Ездили в Зальцбург за
колбасой, заодно зашли в музей современного искусства. Там выставлялся художник Арнульф Райнер. Это такой австрийский мастер (
портрет), который перфекционировал столь любимый нами в детстве жанр подрисовки рожек, очечков или усов к чужим фотографиям. Если во время выборов пририсовать рожки к плакату политика, наклеенному на столбе, то это уголовная статья и платить будете вы, а если к фотографии, вывешенной в выставочном зале, то это искусство и платить будут вам. Начинающие живописцы должны уметь отличать одно от другого (подробнее см. работу Р.Барта "Коннотации в Первой Конной"). Данная выставка, однако, была посвящена пририсовыванию деталей не на все подряд фотографии, а исключительно на винтажные эротические. Ретроспектива демонстрировала творческий рост мастера: в 70-е он начал с открыток и игральных карт, но с появлением лазерных принтеров перешел к большим формам, которые уделывает кистью (
например). Мне очень понравились работы Райнера, хотя порой, на мой вкус, ему изменяет чувство меры и он закрашивает те места, которые зритель, возможно, хотел бы увидеть незакрашенными. Как раз в этом жанре минимализм особенно ценен.
На следующем этаже располагалась выставка Эрнста Людвига Кирхнера. Тут знаток искусств может гневно вопросить: как можно ставить рядом Райнера и классика Кирхнера?! Хорошо, исправляюсь: этажом выше располагалась выставка Эрнста Людвига Кирхнера. Вот скупые строки биографии: знаменитый экспрессионист, родился в 1880 г, учился в Дрездене, там же начал рисовать, вошел в знаменитую группу Brücke (Мост), позже переехал в Берлин, после первой мировой в Давос. Кирхнер, кстати, тоже был не дурак порисовать голых женщин (а порой даже выездные заседания
клуба нудистов им. Николая II), а тот зал, в котором собраны сделанные им фотографии натурщиц, практически перебрасывает Brücke к Райнеру. Кончил Кирхнер плохо. В 1937 г. более 600 его работ были изьяты из немецких музеев, а 32 из них стали экспонатами печально известной выставки "Дегенеративное искусство" ("Entartete Kunst"). У художника началась мания преследования, пристрастие к морфию, от которого он безуспешно пытался избавиться, лишь усугубляло ситуацию. В июне 1938г. Кирхнер застрелился.
Мне очень понравились его пейзажи, особенно зимние швейцарские, нарисованные свежими яркими красками (
например). Кстати, в предыдущем предложении нет иронии: действительно понравились (Надо ввести специальный знак, обозначающий отсутствие иронии: :) )
Наконец, была еще комната, закрытая тяжелой портьерой, возле которой стояла табличка "Эти произведения искусства могут оскорбить ваши чувства! Родители отвечают за детей!" Там располагались гравюры и рисунки фон Байроса, это такой австрийский Бердслей, перед первой мировой живший в Мюнхене и доведший своими эротическими рисунками (
например) баварских цензоров до того, что они выдвинули лозунг "Чемодан, вокзал, Вена!". Я, правда, не понял, что в этой комнате такого оскорбляющего чувства, чего бы не было у Райнера или Кирхнера. Разве, что тот рисунок, где собака... Впрочем, ладно.
Подводя итог, должен признать, что раньше я был чудовищно несправедлив к современному искусству, даже писал
письма в Спортлото. Теперь я осознал, что если оно решительно повернется от черных квадратов к голым женщинам, как показывает визионерский пример зальцбургского музея, оно еще способно будить сильные чувства, вызывать неподдельный интерес и привлекать молодое поколение (особенно школьников) :) . Да-с. Красота-с пасёт мир! Гельман, дайте две!