Продолжая разговор (
1,
2).
1.
А.Иващенко "Подсадная утка", "Комсомольская правда", 09.06.19682. На одну из залинкованных выше записей откликнулся главный, наверное, российский специалист по Филистинскому Борис Ковалев (доктор ист. наук, профессор Новгородского университета, автор нескольких книг и множества статей о российском коллаборационизме, в
(
Read more... )
Б.Филиппов, Всплывшее в памяти. Лондон, 1990
//В самом начале войны убегавшие из Новгорода советские войска наряду со всеми другими домами города подожгли и старый домишко, где жили сестры Гиппиус. И переселились они, потеряв все решительно, что оставалось у них, в один из домов уцелевшей пригородной Колмовсхой психиатрической больницы. На территории этой больницы сосредоточились почти все новгородские погорельцы - местная ссыльная интеллигенция.
В домике врача-психиатра и церковного деятеля, бывшего соловчанина Ивана Михайловича Андриевского чуть ли не ежевечерне стали собираться для бесед, чтения своих произведений С. А. Аскольдов, А. Н. Ёгунов, поэт и ученый-эллинист, его брат, поэт и прозаик, сестры Гиппиус, ряд других лиц, так или иначе причастных к литературе и философии, науке и богословию. Тетя Тата немало рассказывала о религиозно-философских собраниях, о круге лиц, собиравшихся у Мережковских, о Блоке, Белом, Резанове.
Из некоторых фраз Таты и Наты можно было понять - хотя об этом не рассказывалось, - каким домашним деспотом была старшая сестра - Зинаида.
Потом судьба забросила нас в Псков, где сестры Гиппиус, их друзья - монахиня Ольга Репина и худож/258/ница и реставратор Н. С. Благовещенская, тоже бывшая насельница лагерей НКВД, а потом ссыльная, новгородский археолог В. С. Пономарев и я с матерью - все мы поселились в одном большом деревянном доме у церкви Пароменья на реке Великой.
Немцы, заказывавшие Тате и Надежде Сергеевне Благовещенской акварели с видами Новгорода и Пскова, а Нате глиняные раскрашенные фигурки русских баб и мужиков, прозвали этот дом "Кунстколони", но платили нищенски, особенно офицеры: за акварель - фунт или полтора плохого хлеба, за глиняную фигурку - тоже не больше. Солдаты были щедрее. Но нужно было жить - а это был единственный источник существования.
Помогали как-то выжить несколько офицеров из числа бывших белых эмигрантов, русских немцев, часть из которых и говорила-то по-немецки с невероятным русским акцентом. Все они ненавидели нацизм и, почти не скрывая, были русскими патриотами. Часть из них сражалась в войну 1914-1918 гг. с немцами, будучи офицерами русской царской армии. Они-то и помогли сестрам Гиппиус выехать из Пскова, когда к нему приближалась советская армия, в Штеттин. Один из этих офицеров был знаком с ними еще с питерских времен, бывал частым посетителем салона Мережковских.
В Пскове, живя в соседней с комнатами Таты и Наты комнате, я особенно близко подружился с ними. И меня всегда поражало какое-то странное сочетание доброты, благодушия, истинной религиозности - с какой-то затаенной неоткрытостью, замкнутостью в себе (особенно этим отличалась Тата) и наличием явно темной мистики, не слишком осознаваемой самими сестрами.//
--------
кроме того как-то донельзя странно получается в показаниях свидетелей, если судить по статье Иващенко: все знали, что Филистинский полицай и гестаповец, а удивляются "кто же это всех сдает?"
партизаны приходят в больницу, буквально кишащую интеллигентами-коллаборантами?
Хотелось бы наконец увидеть эти протоколы допросов и показания, а не только пересказы Ковалева (а ранее Иващенко, очевидно так).
Reply
Цитировать не стал, потому что новгородская часть практически повторяет то, что написано в "Статьях о литературе".
На второй комментарий чуть позже отвечу.
Reply
Reply
Reply
Reply
http://labas.livejournal.com/889938.html?thread=15532882#t15532882
Я тогда же у него спрашивал, но так понял, что дополнительной информации к тому, что у него в книге написано, нет.
Reply
Если вдруг Вам попадется еще что-то - дайте знать, пожалуйста. Выходит, в 1943 году он был в Гатчине?
Reply
Для порядка могу дать архивный шифр документа, в котором я это нашел. Завтра посмотрю и напишу.
Reply
Reply
http://pics.livejournal.com/labas/pic/0017bk5d
http://pics.livejournal.com/labas/pic/0017cbr9
Первый - как раз тот, из которого я цитировал, Андрей Николаевич под номером два. Там же под номером 7 Александр Николаевич, написано что он в данный момент штурман в немецком флоте.
А также "хороший писатель, пропагандист, с 1936 по 1941 сидел в Ухто-Ишемском лагере".
Из второго следует, что работник ERR собирался в начале сентября 1943-го при поездке в Гатчину переговорить с Ан.Н.Егуновым, то есть исходил из того, что он там. Насколько я понимаю, из-за изменения военной обстановки этого не произошло, после эвакуации ERR потерял контакт с большинством людей из этого списка, в т.ч. с Егуновым.
Reply
Leave a comment