к истории пленения подполковника б.а. пивенштейна

Dec 31, 2021 10:45

Вероятно, этот комплект документов был бы найден и раньше, но этому препятствовала ошибочная локализация места пленения, указанная в карточке военнопленного А. М. Круглова , бортстрелка Б.А. Пивенштейна [1].
Если бы он действительно был сбит в районе Краматорска (NB! под Краматорском нет села Плавное!), то сведения об этом должны были сохраниться в материалах 3 танковой дивизии вермахта, которая на тот момент стационировалась в Краматорске и соотв. 1 танковой армии, в которую она входила.
После того как по советским документам было установлено, что самолет Пивенштейна был сбит над Амвросиевкой (т.е. в 150 км к югу от Краматорска), стало ясно, что у летчика не было никаких шансов дотянуть до Краматорска и следовательно информацию о его пленении следует искать южнее. Так и случилось: документы были найдены в материалах XVII армейского корпуса (6 армия) и входившей в нее 294 пехотной дивизии.

На прилагаемой карте обозначены ключевые точки несчастливой операции 74 гвардейского штурмового авиаполка. Раньше полк назывался 504 штурмовой авиаполк, в конце марта 1943 г. он был переименован. Пивенштейн был переведен в него в январе 1943 г., с понижением в должности, раньше он был командиром 503 штурмового авиаполка, в 504 штурмовом авиаполку он стал лишь командиром эскадрильи. Командиром полка был назначен полковник Ф.З. Болдырихин. Хотя характеристика Пивеншиейна, составленная в октябре 1942 года, вполне комплиментарна: "пользуется заслуженным авторитетом среди личного состава, дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным, инициативен и энергичен... Делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и социалистической Родины предан" [2], 20 ноября 1942 года в начале операции "Уран" один из летчиков 503 штурмового авиаполка атаковал собственные войска, что вызвало крайнее недовольство командования 8 воздушной армии и привело к снятию Пивенштейна с должности командира полка. [3]

На утро 27 апреля был запланирован первый вылет 74 гв. шап на боевое задание с аэродрома Сельмаш в Ростове (100 км к юго-востоку от нижней правой оконечности карты). Двум группам по 6 самолетов Ил-2 в каждой была поставлена задача уничтожить железнодорожные эшелоны на станции Успенская (обозначена на карте цифрой 1). Каждой шестерке для прикрытия были приданы 7 истребителей Як-1 [4]. Зам командира эскадрильи Хикматулин и его шестерка задание выполнили [5](капитан Хикматулин погиб месяцем позже, 27 мая 1943 года [6]). Подполковник Пивенштейн не опознал цель, ушел существенно западнее в немецкий тыл и двумя заходами бомбардировал станцию Войково (обозначена на карте цифрой 2). На обратном пути над Амвросиевкой (обозначена на карте цифрой 3) шестерка Пивенштейна и ее сопровождение подверглись атаке двух или трех самолетов Messerschmitt-109 и как минимум четырех самолетов Focke-Wulf-190. В дополнение к этому велся зенитный огонь с земли. Группа раскололась на две части: четверка самолетов успешно вернулась на свою территорию, два самолета - подполковника Пивенштейна и младшего лейтенанта Пруцкова -были подбиты. По сообщениям вернувшихся летчиков самолет Пруцкова упал, а самолет Пивенштейна шел курсом 90°, т.е. на восток. По первоначальному донесению самолет не дотянул до своей территории, в журнал боевых действий был внесен более оптимистичный вариант: "предположительно перетянул на свою территорию". Кроме того, защищая самолет командира 85 гв. ИАП Залесского (майор Залесский не вернулся с задания через полгода, в декабре 1943 [7]), младший лейтенант Голюк на самолете Як-1 совершил таран, отрубив правую плоскость немецкого истребителя, после чего выбросился с парашютом [8].

Самолет Пруцкова был вынужден сесть в районе Большого Мешкова (обозначено на карте цифрой 4), экипаж был немедленно пойман и допрошен в тот же день [9]. Тот же документ дает иную картину боя советских и немецких истребителей: самолет Голюка также был вынужден сесть к востоку от Степановки (обозначена на карте цифрой 5), о немецких потерях упоминаний нет. Голюк был допрошен на следующий день [10]. Пивенштейну и раненому в воздушном бою Круглову в отличие от других летчиков удалось избежать пленения сразу после посадки. Они приземлились между Степановкой и Кутейниково (место обозначено на карте цифрой 6) и попытались пробраться к линии фронта. В ночь на 30 апреля (т.е. через два с половиной дня после посадки) они были схвачены в районе Ново-Александровский (место обозначено на карте цифрой 7) [11], после чего Пивенштейн был допрошен [12].



[1] Карточка лейтенанта А.М. Круглова. ЦАМО РФ, картотека военнопленных офицеров. Цит. по ОБД "Мемориал".
[2] ЦАМО РФ. Ф. 22739. Оп. 143537сс. Д. 1. Л. 25. Здесь и далее советские документы цит. по БД "Память народа".
[3] ЦАМО РФ. Ф. 346. Оп. 5755. Д. 26. Л. 314. Благодарю В.Ю. Цуркан за любезное указание на источник.
[4] ЦАМО РФ. Ф. 22185. Оп. 214767c. Д. 1. Л. 2. Немецкие наблюдатели 294 пд зафиксировали около 30 самолетов, см. Ic Zwischenmeldung 294 ID. vom 27.04.1943, NARA T315 Roll 1948.
[5] ЦАМО РФ. Ф. 20002. Оп. 1. Д. 2. Л. 2.
[6] ЦАМО РФ. Ф. 20002. Оп. 2. Д. 10. Л. 2.
[7] ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11458. Д. 61.
[8] ЦАМО РФ. Ф. 20036. Оп. 1. Д. 24. Л. 270.
[9] Ic Meldung XVII AK vom 27.04.1943, NARA T314 Roll 585 Frame 1075
[10] Ic Meldung XVII AK vom 28.04.1943, NARA T314 Roll 585 Frame 1078
[11] Ic Zwischenmeldung 294 ID. vom 30.04.1943, NARA T315 Roll 1948.
[12] Vernehmungsbericht №77 294 ID vom 30.04.1943, NARA T315 Roll 1948.

Публикация И. Петрова. При цитировании или републикации ссылка на источник обязательна.
Если какое-то издание заинтересовано в публикации полного комплекта документов, включая протокол допроса - напишите.
Previous post Next post
Up