На волнах радостанции Bayern 8 ½ очередной выпуск программы "Вестник энтропии". Сегодня наш постоянный обогреватель Пол Потыч Шнауцефоль и профессор-искусствоед Сол Омоныч Шайсэгаль обсудят ситуацию, сложившуюся вокруг скандального романа Максима Биллера «Эзра».
Ш.: Итак, 12 октября Конституционный Суд Германии положил конец длившейся более четырех лет тяжбе. Фактически роман окончательно запрещен. Что скажете, профессор?
Ш.: Замечу, что этот Максим Биллер тот еще гусь. Родился в 1960 г. в Праге в русско-еврейской семье. Позже родители-диссиденты перебрались в ФРГ. Вырос, учился в университете, жил в Мюнхене. При этом не испытывает никакого пиетета ни к своей новой родине, ни к своим корням. Взять хотя бы рассказец о том, как старый еврей, бывший узник концлагеря, ставит в лотерею на вытатуированный у него на руке номер, выигрывает и, посылая к чертям всех родных и близких, удирает с кушем в Рио-де-Жанейро...
Ш.: Хахахаха...
Ш.: ... не способный вызвать у интеллигентного человека ничего кроме омерзения. Или его мнение о современной немецкой прозе. Биллер считает, что у нее хронически не стоит.
Ш.: Простите?
Ш.: Не стоит! У Толстого стоит, у Стендаля стоит, у Гарриет Бичер, мать-её, Стоу, и у той стоит. А у современной немецкой прозы не стоит!
Реклама: Гюзель, Саида, Хафиза, Зульфия,
и мертвые губы шепнули Виа...
Ш.: Хехе, как говорится, продукт плэйсментом не испортишь! Что ж, от Саиды и Хафизы прямиком к Эзре!
Ш.: В 2003 году увидел свет новый роман Максима Биллера "Эзра", повествующий о непростых, но тесных взаимоотношениях живущих в Германии писателя-еврея и актрисы-турчанки. Сюжет строится на метаниях героя, сопровождаемых коллизиями, ибо сколь притягательна для него задница героини, столь же отталкивающа ее...
Ш.: Ой, мама!
Ш.: ... вы совершенно правы, ее мама. После того, как 4000 экземпляров романа были раскуплены, мюнхенский городской суд наложил вето на дальнейшую продажу. Причина: иск против вторжения в частную жизнь, поданный бывшей любовницей Биллера актрисой Айше Ромей и ее матерью Бирсель Лемке. Суд счел, что Биллер позволяет любопытному читателю однозначно идентифицировать прототип героини романа и ее матери.
Ш.: Каким образом?
Ш.: Элементарно. У героинь и прототипов совпадает, цитирую заключение суда, "количество браков, детей и объектов недвижимости", кроме того Айше Ромей получила в 1989 г. немецкую кинопремию за лучшую женскую роль, а Бирсель Лемке позже так называемую "альтернативную нобелевскую" за усилия по закрытию золотых рудников в Турции. Что и было озвучено в романе прямым текстом. Потом Биллер пытался менять названия премий но взыскательные судьи требовали более масштабных правок, как минимум, превращения героини в негра преклонных годов... Забавная подробность, в качестве улики в суде фигурировала дарственная надпись, сделанная самим Биллером: „Любимая А., эта книга для тебя. Я написал ее только для тебя, но я понимаю, что ты испугаешься ее читать. Что ж, прочти ее, когда мы состаримся и еще раз убедишься тогда, как сильно я тебя любил. Максим.“
Ш.: Похоже, она не стала тянуть до старости, что?
Ш.: Тут надо учитывать, что неореалист Биллер, по выражению одной газеты, loves to describe bodies and what can be done with them.
Ш.: Вот?
Ш.: Что вот?
Ш.: Вот кэн би дан виз зем?
Ш.: По мнению мюнхенских судей, впоследствии подтвержденному в судах высших инстанций, Биллер увлекается описанием столь пикантных деталей и неортодоксальных сексуальных практик, что пенетрирует интимную сферу истицы.
Ш.: И о каких практиках идет речь?
Ш.: Вы знаете, я думаю, что мы, как интеллигентные люди, не станем прилюдно обсуждать... я напишу вам на листочке...
Ш.: Во-первых, это слово пишется через «а», во-вторых, помилуйте, что же тут неортодоксального?! По нынешним-то временам?! Неортодоксально сегодня, я не знаю, половой акт в работающей бетономешалке. С использованием силы Кориолиса! Подпаивая стершийся от частого употребления пирсинг! Под аудиотрек из порнофильма "Глазами аскариды"! Когда мертвую козу... Эй, профессор, зачем вы травите?
Ш.: Хр... Хр...
Ш.: Что ж, пока профессор расстается со своим обедом, сообщу, что мы попытались получить комментарий к сложившейся ситуации у самого Максима Биллера, К сожалению, выяснилось, что давать интервью по поводу запрещения романа писателю тоже запрещено, поэтому вниманию слушателей представляется отцензурированная, так сказать, версия.
Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи.
Ш.: Это был эксклюзивный комментарий автора запрещенного романа "Эзра". Вернемся к решению суда: Сол Омоныч, допустим, что читатель способен сопоставить героиню романа и ее прототип. Допустим также, что упомянутые сексуальные практики настолько неортодоксальны, что даже у депутата Шандыбина волосы встают дыбом. Но почему судьи решили, что именно эта часть книги - правда, а не фикция? Они что, свечку держали?
Ш.: Отнюдь. Цитирую решение суда: "Истица имела интимную связь с автором. Если рассказчик в романе также имеет сексуальную связь с Эзрой, коя идентифицируется, как истица, интимная сфера истицы оказывается пораженной. Вопрос, соответствуют ли описанные сексуальные практики реальности или являются плодом авторского вымысла, роли при этом не играет."
Ш.: И действительно. Малчик, девошка, какая в жо... Кхм. И что, Конституционный Суд оставил решение предыдущих инстанций в силе?
Ш.: Не совсем. Решение по иску второй истицы, матери первой, он отменил.
Ш.: О господи! Неужели и у матери была поражена интимная сфера? Этот ваш Биллер, он что, маньяк?
Ш.: Нет, нет, Биллер всего лишь описывает ее, как, цитирую иск, "депрессивную психически больную алкоголичку, женщину, тиранизирующую свою семью и дочь, властную и скандальную, бросившую своих детей на произвол судьбы, спустившую всю полученную ей премию на свой разорившийся отель, укравшую у родителей земельный участок и натравившую на них мафию, боровшуюся против добычи золота лишь потому, что на ее собственном жульнически добытом участке золота не нашлось, заключившую страховку против пожара, после чего поджегшую свой отель, обманутую первым мужем, и постоянно избиваемую вторым, таким же алкоголиком, как она".
Ш.: Фух. У меня просто от сердца отлегло. То есть это все разрешено! Значит, Конституционный Суд гарантирует таки свободу слова! И властитель дум по-прежнему вправе называть любого человека мудаком и психопатом. Постойте, а чем тогда недоволен Биллер?
Ш.: Не знаю, честно говоря. Тем более, что это далеко не первый случай запрещения книги в ФРГ. Сразу вспоминается, конечно, роман Клауса Манна «Мефисто», запрещенный в 1966 году...
Ш.: В каком? Но ведь, если я не ошибаюсь, он был написан еще до войны?
Ш.: Да, тридцатью годами раньше. Дело в том, что наследники умершего в 1963-м актера и режиссера Густава Грюндгенса, который и был прототипом манновского героя сочли, что роман порочит память их родителя и добились его запрещения.
Ш.: Ээээ... Что-то я запутался. Подождите. Манн умер. Грюндгенс тоже умер. Но роман первого продолжал порочить память второго, поэтому его запретили? Поразительно. А мнением самого Грюндгенса интересовались?
Ш.: Ну он все-таки был человеком старой закалки, надо отдать ему должное. После своих похорон он не проронил ни единого слова.
Реклама: На свете счастья нет. Но есть покой и воля!
Не откладывая в долгий ящик, регистрируйтесь на Кладбище.Ру!
The Ultimate Social Network.
Ш.: Факт запрещения, кстати, вызвал необычайный ажиотаж в ГДР. «Мефисто» тут же издали громадным тиражом, и он стал одним из главных инструментов идеологической войны. Наряду с шпреевальдскими огурчиками. А вот более свежий пример. Недавно за то же вторжение в частную жизнь был запрещен роман «Моря», который написал Албан Николай Хербст.
Ш.: Учи олбанский, сцуко!
Ш.: Кстати, его настоящая фамилия фон Риббентроп. В романе среди прочего рассказывается о том, как дельфин родил человека.
Ш.: И кто подал иск? Человек, я надеюсь?
Ш.: Ну я бы не стал сбрасывать со счетов и дельфина.
Ш.: Профессор, а почему вы все время смотрите на часы?
Ш.: Дело в том, что ровно четыре с половиной минуты назад вы ущемили мое достоинство.
Ш.: Чем же?
Ш.: Своим креслом, черт побери! Дорогие слушатели, в следующей передаче мы расскажем вам как лететь с Земли до звезд, как поймать лису за хвост и как из камня сделать пар с помощью баллистических ракет средней и большой дальности. Сервус!