощение в жизнь упомянутой инициативы неприемлемым. Нет ни малейших возражений против того, что данные туземные добровольцы проведут свой отпуск в рейхе в общем лагере или, возможно, в санатории вермахта. Но ни в коем случае они не должны размещаться в немецких семьях. Иначе возникнет немалая опасность того, что между данными чужеземцами и немецкими женщинами возникнут связи. Так как подобные связи нежелательны из национально- и расово-политических соображений, следует ожидать падения боевого духа добровольцев, если немецким женщинам будет запрещено общение с ними.

Поэтому я прошу Вас связаться по этому вопросу с генералом восточных войск и позаботиться о том, чтобы во время отпуска данных добровольцев в рейхе, не происходило бы поселения их в немецкие семьи. Я сообщил об этом деле в партийную канцелярию.

Был бы Вам признателен, если бы Вы сообщили мне о принятых Вами мерах.

Ветцель.Главный штаб политики.
Берлин, 18 марта 1944Кому: Начальнику главной группы P2 д-ру Кинкелину
Тема: Отпуск служащих восточных легионов в немецких семьях.

Когда вчера утром я был у д-ра Бройтигама, тот заговорил со мной о нашем проекте, который я подготовил на основании поступившего Вам от хауптштурмфюрера Бранденбурга сообщения. Д-р Бройтигам объяснил, что вся эта история вовсе не связана с намерениями какого-то отдела тылового обслуживания вермахта. На самом деле, около года назад было решено, что немецкие унтер-офицеры, служащие в обсуждаемых подразделениях восточных легионов, могут по собственной инициативе брать своих сослуживцев из восточных легионов с собой в домашний отпуск. Большая часть этих легионеров уже свыше двух лет не имела отпуска. Результат этого опыта на сегодня крайне положителен. Данные лица возвращаются на фронт в прекрасном настроении. Унтер-офицеры были выбраны специально, чтобы иметь возможность на основании своего начальственного положения следить за дисциплиной легионеров. Случаи, в которых возникли какие-либо связи с немецкими девушками, пока не установлены. Специального указания унтер-офицерам насчет того, что легионерам запрещается вступать в какие-либо сношения с немецкими девушками, вроде бы не давалось. Д-р Бройтигам пояснил, что предпочтительней для него было бы, если бы служащие легионов могли проводить отпуск в специальных санаториях. Но создание подобных санаториев было отклонено вермахтом с пояснением, что таковые не могут быть предоставлены.

Я сказал д-ру Бройтигаму, что по моему мнению размещение указанных легионеров в санаториях тоже не дает гарантии того, что между ними и немецкими девушками не возникнет никаких отношений. Ведь отпускников нельзя запереть в санаториях. Если бы со стороны соответствующих учреждений вермахта унтер-офицерам давались бы указания, что унтер-офицеры должны особенно следить и предотвращать любые сношения с немецкими женщинами, и что данный унтер-офицер несет в этой связи ответственность за каждого отдельного легионера, это представлялось бы мне лучшей гарантией, чем поселение легионеров в санатории. В этом случае каждый унтер-офицер будет больше следить за легионером, чем в санаториях, где подобный контроль не практикуется. Это свое мнение я высказал д-ру Бройтигаму. Д-р Бройтигам предложил нам еще раз обдумать вопрос, наш проект он пока нам возвращает.

Вчера после обеда я поговорил об этом деле с д-ром Гроссом. Д-р Гросс придерживается мнения, что наиболее целесообразно было бы расположить подобные санатории в южной Франции или на севере Италии. Там существует достаточно возможностей размещения в хороших условиях. Он считает. что если мы отправим восточных легионеров для отдыха на Ривьеру, то это окажет лишь положительное влияние. Это предложение д-ра Гросса кажется мне заслуживающим внимания. Что касается остальных возможностей, т.е. размещения в санаториях в рейхе или в семьях унтер-офицеров в рейхе, то последний вариант представляется д-ру Гроссу более приемлемым при условии, что соотв. учреждениями вермахта унтер-офицерам будут даны точные указания в смысле разъясненном мной выше.

Прошу еще раз принять меня в связи с этим делом.
Подпись
P3, секретно
Проф. фон Менде.
Берлин, 20 марта 1944Тема: Отпуск служащих туземных добровольческих соединений в рейхе.

1) Служебная записка.
В сообщении бригадефюрера СС Кинкелина указывается на национально-биологические последствия проведения отдельными служащими восточных соединений отпуска в немецких семьях. Этот фактор не кажется мне главенствующим, ведь остарбайтеры тоже поодиночке трудятся в сельском хозяйстве, как и прочие иностранные рабочие - хорваты, сербы, французы. У них постоянно есть точки соприкосновения с немецкими семьями. Мне же представляется необходимым выступить против распоряжения ОКХ из соображений политической безопасности. Ведь легионер будет часто и в преувеличенном виде получать сведения о заботах и нуждах немецких семей, причем оценить, действительно ли эти проблемы столь масштабны, он не в состоянии. Таким образом будет без нужды поощряться распространение ложных слухов.

С точки зрения восточного министерства я считаю расселение по семьям неудачным и с той точки зрения, что восточное министерство преследует цель единообразного, проводимого согласно определенным правилам воспитания отпускников. что при их рассеянии по отдельным семьям невозможно.

Менде2) Кому: ОКХ, генералу восточных войск
Берлин, W15 Тирпицуфер, через курьера
Тема: Отпуск служащих туземных добровольческих соединений в рейхе.

Как мне стало известно, ОКХ распорядилось, что в связи с все еще имеющейся нехваткой санаториев для хиви и служащих восточных соединений им представляется возможность проведения отпуска в семье их товарища - немецкого отпускника.
Хотя я и не упускаю из виду, что хиви и служащим восточных соединений из пропагандистских соображений должны быть предоставлены возможности для отпуска, данное распоряжение относительно отпуска в немецких семьях кажется мне неприемлемым по целому ряду соображений. В тесной связи с немецкой семьей легионер часто получает преувеличенную информацию о немецких нуждах. Необходимый с точки зрения политической безопасности контроль в таких случаях отсутствует. Если я всемерно выступал за то, чтобы предоставить в распоряжение восточных соединений подходящие санатории, я исходил не только из возможности предоставления легионерам необходимого отпуска, но и преследовал политическую цель: иметь возможность равномерной пропагандистской обработки хиви или легионеров в представляющейся мне подходящей форме. И такая возможность при размещении в немецких семьях отсутствует. В тесной связи с немецкой семьей возникают кроме того национально-биологические опасности, которые при размещении в санаториях или лагерях не принимают такие размеры.

Уже сейчас позволю себе заметить, что рейхсфюрер СС как рейхскомиссар по укреплению германской народности и как министр внутренних дел и начальник немецкой полиции не отнесется с пониманием к распоряжению относительно отдельных отпусков в немецких семьях и поддержит мою точку зрения.

Поэтому я прошу отказаться от отдельных отпусков хиви и служащих восточных соединений в немецких семьях. Я по-прежнему готов всеми средствами способствовать обслуживанию отпускников в соотв. форме и открытию необходимых санаториев и лагерей.
Источник: BA R6/165, перевод мой

Эрхард Ветцель (1903-1975), немецкий юрист, ответственный за расовые вопросы в восточном министерстве. Известен помимо прочего своими "замечаниями и предложениями по генеральному плану "Ост" После войны сидел в советской тюрьме, затем в восточно-немецкой. В 1956-м вернулся в ФРГ и получил должность в министерстве внутренних дел Нижней Саксонии. Заведенное против него в 1961-м уголовное дело было в том же году прекращено. По мнению прокуратуры, хотя содержание докладных записок Ветцеля довольно гнусно, уголовных преступлений он не совершал, а лишь выполнял волю своих начальников.

Вильгельм Кинкелин (1896-1990) - по образованию медик, сделал партийную карьеру и руководил различными отделами в политическом управлении восточного министерства. Бригадефюрер СС.

Отто Бройтигам (1895-1992) - немецкий дипломат, в частности предвоенный консул в Батуми, перед началом войны откомандированный в восточное министерство, где он возглавил политическое управление. По заведенному в 1950-м году уголовному делу (соучастие в убийствах) был оправдан. Вернулся на работу в МИД, был консулом в Гонконге. Написал толстенную самооправдательную книгу мемуаров.

Вальтер Гросс (1904-1945) - национал-социалистический политик, специалист по расовому вопросу. Возглавлял в ведомстве Розенберга отдел "естественные науки". Погиб при взятии Берлина советскими войсками.

Герхард фон Менде (1904-1963) - родившийся в Риге профессор-тюрколог, специалист по советскому и кавказскому вопросам. Возглавлял в восточном министерстве отдел "Кавказ", был подчиненным Бройтигама. После войны активно поддерживал антикоммунистические эмигрантские движения вообще и мусульманские в особенности (см. о нем также в гарвардских интервью Кедии, Султана, Фаталибейли и др.)

документы: BA, брошюра "унтерменш"

Previous post Next post
Up