1. Вл. Ильин1 "Димитрiй Иванович Мендѣлеев", "Возрожденiе", Париж, сентябрь 1957 г.
Исполняется пятидесятилѣтiе со дня смерти величайшаго генiя химiи. Как и слѣдовало ожидать, эта дата и это имя замолчены на Западѣ, как была замолчена другая дата - столѣтiе со дня смерти Н. И. Лобачевского (1792-1856), совершившаго в геометрiи такой же переворот, какой совершен Мендѣлеевым в химiи.
Русским не приходится принимать участья в заговорѣ молчанiя против Мендѣлеева, в заговорѣ, выражающемся, между прочим, и в том что перiодическая таблица Мендѣлеева в нѣкоторых странах неизмѣнно упоминается без имени ея автора. А в Германiи были даже попытки приписать ее Лотару Мейеру. И русскiя издательства переводили и распространяли учебники исторiи химiи нѣкоего совершенно ничтожнаго профессора Рудольфа, гдѣ знаменитая таблица приписана Лотару Мейеру, а имя Мендѣлеева даже не упомянуто. Не будем слѣдовать примѣру презрѣнных и и безчестных пораженцев 1914 года (с Лениным во главѣ) и воздадим должное нашему великому генiю, которым мы имѣем право гордиться.
Кряжистый, как многовѣковой дуб, грубоватый, чувственный гигант крѣпкiй тѣлом, честный, прямой, и генiальный духом, Димитрiй Иванович Мендѣлеев напоминает своим внѣшним обликов и внутренним устроенiем своей души таких, если можно выразиться, генiальных мастеровых, создавших Русскую Имперiю с ея культурой,как Петр Великiй и Ломоносов. Человѣк науки, Мендѣлеев в тоже время усердно крѣпил Имперiю, до созданiя рецептов бездымнаго пороха включительно.
Не церемонился Димитрiй Иванович и с идеологическими, внутренними врагами Россiи - соцiалистами и коммунистами и всякаго рода "лѣваками", которые, вѣдь, были прежде всего пораженцами и предателями, очень часто состоявшими на содержанiи генеральных штабов иностранных держав.
В таком кряжистом, крѣпко и густо затертом сочиненiи как "К познанiю Россiи" (посвященном гл. обр. естественным богатствам нашей Великой Родины), и в других этого типа трудах великiй творец новой химiи, с презрѣньем отбрасывая "безсмысленныя мечтанiя", стремился видѣть свою страну прежде всего богатой и сильной - и в его устах "царствуй на страх врагам" не было праздным реторическим оборотом...
Мендѣлеев был типичным великороссом заволжскаго сибирскаго типа. [...]
[Задачей русских революционеров] было "пусканiе на вѣтер", разрушенiе до основанiя всего того, что создавали именно такiе люди, как Петр Великий и Мендѣлеев. Великая бездна, утвердившаяся между "созидателями" с одной стороны и разрушителями - лохматым нигилистом и стриженой курсисткой - с другой, та, что оба - Петр, Д.И.Мендѣлеев - дышут красотой и богатырской ширью, размахом, любят авантюру, чего в лохматом нигилистѣ и покровительствующем ему кабинетном либералѣ нѣт и в поминѣ, хотя эти послѣднiе и знают болѣе, чѣм нужно. цѣну деньгам и умѣли добывать деньгу; правда, это делалось средствами ничего общаго с творчеством не имѣеющими. Должно еще сказать, что Петр Великий и Мендѣлеев были людьми матерiальными и плотскими, хотя и не матерiалисты, тогда как тѣ были люди "без матерiи" и матерiей совершенно не интересовавшiеся, хотя и матерiалистическiе безбожники по складу, - комбинацiя, так сказать, "вишняковская"2, глубоко бездарная и отвратительная. [...]
Д.И.Мендѣлеев пришел к необходимости развитiя отечественной индустрiи и отечественного капитализма на почвѣ русскаго нацiональнаго урбанизма. У Мендѣлеева нѣт и рѣчи о так наз. "малоземелiи русских крестьян", о том мифическом малоземелiи, которое было выдумано в свое время крайними революцiонными партiями Россiи исключительно с цѣлями устройства в Россiи аграрных погромов и аграрных революцiй, как основы общей революцiи. Здѣсь не только нельзя искать какой-то тоже выдуманной, "любви беззавѣтной к народу", но надо утверждать, что русская революцiя была задумана русскими пораженцами и крайне лѣвыми партiями (без исключенiя) в полном согласiи с внѣшними врагами Россiи не на благо русскаго народа, но на его по возможности полное геновидное уничтоженiе. Это вполнѣ ясно из того, что вслѣд за уничтоженiем помѣщиков этой основы русской культуры, началось поголовное уничтоженiе русскаго крестьянства в таких размѣрах, которые можно сравнить только с тѣм, что было задумано Гитлером.[...]
2. Марк Вишняк "Гитлер, Розенберг и Влад.Ильин", "Русская мысль", Париж, 14.11.57
В сентябрьской тетради "Возрождения" появилась статья к пятидесятилетию со дня смерти Д.И. Менделеева. Ее автор Владимир Ильин. Проявив бездну начитанности и учености... В. Ильин обнаружил необычную даже для "Возрождения" вульгарность и примитивность в трактовке общественных и политических вопросов. Если установить сравнительную таблицу мракобесия, пошлой брани и зубоскальства, Владимиру Ильину бесспорно принадлежит одно из первых мест среди подвизающихся на столбцах "Возрождения".
Известный Константин Леонтьев, рекомендуя "подморозить Россию", упрекал своих противников, либералов и радикалов в "упростительстве" и "упростительном смесительстве". Именно этим отмечена статья Ильина, когда он, ополчаясь, как он выражается, против "леваков", не проводит никакого различия между коммунистами и социалистами всех оттенков, присоединяя к ним "кабинетных либералов", "славянофилов, толстовцев, эсэров", "идиотичного злого и бездарного невежу "папу эсэров" Н.К.Михайловского", "левого эсэра" Г.П.Федотова. Всем им вменяется либо пораженчество, либо "борьба не на жизнь, а на смерть с Россией, с ее народом, с Церковью и с русской культурой по всем направлениям" - либо и то и другое вместе.
Автор - ненавистник Запада, не признающего русского первенства и русских достижений в научной области. "Шовинизм вообще не свойственен русским людям", - уверяет Ильин. И тут же: "Химия является во всем важнейшем вполне русской наукой", "Ломоносов и Менделеев с их учениками и последователями сделали химию насквозь по всем направлениям русской наукой".
Чествование памяти Менделеева служит для Ильина предлогом для сведения счетов с "леваками" и одновременно для демонстрации русского патриотизма самого Ильина, его чувств к "горячо любимой Родине". Он пишет при этом: "Вслед за уничтожением помещиков, этой основы русской культуры, началось поголовное уничтожение русского крестьянства в таких размерах, которые можно сравнить только с тем, что было задумано Гитлером". Он говорит о "бесчестной расистской попытке по отношению к России".
Подчеркнутые нами слова менее всего пристали Владимиру Ильину. Неужели он забыл, что думал и что писал раньше о том же Гитлере в пору его торжества? Напомним это ему и тем, кто этого не знал и не знает. Перед нами документ3:
Берлин, Нейкельн, 2 января 1942 г. Випперштр.10 у Вейхерт. Внешнеполитическому ведомству НСДАП.
К своим заключениям в связи с моей книгой "Сокровищница немецкой культуры" позволю себе добавить еще следующее:
1) За последней главой о Гельмгольце должны последовать еще две главы о Фехнере и Морице Планке. Теодор Фехнер достаточно известен всему миру как ученый и философ, так что я считаю себя вправе воздержаться от специального изложения оснований, побудившего меня посвятить ему особую главу в моем произведении. Фехнер имел выдающегося и совершенно самостоятельного ученика среди прочих также и в русской научно-философской литературе, а именно: моего бывшего учителя теперь уже покойного, профессора киевского университета А.Н.Гилярова, создателя особого философского направления, которое он обозначал как "синхологический спиритуализм". В главе, посвященной Морицу Планку я попробую показать со ссылкой на выдающегося французского физика, математика и мыслителя Анри Пуанкарэ, что именно М.Планк - а не Эйнштейн и ему подобные - должны считаться творцами современной физики.
2) К "Сокровищнице немецкой культуры" должна примкнуть следующая книга под заглавием "Гитлер - сверхчеловек, Розенберг - его пророк и Ницше - предтеча". В ней будет показано, что за культурой "Средняя Европа - Германия" последовала сверх-культура национал-социализма, созданная сверх-человеком и человеком-богом Адольфом Гитлером. Он первый настоящий сверх-человек, появление которого возвестил Ницше. "Майн Кампф" и "Миф ХХ столетия" завершают то, к чему вступление образует "Так говорил Заратустра". Это становление немецкой культуры и немецкого духа проникает своими корнями в далеко ушедшие столетия. И Фихте и Гегель находят здесь свои места. основанием к этой второй книге о немецкой культуре должны служить уже написанная мною и находящаяся в печати брошюра "Культурная и просветительская деятельность в национал-социалистической Германии", равно как и брошюра моей жены "Гитлер как мировой вождь". Эта национал-социалистическая сверх-культура находит свое полное выражение в титаническом явлении всемогущего и вездесущего сверх-человека Гитлера. Так заканчивается вторая часть моего произведения громоподобным вагнеровским аккордом для возвеличения трех образов - Адольфа Гитлера, Альфреда Розенберга и Фридриха Ницше.
Хайль Гитлер!
Владимир Ильин. Приведенное было написано после вторжения Гитлера в Россию и создания там "Остминистериум" Розенберга с соответствующей практикой по отношению к России и русскому народу. Чего в таком случае стоит пафос и негодование русского патриота Ильина, обнаружившего в Гитлере "человека-бога"4?
3. "Письмо в редакцию", "Русская мысль", Париж, 30.11.57
Ниже мы печатаем грубый ответ г. Вл. Ильина М.В.Вишняку.
Давно известно, что грубость и ругань - плохие аргументы. Но по-видимому, г.Ильин придерживается иного мнения. Спорить по этому поводу мы с ним не собираемся, как не имеем вообще ни малейшего желания вступать с ним в полемику.
Лучшим ответом на его "опровержение" и его выпады в адрес М.В.Вишняка будет его письмо Розенбергу, фотостат которого мы помещаем в сегодняшнем номере (
стр. 1,
стр.2) РЕД.
Милостивый государь, Господин Редактор.
В редактируемой Вами газете "Русская мысль" была напечатана статья под заглавием "Гитлер, Розенберг и Владимир Ильин" за подписью М.Вишняка.
Ввиду того, что статья эта, если ее, вообще, можно назвать статьей, а не пасквильным доносом, касается лично меня, то не откажите в любезности поместить мой ответ на нее - согласно французским законам о печати - на том же месте и тем же шрифтом, в ближайшем номере.
I. Документ, о котором говорит М.Вишняк, никогда мною написан не был и представляет собой подлог из той же серии, которыми уже десять лет и более оперируют все мои "благожелатели", подобные М.Вишняку и др.
II. Так как М.Вишняк, приводя этот подлог, не мог сказать ничего о том, каким образом он очутился в его руках, то считаю нужным опубликовать нижеследующий документ, имеющий официальное значение...
Андрэ Пальвадо.
Доктор права, адвокат парижского суда.
Париж, 10 февраля 1955 года.Милостивый государь.
Во удовлетворение вашей просьбы, я заявляю, что 4 января 1947 года военный трибунал, имеющий постоянное местопребывание в Париже в казарме Рэйи вынес в вашу пользу постановление об отсутствии состава преступления.
Я выяснил, что наветы против вас были чистейшей диффамацией, что вы никогда не занимались пропагандой в пользу немцев, но, напротив, вы были арестованы и депортированы в Германию, где подверглись заключению в течение двух недель. После этого вы были задержаны в Берлине, где вы заболели.
Было установлено Судебным Следователем, что вы не можете быть обвинены в чем бы то ни было. И именно при этих условиях было вынесено постановление об отсутствии состава преступления.
Примите уверения в совершенной вам преданности.
Андрэ Пальвадо.
Текст этого мною приведенного письма адвоката Парижского суда доктора права Андрэ Пальвадо опровергает измышления М.Вишняка и его советников. В силу сказанного считаю всякую дальнейшую полемику по поводу этой клеветы и диффамации излишней.
Владимир Ильин.
Доктор богословия,
Бывший профессор Русской Парижской Консерватории
Сотрудник "Еврейской Энциклопедии",
Член мирового конгресса еврейской музыки.
4. "Еще о том же", "Русская мысль", Париж, 21.12.57
Печатая второе письмо доктора богословия Владимира Ильина согласно его "покорнейшей" просьбе, и печатая его "на том же месте и тем же шрифтом", как и фотостат обращения к Альфреду Розенбергу, подписанный "Владимир Ильин", считаем нужным сказать следующее:
1) В печатаемой ниже статье М.В.Вишняка "Не для полемики" совершенно правильно отмечено, что постановление французского военного суда вообще не касается инкриминируемого В.Ильину документа. В.Ильин волне считать постановление суда "безапелляционным". Но это его личное мнение. к спорному вопросу отношения не имеющее.
2) В письме в редакцию "Р.М.", опубликованном 30 ноября, В.Ильин приписывает подлог документов своим "благожелателям" (в их числе М.В.Вишняку). В печатаемом ниже письме документ и подпись признаются уже подлогом, "целиком сфабрикованным канцелярией Розенберга". Это существенно иная версия. Иным является и обвинение - уже не в подлоге документа. а в "пользовании фальшивыми документами", ответственность за которое г.Ильин аподиктически возлагает на редакцию "Р.М."
3) Не будем задавать безответных вопросов: почему и для чего могло понадобиться канцелярии Розенберга "сфабриковать" документ. компрометирующий Ильина и датировать его 2-ым января 1942 г., т.е. когда Гитлер шел от победы к победе, и Розенберг был по уши занят "освоением" оккупированных земель России.
М.В.Вишняк сделал предложение предъявить оригинал документа трехчленной комиссии, которая и установила бы подложность или подлинность подписи под документом "Владимир Ильин", равно как и штемпеля и пометок розенберговского учреждения.
В.Ильин уже отказался раз от "всякой дальнейшей полемики", но вернулся к ней. Полагаем. что и вторичный его отказ не помешает ему сообщить, принимает ли но сделанное ему предложение или отвергает. РЕД.
Письмо в редакцию.
Милостивый государь, Господин Редактор.
На основании французских законов о печати, покорнейше прошу Вас в ближайшем номере редактируемой Вами "Русской мысли" напечатать на том же месте и тем же шрифтом мое нижеследующее опровержение документа. процитированного Вами в виде "комментария" к моему "Письму в редакцию":
Я, нижеподписавшийся, признаю на основании постановления французского Военного Суда от 4 января 1947 года [документ] приведенный редакцией "Русской Мысли" полным подлогом, включая мою подпись, целиком сфабрикованными канцелярией Розенберга, равно как и прочие бумаги и статьи в этом же духе. Считая. что решение Французского Военного Суда, вынесенное десять лет тому назад, безапелляционно, возлагаю ответственность за пользование фальшивыми документами с фальшивой подписью на редакцию "Русской Мысли", и считаю всякую полемику по данному вопросу законченной.
Владимир Ильин.
Доктор Богословия.
Не для полемики. (Ответ на письмо В.Ильина)
Владимир Ильин жестоко осерчал за опубликование его обращения к Альфреду Розенбергу с прославлением фюрера как "бого-человека". Сердится - значит, неправ, гласит старая мудрость. А Ильин к тому же еще ругается.
В свое оправдание он приводит документ, имеющий. по его выражению, "официальное значение". Два с лишним года назад французский адвокат удостоверил, что военный трибунал в Париже вынес 4 января 1947 г. в пользу Ильина "постановление об отсутствии преступления ": он "никогда не занимался пропагандой в пользу немцев".
Какое отношение имеет это удостоверение к опубликованному в "Русской Мысли" 14 и 30 ноября с.г. документу? Что опровергается этим удостоверением? Французский трибунал мог удостоверить десять лет назад, что Ильин не повинен в так называемой indignité nationale, в пользу Гитлера пропаганды во Франции не вел и даже был депортирован немцами. Но удостоверение не отрицает письма Ильина к Розенбергу от 2 января 1942 г. со штемпелем "Имперское министерство занятых областей": поступило 5 января 1942г. Отд.1 N 544.
В.Ильин пытается оспорить подлинность документа ссылкой на то, что не указано. каким образом он попал в руки его опубликовавших. Но происхождение документа, откуда он получен, опять-таки ни в какой мере не определяет подлинности или подложности документа.
В.Ильин идет и дальше, рискуя утверждать, будто он никогда не подписывал инкриминируемого ему письма: это "подлог из той же серии, которыми уже десять лет и более оперируют все мои 'благожелатели'" - жалуется Ильин. Зачем это нужно было, в частности, мне, Ильин не поясняет. зато он забегает вперед и предупреждает: "считаю всякую дальнейшую полемику по поводу этой клеветы и диффамации излишней".
Дело, однако, не в полемике, а в установлении факта: обращался Ильин к Розенбергу с письмом, на котором значится его имя и фамилия. или не обращался?
Если Ильина и его сторонников не убеждает фотостат, напечатанный в "Русской мысли" 30-го ноября, я готов предъявить оригинал документа для суждения коллегии, скажем, в составе представителя Ильина, моего и избранного тем и другим представителем третьего лица.5
М.Вишняк.
окончание1 - Ильин Владимир Николаевич (16[29].08.1891-23.10.1974), богослов, философ. Уроженец Киевской губ. Окончил Киевский университет по физико-математическому, историко-филологическому и философскому факультетам; закончил Киевскую консерваторию по классу композиции. В 1918-19 - приват-доцент Киевского университета. В 1919 эмигрировал сначала в Константинополь, затем переехал в Берлин, где в университете совершенствовался по богословию. Участник Религиозно-философской академии (1922-40). В годы второй мировой войны недолго жил в Германии. С 1949 профессор Русской консерватории в Париже.
Основной темой философско-публицистического творчества Ильина была судьба России (
источник)
2 - Вишняк Марк Вениаминович (1883-1976) - российский юрист, публицист. Член партии социалистов-революционеров с 1905 г. Известный деятель культуры русского зарубежья. Окончил 1-ю московскую гимназию и в 1908 г. юридический факультет Московского университета. Печатался в «Праве», «Юридических заповедях», «Юридическом вестнике», «Деле народа», «Народном вестнике» и других изданиях. Депутат и секретарь Учредительного собрания. Работал в редакции газеты «Известия». В эмиграции с 1919 года. Занимал ключевые позици в редакции наиболее авторитетного общественно-политического и литературного журнала русского зарубежья «Современные записки». С 1940 г. в США. В 1946-1958 - редактор русского отдела американского еженедельника «Тайм» (
источник)
3 - в статье Вишняка приводится немецкий текст и русский перевод.
4 - в связи с публикацией письма см. также переписку Р.Гуля и Г.Иванова:
Р.Гуль: "Сегодня появилось... письмо в редакцию М. В. Вишняка в ответ на статью Вл. Ильина в „Возр[ождении]". Письмо для Ильина сверхубийственное (приведен подлинный документ его восхваления человеко-бога Хитлера!)"
Г.Иванов: Очень огорчен, если Вишняк сделал какую-то неприятность Ильину. И напрасно это - все тот же либеральный сыск. И с какими-то моралями лезть к Ильину просто не по адресу. Его сумасшедшая и полугениальная голова вечно мутится и на 100 % невменяема. Не знаю, что он выкинул при Гитлере (ходил без штанов) и для букета, едва Гитлер скончался, «испросил» у Московского Патриарха звание доктора богословия (без жалования и дохода) и очень этим званием гордился. Ну а все-таки со всеми Вишняками в цвету его «живой вес» - 1 Ильин на 1000 Вишняков.
5 - следует заметить, что никаких следов ни одного из упомянутых в фотостате трудов Вл.Ильина мне найти не удалось.
Upd. 13.02.2013 Тем не менее документ аутентичен:
стр.1,
стр.2 IfZ MA 116/6