тезис о превентивной войне, ранняя редакция

May 05, 2009 12:50

- Вот письмо, Ваше Превосходительство:

Глубокоуважаемый друг.
Я посылаю спецкурьера, который доставит также ноту британского правительства, чтобы, как можно быстрее сообщить тебе, что согласно достигнутых соглашений Г. при любых обстоятельствах готов выступить на нашей стороне. Г. несколько беспокоит позиция кабинета, который склоняется к миру. Он надеется, что немецкое нападение на Бельгию облегчит его задачу. Посему он настаивает на том, что мы как можно дольше должны соблюдать нейтралитет Бельгии, и хотя высадка английских войск в Дюнкерке возможна в любой момент, она должна произойти лишь после вступления немецких войск на территорию Бельгии. Даже учитывая риск возможного военного ущерба.
Я очень счастлив, что смог сообщить тебе, мой друг, эту превосходную новость. Есть хорошие известия и от Жюля.
Да здравствует Франция!
П.П.К.
- И вы считаете, что автором письма является тогдашний французский посол в Лондоне Пауль Пьер Камбон?
- Безусловно, Ваше Превосходительство. Я нашел в архиве посольства письма, написанные Камбоном собственноручно и тайком сравнил их с этим. Нет никаких сомнений. Одного указания на Жюля, его брата, тогда французского посла в Берлине, уже достаточно. Г. это, конечно, Грей [британский министр иностранных дел в 1914 г. - ИП]
- Но если вы правы, то это означает, что в очередной раз доказано, причем теперь посредством прямого свидетельства, что Грей, а значит, и Англия, были готовы беззастенчиво нарушить бельгийский нейтралитет.
- Именно, Ваше Превосходительство. Неужели кто-то из нас когда-то верил в россказни о том, что Англия вступила в войну, потому что защищала суверенитет Бельгии?!

Статья 231 версальского мирного договора 1919 г., в которой вина за развязывание первой мировой войны и понесенный в связи с этим ущерб возлагалась на Германию и ее союзников, вызывала в Веймарской республике всеобщее возмущение. «Вопрос о винe за войну» (Kriegsschuldfrage) был даже переименован в «Ложь о вине за войну» (Kriegsschuldlüge).
В этом отрывке из реваншистского романа Карла Людвига Коссака-Райтенау «Катастрофа 1940» (первое издание: 1930 г.), автор (посредством, по всей видимости, сфабрикованного им самим письма) пытается показать, что позиция Британии по сути своей ничем не отличалась от позиции Германии, что, разумеется, релятивирует вину последней.

См. также настоящее письмо Грея британскому послу в Париже от 31.07.1914

пересказ

Previous post Next post
Up