катынь и "комиссар меркулов"

Dec 05, 2020 17:46

Прошло 11 месяцев с того момента, как я объявил эксперимент: ищем лагеря № 1-ОН, № 2-ОН и № 3-ОН, можно подвести некоторые итоги.
Они таковы: не поступило ни одного ответа по существу. То есть я не рассчитывал на то, что кто-то сумеет найти следы лагерей в немецких документах (это невозможно, так как эти лагеря выдуманы комиссией Бурденко), но, похоже, никто даже и не пытался искать. То есть не поступило ни одного комментария типа просмотрел ролик фырфырнадцать, ничего не нашел, но не отчаиваюсь, перехожу к ролику фырфацать. Понятно, что среди сторонников "версии комиссии Бурденко" есть как искренне заблуждающиеся, так и готовые "за правое дело врать всем колхозом". Но, похоже, численность первой группы я существенно переоценивал.

В отличие от упомянутых выше борцов за "правое дело" я, если берусь искать интересные мне документы, то иногда их нахожу. В январском обсуждении возникла тема "комиссара Меркулова".
В книге Чеслава Мадайчика "Катынская драма" говорится:

В сентябре 1941 года войска фельдмаршала Ф. Бока заняли Смоленск и его окрестности, включая катынский лес. Но уже 2 августа один из допрашиваемых советских военнопленных, Меркулов, дал показания, что ему достоверно известно, что все польские офицеры, взятые в плен в 1939 году, были уничтожены. На первых порах эту информацию трудно было проверить, не обнаружив могил. Тем не менее после занятия окрестностей Смоленска войсками вермахта такие попытки не предпринимались.
Мадайчик здесь ссылается на Альфреда де Заяса, который в свою очередь писал:

The War Crimes bureau received its first report of the massacre in August I941 from Soviet Commissar Merkuloff, who claimed to know with absolute certainty that all Polish officers who had been taken prisoner by the Soviet Army in the course of the Russian- Polish war of I939 had been executed.
Мне потребовалось некоторое время, чтобы добраться до оригинального немецкого документа, на который ссылается де Заяс, при этом обнаружилось, что оба историка допустили небольшие неточности. Допрос Меркулова никак не связан со взятием Смоленска, как можно понять из текста Мадайчика. Меркулов был пленен не под Смоленском, а в Лапландии. Кроме того, он по званию не был комиссаром, а лишь помощником политрука (призван как рядовой).

Итак, найденный мной оригинальный документ.


Командование армии Норвегия.
Командный пункт Финляндия.
2.8.1941 Abt. Ic Az,E 2 Nr. 668/41 g.
Допрос русс[кого] военнопленного Меркулова, который был пленен на участке 169 дивизии.
Получив приказ, русский переводчик рядовой Фоттелер поговорил с военнопленным Меркуловым в частном порядке.
М[еркулов] по профессии учитель, производит впечатление образованного человека, изучал в школе немецкий, французский и английский. Если верить его показаниям, М[еркулов] жил в хороших материальных условиях. По причине этого хорошего материального положения и его высокой по русс[ким] масштабам образованности, М[еркулов] показался подозрительным. В лагере военнопленных в Салле теперь выяснилось, что М[еркулов] был политруком.
М[еркулов] показал ср[еди] пр[очего]:
В России можно жить хорошо, если у тебя более-менее хорошее место работы или должность, но если работаешь на селе, то считай, что свою могилу уже выкопал. М[еркулов] женат и жалеет свою жену и их ребенка, так как из-за его пленения они больше не получат довольствия. Он интересовался тем, как обращаются с русс[кими] военнопленными. На встречный вопрос, как обращаются с немецкими военнопленными, он объяснил:
"Солдаты должны работать, члены партии расстреливаются, неважно, солдаты или офицеры. Офицеры, не состоявшие в партии, отправляются в ссылку на 10-15 лет. Но сосланные не протянут и двух лет, так как с ними будут обращаться соответственно".
Кроме того он говорит, что точно знает, что все польские офицеры, которые в ходе русс[ко]-поль[ской] войны 1939 года попали в русс[кий] плен, были расстреляны.
подп. [подпись]
Несмотря на то, что в доступной версии допроса нет ни имени, ни даты рождения, установить личность допрашиваемого благодаря ОБД Мемориал можно.
Это Сергей Ильич Меркулов, родившийся в д. Подберезье Кимрского р-на (ныне входит в г. Дубна), призванный рядовым и назначенный политруком 2 роты 420 стрелкового полка 122 стрелковой дивизии. По данным ОБД он погиб 24 июля 1941 г. на сопке Юнгойванселькя.



Действительно, в этот день 420 сп предпринял неудачную попытку наступления на сопку, которую оборонял 378 пехотный полк 169 пехотной дивизии вермахта. Совпадают номер немецкой дивизии и (с точностью до нескольких дней) дата, так что мы можем быть уверены, что допрашиваемый именно Сергей Ильич Меркулов. Дальнейших сведений о нем в ОБД нет, то есть войну он скорее всего не пережил.

Что касается показаний С.И. Меркулова, то, строго говоря, их трудно однозначно увязать с расстрелами поляков весной 1940 года. Разумеется, он мог каким-то частным образом получить информацию о расстрелах в Катыни или Медном, но столь же вероятно и то, что он просто пересказывал циркулировавшие в народе слухи - как и в рассказе о ссылке пленных офицеров вермахта на 10-15 лет (в 1941 г. пленных немецких офицеров направляли в лагеря военнопленных без судов и приговоров). Серьезный историк должен был оговорить при цитировании ненадежность источника, но мы знаем Альфреда де Заяса как историка пристрастного и политизированного, и здесь он свою репутацию вполне подтвердил.

Вниманию комментаторов: под этой записью можно обсуждать историю С.И. Меркулова и его допрос. Здесь можно приводить немецкие документы об обнаружении лагерей № 1-ОН, № 2-ОН и № 3-ОН.
Агитировать "за правое дело" (в т.ч. в форме каверзных вопросов, визионерских прозрений и табельных фельетонов) в комментариях не следует. Вы просто даром потратите свое время. Чтобы стереть любой, даже самый длинный, тред, мне нужно всего два клика.

документы: фрайбург, катынские свидетели

Previous post Next post
Up