Mar 04, 2022 09:00
Я вел этот блог 21 год и менялся вместе с ним. Он начинался как дневник нового эмигранта, продолжался как коллекция баек и насмешливых заметок об окружающей действительности и, наконец, стал отражением моего возраставшего со временем интереса к истории российской эмиграции и второй мировой войны.
Практически все появлявшиеся здесь документы печатались на русском языке впервые и задолго до их официальных публикаций, например, я нашел в архивах и перевел около десятка документов о власовском движении, лишь через несколько лет опубликованных в трехтомнике Росархива. Я придумал идею деанонимизации гарвардских интервью, позже развитую и использованную в сборнике Росспэна. Я переводил речи Гиммлера о славянах и заселении восточных территорий задолго до того, как они были представлены в рамках архивного проекта о нацистских преступлениях. Еще сотни переведенных и впервые опубликованных мной документов пока представлены только на страницах этого блога.
Многие проведенные мной исторические расследования, например, о мифической Стелле Кренцбах или о "краснодарской мясорубке" давно стали мэйнстримом и "ушли в народ". Очередь других, возможно, еще наступит. Но я никогда не рассматривал историю как справочный аппарат извечной борьбы, с помощью которого следует доказывать, что "наши" правы, а "ихние" нет. Я всегда стремился восстановить подлинную биографию своих героев или антигероев вне всякой зависимости от давешних или современных идеологических шор. И я буду продолжать этим заниматься, но уже не в этом блоге.
Я переводил документы о нацистских преступлениях, нацистской пропаганде и нацистской оккупационной политике просто потому, что до меня они на русском языке были недоступны. Не буду лукавить и говорить, что публикуя их, я хотел предотвратить повторение тех печальных событий или кого-то от чего-то предостеречь. Хотя год назад я (в соавторстве с Олегом Бэйдой) и написал: "Нам нравится считать себя умнее, лучше и чище людей прошлого. Увеличилась продолжительность нашей жизни, расширились наши познания о мире, многочисленные дары технологической цивилизации открывают нам новые возможности в работе и досуге. Однако в нашей психике столь радикальных изменений не произошло - а значит, величественное здание нашего гуманизма неустойчиво и может рухнуть в любой момент. И это никак не связано с уровнем образования или интеллекта: опыт доктора Бейтельшпахера показывает, что даже вполне разумный человек может превратиться в орудие смерти", я продолжал считать подобный сценарий гипотетическим. Неделю назад он стал реальностью.
Следует честно признать, что моя гуманистическая и просветительская миссия провалена. Это громкие слова, но в моих исторических начинаниях у меня действительно не было другой цели кроме просветительской. Я никогда не зарабатывал денег на истории, это всегда было изрядно минусовой (архивы сами себя не скопируют) позицией семейного бюджета. Но мне нравилось думать, что, рассказывая о прошлом, я даю современникам полезное и даже уникальное знание. Это оказалось иллюзией. Люди, которые вчера насмехались над "теорией превентивного удара" Гитлера, сегодня ничтоже сумняшеся выдвигают и оправдывают собственную теорию превентивного удара. Люди, поддерживавшие мой тезис о "пермском дискурсе" и невозможности исключения агрессора из нарратива о второй мировой войне, делали это, очевидно, не потому что были согласны со мной, а лишь потому что ненавидели "российских либералов", создававших тот спорный нарратив. Исключать факт агрессии из контекста и сосредотачиваться на просчетах жертвы этой агрессии эти люди, как показывает практика, и сами превосходно умеют. Читатели, внимательнейшим образом изучавшие мои разъяснения, что "борьба против коммунизма" и "защита немецкого населения" являлись для фюрера лишь предлогом для расширения Lebensraum, сегодня как заведенные талдычат о моей "поддержке украинских нацистов" и спрашивают, "где я был восемь лет".
Россия собственными танками раздавила свое великое прошлое, и это, к сожалению, останется в мировой истории навсегда. Упражнения в историческом эскапизме и изоляционизме как наглядно показывает советский пример малопродуктивны. Мировая история уже написана и - если планета вообще сохранится - она останется именно такой.
Это последняя запись в блоге. Если кто-то хочет мне что-то сказать на прощание, можно сделать это в комментариях (они скрыты, так что вам нет смысла тратить время на оскорбления).
11 марта я разлогинюсь из жж, и этот блог станет историей до того момента, когда сам Livejournal перестанет существовать.